Реалии бюджета-2020: кто получит больше по сравнению с 2019 годом

Реалии бюджета-2020: кто получит больше по сравнению с 2019 годом

А какие расходы будут сокращены и почему

Этот материал также доступен на украинском
Реалии бюджета-2020: кто получит больше по сравнению с 2019 годом

Закон о государственном бюджете на 2020 год, принятый парламентом в «турборежиме» еще 14 октября 2019 года, был подписан президентом Зеленским 11 декабря. Но, несмотря на продолжительность завершения всех процедурных тонкостей, главная смета страны была одобрена всеми участниками процесса, и Украина наконец получила основной финансовый план на следующий год.

Между рассмотрением законопроекта парламентом в первом и втором чтении документ претерпел существенные изменения. К первому чтению правительство предлагало парламентариям утвердить значительно более скромные показатели бюджета и, в частности, социальные расходы. Но после ряда критических замечаний от оппозиционных депутатов Кабмин совместно с парламентским бюджетным комитетом решил не столь строго «затягивать пояса».

Mind сравнил показатели доходов и расходов госбюджета 2019 и 2020 годов, чтобы понять: отличается ли подход новой власти к вопросу формирования бюджета от подхода ее предшественников.

Основные показатели

Доходы госбюджета Украины на 2020 год составят 1,093 трлн грн (по общему фонду – 974,67 млрд грн, по специальному – 118,998 млрд грн). Расходы же бюджета в целом должны составить 1,18 трлн грн (общего фонда – 1,052 трлн грн, а специального – 127,92 млрд грн). Фактически ко второму чтению доходы бюджета были увеличены на 14,18 млрд грн (на 1,3%), а прогноз расходов вырос на 10,096 млрд грн (или на 0,9%).

В то же время уточненный между первым и вторым чтениями прогноз номинального ВВП составил 4510,8 млрд грн (предварительно подавался прогноз – 4551,7 млрд грн), его реальный рост предусмотрен на уровне 3,7% (ранее прогнозировалось – 3,3%), индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) – 105,5%, а реальный прирост зарплаты ожидается на уровне 10,1%.

При этом в окончательной версии закона о госбюджете курс гривны к доллару был изменен: среднегодовой прогнозный курс валюты должен составить 27 грн/$1, хотя предварительно предполагалось 28,2 грн/$1. На конец 2020-го – 27,5 грн/$1, предыдущий прогноз предусматривал 29,4 грн/$1.

Предельный объем дефицита бюджета зафиксирован на уровне 94,3 млрд грн: общего фонда – 72,365 млрд грн, а спецфонда – 21,91 млрд грн.

Сравнение некоторых доходов государственных бюджетов 2019 и 2020 годов, млн грн

Название статьи

2019

2020

динамика, %

Налог и сбор на доходы физических лиц

106 155,3

129 364,4

21,9

Налог на прибыль предприятий

92 600,0

118 900,0

28,4

Рентная плата и плата за использование природных ресурсов

48 630,9

55 334,9

13,8

Акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции)

89 416,9

87 839,0

-1,8

Акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции)

44 262,6

53 112,0

20,0

Податок на додану вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг) з урахуванням бюджетного відшкодування

94 600,0

96 800,0

2,3

Налог на добавленную стоимость с ввезенных на территорию Украины товаров 

339 400,0

349 500,0

3,0

Налоги на международную торговлю и внешние операции

31 295,0

32 175,0

2,8

Другие налоги и сборы

2 768,3

3 524,0

27,3

Доходы от собственности и предпринимательской деятельности

93 378,9

86 327,6

-7,6

Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности

9 588,2

15 662,2

63,3

Другие неналоговые поступления

13 946,1

16 402,3

17,6

Собственные поступления бюджетных учреждений 

32 284,0

36 395,1

12,7

Доходы от операций с капиталом

1 235,3

646,1

-47,7

Официальные трансферты (от Европейского союза, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений)

1 854,3

2 733,6

47,4

Целевые фонды

167,4

189,5

13,2

Реверсная дотация

6 791,9

8 763,4

29,0

Итого доходов:

1 008 375,1

1 093 669,1

8,5

Официальные трансферты в структуре доходов бюджета должны составить 8,763 млрд грн.

Насколько реалистичны эти показатели?

По мнению бывшего народного депутата Тараса Чорновила, доходная часть бюджета на 2020 год выглядит не слишком реалистичной. По его словам, в финальной версии документа удивил рост ожидаемого ВВП на уровне 3,7% (ранее планировалось 3,3%), ведь в последнее время продолжается существенное падение показателей промышленного производства. «Оно за собой автоматически влечет падение ВВП и становится основой падения доходов бюджета», – отметил он, спрогнозировав секвестр госбюджета-2019, что впоследствии и произошло.

В то же время исполнительный директор Центра экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук считает показатели доходов госбюджета на 2020 год в основном реалистичными. «Я думаю, это, конечно, оптимистичный план, ведь там прогнозируется рост ВВП на уровне 3,7%. Но он может стать реальностью, если правительство будет продолжать делать правильные шаги, будет привлекать инвесторов, если нам повезет с урожаем следующего года», – считает эксперт.

Он отметил, что падение промышленности, которое наблюдается уже в течение года, особо не отразилось на показателях темпов роста рынка услуг, аграрного производства и потребления.

«У нас за первые девять месяцев 2019 года прирост составил около 4%, 4,6% – ІІ квартал и 4,2% – ІІІ квартал. Как будет в следующем году? Я считаю, что наши успешные урожаи – это больше случайность, а не закономерность. Аграрные эксперты констатируют, что в этом большую роль играют благоприятные погодные условия, а на таком факторе нельзя построить устойчивый рост на многие годы вперед. С другими же секторами у нас пока не очень складывается: действительно приходят портфельные инвесторы, которые покупают наши долги, нам повезло с урожаем, везет и с тем, что наши эмигранты переводят деньги сюда, а не оставляют у себя. Но это не та основа, которая даст длительный прирост», – убежден эксперт.

Кому перепадет больше всего?

Показники видатків держбюджету України на 2020 рік свідчать про оптимізм  уряду. Першочерговими пріоритетами, згідно з документом, визначено  вирішення соціальних питань, оборонної сфери,  охорони здоров’я, внутрішніх справ та питань освіти.

Реалії бюджету 2020: хто отримає найбільше порівняно з 2019 роком

Так из 293,4 млрд грн, которые предусмотрено предоставить Министерству социальной политики (в 2020 году эта сумма составила 177,4 млрд грн), 62,5 млрд грн планируется направить на выплату «некоторых видов пособий, компенсаций, денежного обеспечения и оплаты услуг отдельным категориям населения», еще 47,5 млрд грн пойдут на льготы и жилищные субсидии гражданам для оплаты жилищно-коммунальных услуг и приобретение различных видов топлива.

Финансирование Пенсионного фонда в 2020 году возрастет до 172,5 млрд грн, в то время как в 2019 году его финансирование предполагалось на уровне 166 млрд грн.

Расходы, закрепленные за Министерством здравоохранения, вырастут на 163% и составят около 98 млрд грн. А Национальная служба здоровья в 2020 году получит почти на 53 млрд грн больше – 72,289 млрд грн (в 2019 году тогда еще вновь созданной НСЗУ было выделено 19,258 млн грн).

Как пояснил Mind член бюджетного комитета ВР Алексей Гончаренко, это объясняется тем, что именно через Национальную службу здоровья происходить финансирование медицинских целей вместо предоставления медицинских субвенций областным бюджетам. Такое увеличение финансирования также объясняется продолжением реализации медицинской реформы, которая уже со ІІ квартала 2020 года будет иметь измененную модель функционирования.

Объединение некоторых министерств, вопреки ожиданиям о сокращении расходов, очевидно, приведет к их росту. Так, Министерство энергетики и защиты окружающей среды теперь сможет распоряжаться аж 16,09 млрд грн, в то время как в 2019-м совокупные расходы соответствующих министерств могли бы составить около 12 млрд грн: Минэнерго имело право распоряжаться лишь 3,7 млрд грн, а Минэкологии – 8,3 млрд грн.

То же касается и слияния Министерства молодежи и спорта с Министерством культуры в Министерство культуры, молодежи и спорта, ведь в 2020 году на его нужды планируется потратить около 15,08 млрд грн, в то время как в 2019-м расходы обоих министерств совместно составляли около 9,687 млрд грн (+4,081 млрд грн).

Из них на государственную поддержку кинематографии предусмотрено направить более 758 млн грн, а на «сохранение историко-культурного и архитектурного наследия в национальных и государственных заповедниках» предусмотрено 469 млн грн, на обеспечение деятельности музеев, библиотек и просветительских центров выделено почти 800 млн грн (в 2019 году на эти цели было направлено около 730 млн грн), а финансовая поддержка национальных театров составит 1,385 млрд грн (в 2019-м – 1,157 млрд грн).

В то же время бюджетом следующего года до 50 млн грн уменьшается финансирование статьи «производство (создание) и распространение фильмов патриотического направления», в то время как в 2019-м на эти цели было направлено около 708 млн грн.

При этом в спортивной сфере предусмотрены средства на развитие физической культуры, спорта высших достижений и резервного спорта – 1,893 млрд грн, реализацию государственного инвестиционного проекта по реконструкции легкоатлетического ядра спорткомплекса «Атлет» в Киеве.

В то же время бюджет не предусматривает финансирования деятельности Министерства информационной политики, на деятельность которого в 2019 году предполагалось 545,6 млн грн, а на вновь созданное Министерство цифровой трансформации в 2020-м планируется потратить около 153,5 млн грн бюджетных средств.

Расходы бюджетов 2019–2020 годов на министерства, млн грн

Министерство

2019

Министерство

2020

Разница в %

Министерство внутренних дел Украины

82 329,3

92 966,4

12,9

Министерство энергетики и угольной промышленности Украины

3 711,2

Министерство энергетики и защиты окружающей среды Украины

16 096,6

34,0

12 015,2

Министерство экологии и природных ресурсов Украины

8 304,0

Министерство экономического развития и торговли Украины

6 531,1

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины

17 949,1

-14,9

21 091,1

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины

14 560,1

Министерство иностранных дел Украины

4 419,4

4 682,7

6,0

Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины

165,2

Министерство по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины

534,1

223,3

Министерство культуры Украины

6 798,7

Министерство культуры, молодежи и спорта Украины

15 084,7

55,7

9 687,8

Министерство молодежи и спорта Украины

2 889,1

Министерство обороны Украины

101 444,2

117 509,3

15,8

Министерство образования и науки Украины

37 828,5

44 511,5

17,7

Министерство здравоохранения Украины

37 307,8

98 183,3

163,2

Министерство социальной политики Украины

177 425,0

293 402,9

65,4

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины

2 974,8

Министерство развития общин и территорий Украины

2 484,8

-16,5

Министерство инфраструктуры Украины

3 276,2

4 954,8

51,2

Министерство финансов Украины

15 041,7

18 886,7

25,6

Министерство юстиции Украины

13 800,5

14 341,9

3,9

Министерство информационной политики Украины

545,6

0

-100

Объединенное Министерство культуры, молодежи и спорта имеет право потратить в 2020 году около 15 млрд грн, при том что объединенные расходы Министерства культуры и Министерства спорта в 2019-м должны составить 9,68 млрд грн.

В то же время объединенные Министерство аграрной политики и Министерство экономического развития и торговли получат для использования меньше бюджетных средств – новое Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства будет контролировать расходование только 17,9 млрд грн, в то время как общие расходы соответствующих министерств в 2019 году должны составлять около 21 млрд грн.

В общем расходы государства, главными распорядителями которых будут министерства, составят около 741,5 млрд грн, хотя в 2019 году эта сумма составляла 519,3 млрд грн.

Не менее существенно возрастет финансирование государством высших органов власти. В частности, на 2 млрд грн будет увеличено финансирование хозяйственно-финансового департамента секретариата Кабмина, что на 124% превышает соответствующую статью расходов бюджета 2019 года. Из них расходы на секретариат Кабмина, в 2019-м составлявшие 848 млн грн, в 2020 году вырастут на 25,6% и достигнут 1,065 млрд грн.

Еще на 338 млн грн (на 20,3%) возрастет финансирование парламента. При этом расходы на осуществление законотворческой деятельности парламента возрастут с 882 млн грн до 1,052 млрд грн (на 19,4%). В то же время деятельность президента и его Офиса будет стоить гражданам на 3% меньше, чем в прошлом году, – 916 млн грн. Само же Государственное управление делами (ГУД), включая расходами на президента и его Офис, будет распоряжаться 2,4 млрд грн бюджетных средств, что почти на 5% больше соответствующего показателя по расходам бюджета-2019.

Но ГУД должно обеспечивать государственными деньгами не только Офис президента и деятельность лично Владимира Зеленского. Например, на «финансовую поддержку санаторно-курортных учреждений и учреждений оздоровления» оно должно направить около 86 млн грн (в 2019 году предполагалось около 67 млн грн), а на «сохранение природно-заповедного фонда в национальных природных парках и заповедниках» еще около 96 млн грн (в 2019-м было предусмотрено около 80 млн грн).

Приблизительно на 15% возрастет финансирование государством потребностей судебной власти. Больше всего средств среди центральных судов получит Верховный Суд Украины – 2,38 млрд грн (на 17,7% больше, чем в 2019-м), а меньше всего – Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности – 31 млн грн (на 5,2% больше, чем годом ранее).

Реалії бюджету 2020: хто отримає найбільше порівняно з 2019 роком

Финансирование регионов

Значительно хуже ситуация с государственным финансированием потребностей областных администраций, ведь все без исключения ОГА получат в 2020 году в среднем на 26% меньше государственных денег из центрального бюджета, чем годом ранее. В первую очередь сокращение бюджетных расходов коснется Винницкой ОГА (-31,8%), Хмельницкой (-30,6%) и Житомирской (-30,5%). Меньше всего сокращение расходов госбюджета на нужды регионов затронет Черновицкую ОГА (-21,2%), но в 2019 году ее финансирование было низким.

Реалії бюджету 2020: хто отримає найбільше порівняно з 2019 роком

В Винницкой ОГА считают, что такое сокращение расходов центрального бюджета на регионы вызвано тем, что отныне областные администрации не будут выступать транзитерами средств, направляемых центральным бюджетом в регионы на медицинские нужды. По словам председателя Винницкой областной государственной администрации Владислава Скальского, в бюджете на 2020 год уже нет таких статей, как субсидии или выплаты льгот: «Эти расходы будут финансироваться без привлечения областного бюджета. Областной бюджет все больше и больше теряет функции транзита. Здравоохранение вторичного и третичного уровня с 1 апреля будет финансироваться напрямую Национальной службой здоровья Украины».

Он отметил, что речь идет об изменении стратегического подхода – от финансирования по сметам и «содержание стен, кроватей и подобного к финансированию качественных медицинских услуг».

«Монетизация льгот и субсидий также позволяет не осуществлять транзит средства на эти цели через областной бюджет. Именно поэтому объем бюджета на 2020 год в два раза меньше, чем был в 2019 году», – подчеркнул глава области.

Реформа по децентрализации должна завершиться тем, что 100% территории Украины будут занимать ОТО, которые будут строить прямые межбюджетные отношения, ведь это и есть приближение услуг к месту жительства человека и одновременно уменьшение возможности оттока средств на пути к потребителю, подчеркнул председатель ОГА.

А начальник департамента здравоохранения Днепропетровской облгосадминистрации Валерий Сердюк отметил в общении с Mind, что новый механизм финансирования медицинских учреждений связан с тем, что «на сегодняшний день все больницы становятся хозяйствующими субъектами, а по сути НКП (некоммерческими предприятиями), и каждый главный врач уже председателем хозяйствования, становится финансовым менеджером и руководителем субъекта». Поэтому он напрямую получит столько средств, насколько создаст конкурентоспособное предприятие – больницу.

В то же время, по его мнению, эта система пока не совершенна. Так, в ней существует много недостатков, которые, например, не позволяют рассчитать, что именно медучреждение гарантирует пациенту за эти деньги. «Сейчас у нас нет четкой информации. Мы говорим, что человек получит гарантийный пакет с такой-то болезнью, но что туда входит? Диагностика или лечение? И конкретно какое лечение? Этого нет, и в этом существенная проблема», – говорит начальник департамента здравоохранения Днепропетровской ОГА.

В то же время Валерий Сердюк отметил, что с такой системой финансирования произойдет переход к прекращению финансирования неработающих медицинских учреждений.

Согласно перечню инвестпроектов, которые будут реализованы в регионах совместно с международными организациями, государство планирует привлечь 22,662 млрд грн кредитов. Эти средства пойдут, в частности, на завершение строительства метрополитена Днепра, удлинение третьей линии метрополитена в Харькове, развитие городской инфраструктуры и централизованного тепло- и водоснабжения и водоотведение в Николаеве, а также на реконструкцию коммунального водного хозяйства в Черновцах. Кроме того, за эти средства предполагается реализовать проект по поставке питьевой воды в Мариуполе и другие проекты.

При этом уменьшаются расходы на Государственный фонд регионального развития. После критики со стороны экспертной среды и некоторых парламентариев правительство все же заложило в бюджете на эти цели 7,5 млрд грн вместо 9,1 млрд грн в 2019 году. Также бюджетом следующего года предусмотрено направление в регионы 2 млрд грн в виде субвенции на социально-экономическое развитие территорий, 2,1 млрд грн на поддержку развития объединенных территориальных общин (ОТО) и 1,275 млрд грн в качестве субвенции местным бюджетам из государственного на выполнение чрезвычайной кредитной программы для восстановления Украины. Правда, в 2019 году на аналогичные субвенции в регионы было направлено, кроме ГФРР, еще около 2,1 млрд грн.

Финансирование потребностей силовых структур

Меньше жалоб на нехватку государственного финансирования может возникнуть у силовых структур, ведь в среднем оно увеличено на почти 22%. Особенно ощутимо в процентном измерении возрастет финансирование Государственного бюро расследований (на 71%), а меньше всего – Генеральной прокуратуры (на 7%).

Реалії бюджету 2020: хто отримає найбільше порівняно з 2019 роком

Особого внимания заслуживает рост расходов на удовлетворение финансовых потребностей Министерства обороны. В 2020 году МОУ будет профинансировано на 117,5 млрд грн, это на 15,8% больше, чем в 2019 году.

Около 88,9 млрд грн, распорядителем использования которых является Минобороны, будут направлены на обеспечение деятельности ВСУ, подготовку кадров, медицинское обеспечение личного состава, ветеранов военной службы и членов их семей. Еще 22,7 млрд грн будут направлены на закупку, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники и около 2,5 млрд грн будет потрачено на «утилизацию боеприпасов, жидкостных компонентов ракетного топлива, вооружения, военной техники и другого военного имущества, обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов Вооруженных Сил Украины».

По мнению директора военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровского, из открытых сведений о планах финансирования Минобороны нельзя сделать вывод, что предусмотренные средства будут использоваться рационально. «То, что увеличилось количество денег, – это, наверное, плюс. Однако сегодня в казначействе остаются 6 млрд грн, не использованных Министерством обороны, которые могли бы быть потрачены либо на закупку квартир для военных, либо на закупку и развитие вооружения. Думаю, что увеличение финансирования в Минобороны едва ли не главная головная боль», – отметил эксперт.

В то же время, по его словам, увеличение расходов на такую программу как утилизация боеприпасов, жидкостных компонентов ракетного топлива, вооружения, военной техники и другого военного имущества, обеспечения живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов ВСУ является положительным, ведь раньше на содержание личного состава Министерства обороны направлялось от 70 до 80% всего оборонного бюджета. «При этом в НАТО тратят 50% на содержание личного состава и 30% на закупку вооружения. К таким пропорциям и надо стремиться», – уверен Сунгуровский.

Также он положительно оценил увеличение до 22,735 млрд грн финансирование статьи «развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования». «Эта тенденция радует. А остальное зависит не от пропорции, а от того, куда именно пойдут деньги от целевых программ», – подчеркнул собеседник Mind.

Также возрастет финансирование нужд Министерства внутренних дел. МВД получит 92,9 млрд грн, что на 12,9% больше соответствующих расходов, заложенных в бюджете 2019 года.

Из них около 6,2 млн грн должно быть направлено на обеспечение деятельности органов, учреждений и заведений министерства. Еще 2,1 млрд грн пойдут на «подготовку кадров вузами со специфическими условиями обучения». Большинство других расходов из предусмотренных для МВД 92 млрд грн будут распределены между подведомственными министерству структурами.

А вот СНБО, согласно закону о бюджете 2020 года, ранее предусмотренных (до первого чтения) примерно 28 млрд грн нераспределенных расходов не получит: при подготовке ко второму чтению они исчезли из закона. Поэтому в нем предусмотрено финансирование СНБО в объеме 211 млн грн, что меньше расходов текущего года на почти 19%.

Финансирование вновь созданных структур

Едва ли не главной отличительной чертой госбюджета-2020 от сметы 2019 года является создание целого ряда новых государственных учреждений. Так, планируется создать Государственную инспекцию энергетического надзора Украины (на ее деятельность предполагается потратить около 200 млн грн), Государственную службу Украины по этнополитике и свободе совести (около 18 млн грн), Национальную комиссию по стандартам государственного языка (33 млн грн), Бюро финансовых расследований (1,2 млрд грн), Офис финансового контроля (521 млн грн) и Бюро финансовых расследований, на которое предусмотрено около 1,28 млрд грн.

Агентству по управлению государственным долгом должно быть выделено около 52 млн грн, и отдельной статьей расходов на обслуживание государственного долга предусмотрено около 141 млрд грн.

Как пояснил Алексей Гончаренко, бюджет отражает только финансирование образования этих структур, решение о создании было принято парламентом при принятии соответствующих законов.

Кроме того, должна быть учреждена должность уполномоченного по защите государственного языка, на финансирование деятельности которого планируется потратить из бюджета в 2020 году около 17,536 млн грн.

Зато Государственное агентство по вопросам электронного управления Украины, очевидно, будет ликвидировано, ведь бюджетом следующего года его финансирование не предусмотрено вообще, хотя в 2019-м на него выделялось почти 119 млн грн. Аналогичная ситуация сложилась и с Государственной аудиторской службой ( на ее нужды из бюджета-2019 направлялось 638,6 млн грн). Ликвидирована будет, очевидно, и Национальная комиссия по радиационной защите населения Украины (в 2019 году – 1,038 млн грн).

К новым статьям расходов бюджета следует добавить увеличение финансирования потребностей Государственной службы статистики на уровне 2,542 млрд грн, из которых на заработную плату работников Госкомстата предусмотрено 1,992 млрд грн. Очевидно, не случайно, ведь в начале декабря премьер-министр Алексей Гончарук сообщил о намерении провести перепись населения, предварительно, в декабре 2020 года.

Расходы бюджета, предусмотренные на Государственную службу статистики, млн грн

2019

2020

Разница в %

Государственная служба статистики Украины

1 653,5

2 542,7

53,8

Руководство и управление в сфере статистики

1 399,0

1 183,3

-15,4

Статистические наблюдения и переписи

247,6

1 350,6

445,5

Ежеквартальная плата домохозяйствам за ведение записей доходов, расходов и других сведений при проведении обследования условий их жизни

5,5

7,3

33,0

Прикладные научные исследования в области государственной статистики

0,8

0,8

0

Подготовка кадров в сфере статистики высшим учебным заведением IV уровня аккредитации и обеспечение деятельности его баз практики

0,7

0,7

0

Как отметил на брифинге 18 декабря премьер-министр Алексей Гончарук, на сегодня в одном из районов Киева и на определенной части Киевской области проводится пробная перепись населения, которая позволит уточнить процедуру подсчета необходимых для проведения переписи населения средств. Еще нужно будет потратить на перепись всего населения Украины и уточнить процедуру. Так что в случае необходимости, летом 2020 года правительство сможет просить парламент увеличить расходы бюджета на проведение переписи населения, которая будет проведена в декабре того же года.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате