Удар по карману: какую налоговую реформу запланировала власть

Удар по карману: какую налоговую реформу запланировала власть

К чему готовиться бизнесу и гражданам

Этот материал также доступен на украинском
Удар по карману: какую налоговую реформу запланировала власть
Фото: pixabay.com

В Кабинете Министров и Верховной Раде всерьез говорят о налоговой реформе. В очередной раз. Так что кассовые аппараты для всех предпринимателей (те самые скандальные законопроекты №1053-1 и №1073, которые уже подписал президент Владимир Зеленский) и существенное увеличение штрафов за уклонение от уплаты налогов (законопроект №1080, тоже подписан) – это только начало.

Основной этап налоговой реформы запланирован на 2020 год, а к 2021-му правительство и депутаты намерены закончить перезагрузку налогового законодательства. Премьер-министр Алексей Гончарук пообещал, что налогообложение будет предельно простым и необременительным.

Впрочем, реформа не означает, что налогов станет меньше или ставки будут ниже. Данил Гетманцев, председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики объясняет: цель – прийти к такой налоговой системе, которая обеспечит налогообложение всех без исключения доходов. И физлиц, и бизнеса. Так что спрятать в кубышку и дождаться лучших времен, увы, не удастся. Mind изучил основные законодательные инициативы фискальной направленности – и объясняет, кому и чем вскоре придется делиться с госказной.

Начало: фискализация бизнеса

Первый этап реформы, по сути, стартовал. Начали со скандала – с массовой фискализации бизнеса. Но в качестве небольшой компенсации предпринимателям обещают упростить администрирование.

Речь идет о двух законопроектах: №1210 и дополняющем его №1209 с одинаковым длинным названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об совершенствовании администрирования налогов, устранении технических и логических неувязок в налоговом законодательстве».

Причем, их первоначальная редакция по многим пунктам противоречит этому названию. Законопроекты предполагают увеличение штрафов для плательщиков НДС, введение налогообложения курсовых разниц, увеличение сроков налоговых проверок.

В профильном комитете признали, что документ «слегка жестковат», и его нужно дорабатывать. Поэтому в сессионном зале появится более адекватная редакция. А принимать законопроект будут совсем скоро. До конца 2019 года – это точно.

Чем компенсируют давление? Прежде всего, плательщикам обещают компенсации за неподобающее поведение налоговиков. Скажем, пришел инспектор на проверку и незаконно оштрафовал компанию – ей государство будет обязано заплатить возмещение. Кроме того, появится Апелляционный совет, который будет заниматься жалобами налогоплательщиков. И этот совет будет не при налоговой службе, то есть можно надеяться на его объективность. Также будет упрощена отчетность по трансфертному ценообразованию (ТЦО).

Как будут проходить налоговые проверки? В вопросах, которые касаются длительности проверок, налоговый комитет парламента не хочет уступать. Его представители говорят, что фискалам катастрофически не хватает времени на то, чтобы нормально проверять бизнес. Напомним, длительность плановой проверки, в зависимости от размера налогоплательщика, может составлять 10–30 дней с правом продления на 5–15 дней; внеплановой проверки – 5–15 дней с возможностью пролонгации на 2–10 дней. То есть, по мнению депутатов, месяц-полтора на проверку – это мало.

Налоги на зарубежный бизнес. Немало открытий ожидает собственников контролируемых иностранных компаний (КИК). О них в законопроекте №1210 тоже не забыли. КИК – это зарубежное лицо или образование без статуса юрлица (партнерство, траст), которое контролирует резидент Украины. Главная идея законодателей – заставить собственников КИК платить налоги в Украине.

Бенефициар такой компании будет обязан сообщить о ней в украинскую налоговую, задекларировать полученную этой компанией прибыль и уплатить с нее налог. А в свете того, что Украина в 2020 году намерена присоединиться к глобальной системе автоматического обмена налоговой информацией, находить собственников КИК, которые пытаются «прятаться», налоговики смогут без особых проблем.

Правда, собственникам иностранных компаний обещают дать переходный период для того, чтобы они «вспомнили» о своем бизнесе за рубежом и легализовали его в Украине.

Продолжение: контроль капиталов

Большой пакет налоговых новаций депутаты готовят на весну 2020 года. Один из вопросов, к которому вернутся законодатели – это налог на выведенный капитал.

Введут ли НнВК? Несмотря на то что обсуждение этого налога идет еще с 2016 года, единого мнения по поводу того, насколько он жизнеспособен в украинских реалиях, нет.

Тот же Данил Гетманцев идею НнВК вроде бы и не отметает, но настаивает на широкой дискуссии. Как со сторонниками налога, так и с противниками. Кроме того, у властей до сих пор нет понимания, чем перекрыть потери госбюджета от отмены налога на прибыль.

Что мешает внедрению НнВК? По оценкам Министерства финансов, в первый же год после введения НнВК госказна не досчитается 45–50 млрд грн. Хотя еще год назад авторы законопроекта о налоге на выведенный капитал предлагали свои компенсаторы. Например, от легализации игорного бизнеса – до 10 млрд грн дополнительных поступлений в год, от внедрения электронных акцизных марок – еще 15–20 млрд грн, за счет верификации получателей субсидий и пенсий – тоже до 20 млрд грн дополнительных доходов в госбюджет. А еще есть контрабанда, огромный нелегальный рынок спирта, где крутятся десятки миллиардов гривен.

Ну и МВФ по-прежнему против НнВК. А к мнению фонда новая власть прислушивается не меньше, чем предыдущая. Это хорошо заметно по риторике Гончарука, который надеется на подписание с МВФ новой программы сотрудничества уже до конца 2019 года.

Так что НнВК если и будет – то не раньше 2021 года. И то, появление этого налога под большим вопросом.

Что будет с рентными платежами? Займутся депутаты пересмотром региональных налогов, чтобы увеличить поступления в местные бюджеты. В первую очередь это коснется рентных платежей и экологического налога.

Кстати, норма об увеличении ставок ренты на добычу железной руды есть в упомянутом уже законопроекте №1210. Чуть позже стало известно, что пересмотр ставок для железной руды отложат. Но зато Гетманцев анонсировал увеличение ренты на марганцевую руду с 5 до 6,25%. При этом он заявил, что повышение рентных отчислений все равно будет, так как в Украине рентные ставки находятся на низком по сравнению с другими странами уровне.

Будут ли блокировать НДС-накладные? От системы блокировки НДС-накладных, которая все равно рикошетом цепляет добросовестный, прозрачный бизнес, никто отказываться не собирается. Законодательство об НДС в 2020 году хотят привести к европейским стандартам и упростить администрирование этого налога. Впрочем, как показывает практика последних лет, все упрощения, связанные с НДС ( внедрение и электронного администрирования, и системы блокировки накладных) вызывали массу жалоб со стороны бизнеса. 

Достаточно вспомнить ситуацию в мае 2019 года, когда вступили в силу новые критерии блокировки НДС-накладных, и буквально за месяц число приостановленных накладных выросло вдвое.

Что ждет ФЛП и упрощенцев? Еще один большой блок – это реформирование налогообложения малого бизнеса и физлиц. Правда, темы упрощенной системы налогообложения профильный комитет избегает. Вернее, депутаты обещают единый налог не резать, но в то же время признают, что со злоупотреблениями и конвертационными центрами нужно бороться. Только вот как именно – пока не знают.

Единственное, что известно – это неизбежная отмена ЕН для юридических лиц в случае внедрения налога на выведенный капитал. Предпринимателей-физлиц на едином налоге трогать никто не будет (за исключением кассовых аппаратов, конечно).

Как будет проходить амнистия капиталов? Рядовых налогоплательщиков ждут серьезные изменения. Это «нулевое» декларирование, или амнистия капитала. Называют по-разному, хотя суть – одна и та же. На сегодняшний день есть два законопроекта, в которых прописана процедура разового декларирования. №1232 – от правящей партии «Слуга народа» и №1183 – от представителей партии «Европейская солидарность».

Каждому гражданину Украины дадут возможность единоразово задекларировать все доходы и активы, скрытые от налогообложения, и уплатить с них налог на доходы по номинальной ставке. При этом никаких последствий (штрафов, преследования со стороны налоговых органов), если средства получены законным путем, не будет.

Что придется платить потом? В зависимости от типа дохода, актива и имущества, ставка НДФЛ после декларирования составит 9–10%. Те, кто разместят свои сокрытые сбережения на счету в одном из госбанков или купят гособлигации, заплатят 2,5–5%.

Налогоплательщиков, которые не захотят «светить» свои «закрома», налоговая все равно возьмет на учет и будет считать, что у них есть имущество и активы, эквивалентные сумме 1 млн грн (по законопроекту №1183) или 300 000 грн (по законопроекту №1232). И если плательщик уже после амнистии начнет активно сорить деньгами, налоговая будет иметь право начислить налог уже не по льготной, а полной ставке.

Введут ли налог на расходы? Внедрять механизм контроля доходов по расходам (так называемые косвенные методы) власти пока не планируют. По крайней мере в законопроекте №1232, который скорее всего пойдет на голосование, такой инициативы нет.

По словам Данила Гетманцева, в украинских реалиях косвенные методы себя не оправдают и будут неэффективными. Поэтому, если налоговики и начнут следить за расходами украинцев, то года после 2025, не раньше.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате