Политические рельсы: почему железнодорожное сообщение с РФ не закроют
И как еще наши сограждане добираются в недружественное соседнее государство

«Куда прибывает московский поезд?» – нервно переспрашивает пассажиров на киевском вокзале молодая женщина. То, как она растягивает гласные звуки, выдает в ней коренную жительницу Москвы. «Первая платформа?» – недоверчиво переспрашивают друг у друга и украинцы. Еще больше пассажиры московского поезда удивляются, когда на платформу подают состав с новыми вагонами. «Что-то явно меняется», – замечает один из провожающих, и по его задумчивому виду сложно сказать, нравится ему это или нет.
Понять удивление и растерянность можно – еще год назад в Украине на уровне правительства вовсю говорили о полном закрытии железнодорожного сообщения с РФ. Mind решил вспомнить, с чего началась вся эта эпопея и почему она ничем не закончилась.
Кто инициировал? «Сегодня подписал один исторический документ. В Москву будут ходить только медведи, как в старые добрые времена», – написал 16 августа 2018 года Владимир Омелян, тогда еще министр инфраструктуры Украины, на своей странице Facebook. По словам Омеляна, речь шла об украинско-российских транспортных ограничениях, которые касались прекращения железнодорожного сообщения. Документ, подписанный министром, не публиковали – информации был присвоен статус «Для служебного пользования». Известно лишь, что данный вопрос должны были рассмотреть в Кабмине и Совете национальной безопасности и обороны Украины.
В УЗ тогда сообщали, что готовы прекратить сообщение с Россией, если в правительстве примут такое решение.
Зачем закрывать? У причины – политический характер, но в пользу закрытия железнодорожного сообщения в МИУ приводили еще один аргумент – пассажиропоток между странами сокращается. «В прошлом году впервые в истории Украины количество поездок железнодорожным транспортом в страны ЕС превысило количество поездок в сторону РФ. Поэтому сокращение количества поездов в РФ было абсолютно объективным. Возить воздух не имеет смысла», – прокомментировал ситуацию в мае 2019 года в интервью одному из СМИ Владимир Омелян.
Как действовали? На самом деле сокращать количество поездов, курсирующих между странами, начали сразу после ухудшения украинско-российских отношений. Но первыми это сделали Российские железные дороги (РЖД) – в 2014 году перевозчик отменил четыре из пяти своих поездов (оставили поезд Москва – Кишинев), на которых можно было доехать в Украину.
От «Укрзализныци» в 2014 году в Россию и обратно курсировали 19 поездов, в том числе два – из Крыма. По состоянию на осень 2018 года – уже восемь поездов. В начале этого года в УЗ начали сокращать периодичность отправления составов в российском направлении. Теперь поезда № 24/23 Одесса – Москва – Одесса и № 20/19 Харьков – Москва – Харьков ходят через день. Также отечественное транспортное ведомство убрало из составов беспересадочные вагоны из Кременчуга, Ивано-Франковска и Черновцов.
Сейчас, кроме восьми составов формирования «Укрзализныци», в РФ ездят еще пять пассажирских поездов других железных дорог, но все они идут через нашу страну транзитом. Это три поезда Железной дороги Молдовы, и по одному – Российских железных дорог и Азербайджанских железных дорог.
Что с пассажиропотоком? В 2018 году в Россию и обратно УЗ перевезла около 1,6 млн пассажиров. Это почти в 6,5 раз меньше, чем в 2013-м, и на 20% меньше, чем в 2017-м. В среднем пассажиропоток между странами последние три года падал на 17% ежегодно. При этом стоимость билетов, наоборот, – росла. Если в 2015 году билет в плацкартный вагон поезда Киев – Москва стоил немногим более 1000 грн, то сейчас дорога в одну сторону обойдется почти в 2000 грн.

Стали ли в целом украинцы меньше ездить в Россию? Резкое сокращение визитов произошло в 2014 году, но тогда Украина потеряла Крым и часть Донбасса. А этот фактор, наряду с крайне напряженными отношениями между странами, также повлиял на статистику. С 2016 года количество посещений РФ, наоборот, увеличивается.
Важен еще один момент – в октябре 2015 года РФ закрыла авиасообщение с Украиной. И с того времени авиапассажиры добираются в крупные города России в основном через Кишинев и Минск – и, соответственно, не попадают в упомянутую статистику украинских пограничников.
На чем ездят? Скорее всего, украинцы просто сменили железнодорожный транспорт на автомобили и автобусы. За последние четыре года в Украине выросло количество нелегальных перевозчиков, специализирующихся на перевозках в РФ. Билет на автобус стоит в 2,5–3 раза меньше, чем железнодорожная поездка. А поисковик Google по запросу «автобус Киев – Москва» выдает десятки тысяч предложений.
Жители приграничных городов решают проблему иначе – например, харьковчане добираются в ту же Москву из Белгорода поездами РЖД – так выходит почти в два раза дешевле, чем поездом формирования УЗ из Харькова.
Каковы перспективы? По данным МВД Российской Федерации, в 2018 году на территории РФ проживало 170 500 украинцев, имеющих вид на жительство в этом государстве. На учете в миграционной службе тогда же состояло свыше 1,76 млн украинцев. При этом Российская служба статистики сообщает, что количество трудовых мигрантов из Украины с 2014 по 2018 год упало в три раза – с 47 700 человек до 14 800.
О снижении количества украинцев, выезжающих на заработки в Россию, свидетельствуют и опросы Госкомстата Украины: если в 2012 году число трудовых мигрантов в российском направлении достигало 510 000 человек, то в 2017-м – уже 343 000. Такая динамика говорит о том, что РФ как рынок труда теряет свою привлекательность для наших соотечественников.
Но есть другой важный аспект – родственные связи между жителями Украины и России. По данным ООН, в РФ проживает около 3 млн украинцев, но в эту цифру входят не только мигранты, но и граждане, которые родились в Украине, но после распада СССР остались жить в РФ.
В прошлом году Министерство экономического развития и торговли на основе изучения данных мобильных операторов опубликовало рейтинг стран, в которые чаще всего ездят жители Украины. Россия оказалась на втором месте, первое заняла Польша. Так, по итогам первого полугодия 2018 года Польшу посетили 3,6 млн украинцев, а Россию – 2,3 млн.
Поэтому пока транспортное сообщение с РФ остается востребованным у жителей нашей страны. В сегменте пассажирских перевозок «Укрзализныци» российское направление также значимое: поезда Киев – Москва, Одесса – Москва и Киев – Санкт-Петербург входят в топ-5 самых прибыльных и наиболее заполняемых составов УЗ.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].