Заболело в мире
63,894,184
Умерло в мире
1,480,709
Вылечилось в мире
41,051,676
Заболело в Украине
758,264
Умерло в Украине
12,717
Вылечилось в Украине
369,054
На два фронта: как работающие родители справляются с дошкольниками на карантине

На два фронта: как работающие родители справляются с дошкольниками на карантине

Личный опыт, лайфхаки и секреты от работающих мам

Этот материал также доступен на украинском
На два фронта: как работающие родители справляются с дошкольниками на карантине
Фото: pixabay.com

Карантин, похоже, приближается к своему экватору. За это время те, кому посчастливилось не потерять работу и перейти на удаленку, уже освоили новый график жизни и научились как-то справляться в сложившихся условиях. Особенно достается родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Mind в спецпроекте с детским садом MО Kids World выяснил у работающих мам, как им удаётся справиться с двойной нагрузкой, и попросил поделиться лайфхаками.

Александра Андреева, Account Director Havas, мама 6-летнего сына

О нагрузке

В агентствах редко работают люди с детьми, поэтому я скорее исключение. У моих коллег детей нет, и это усложняет все процессы. Работа «не понимает», что есть ребёнок, которому теперь нужно уделять время на протяжении дня. Ребёнок – что мама, которая раньше много времени проводила на работе, теперь дома, но все равно недоступна. Ему вообще не очень понятно, что такое работа, ведь ноутбук, за которым я провожу время, у него ассоциируется только с мультиками и другими развлечениями.

В то же время нагрузка на работе выросла. Много времени уходит на то, чтобы организовывать групповые звонки – нужно сопоставить календари, да и многие вещи, которые можно было решить в офисе, задав один вопрос, теперь приходится решать при помощи нескольких звонков. У клиента – такая же история, поэтому мы все теперь больше созваниваемся: с командой, с клиентами, с подрядчиками, с финансистами.

На два фронти: як батьки, що працюють, дають собі раду з дошкільнятами на карантині
Фото: pixabay.com

Чем занять ребёнка

Мой ребёнок не играет сам, ему нужна компания. Когда я созваниваюсь с коллегами в Zoom, он может подбежать и что-то вычудить. С клиентами так нельзя, поэтому просто закрываюсь от всех. Найти удобное место для работы в квартире – отдельная история.

Нашла в интернете онлайн-зарядки для детей, ребёнку зашло. Объяснила ему, предложила делать вместе. Он увлекся. Но все равно тут нужно вовлечение: или помочь с упражнением, или ему хочется показать мне свои успехи. Иногда мы с ним вместе стоим в планке.

На даче есть где развернуться, поэтому периодически на целый день едем туда.

Иногда сын созванивается с другими детьми. Они могут играть онлайн в «Лего» и даже «Твистер». Каждый раскладывает у себя дома и по очереди они делают ходы. Часто обсуждают мультики, все смотрят плюс-минус одно и то же. Ещё любят имитировать героев из мультфильмов. Такие звонки-игры могут длиться от часа до нескольких. Любит «Монополию», готов играть полдня, но остальные участники не готовы.

Садики и школы на удаленке в основном используют два подхода. Оба неидеальны. Одни проводят занятия в Zoom, другие высылают задания в мессенджер и просят показывать выполнение на фото. Но Zoom – это ни о чем. 20 детей в онлайне сложно модерировать, они галдят, шумят, не успевают сделать то, что должны, из-за этого расстраиваются, им сложно сконцентрироваться, они все время друг друга перекрикивают.

С заданиями в мессенджере есть другая проблема. Для ребёнка Серафима Петровна – учитель, а ты – мама. С учителем обязательно дисциплина, он может наказать или пристыдить, с мамой – расслабленно. Можно замотивировать «запрещенкой», например, любимая конфета – за страницу прописей, или 15 минут в телефоне – за вовремя съеденный суп. Но это путь в никуда. Дети в эту историю погружаются и выдернуть их из игр и мультиков сложно.

На два фронти: як батьки, що працюють, дають собі раду з дошкільнятами на карантині
Фото: pixabay.com

Как найти время на работу

К сожалению, гарантированно занять ребёнка может только «запрещенка» – мультики, игры и т. д. То, что раньше было строго дозировано, теперь приходится разрешать в моменты большой нагрузки.

А ещё я нашла онлайн-площадку, где есть классные задания на логику. Вводишь возраст ребёнка – и он погружается в задачи, может провести от получаса до часа, если не захочет есть или если «случайно» не откроет YouTube и не найдет там мультики. Сейчас дети с пеленок знают, где это все искать.

Юлия Савченко, PR-менеджер одной из крупнейших украинских компаний, мама 5-летнего сына

О нагрузке

На карантине нагрузка изменилась. Помимо стандартных задач добавился уход за ребёнком в течение дня. Это приготовление и приём пищи, заготовки, которые помогут увлечь ребенка, когда я работаю, занятия с ребёнком (игры, чтение, пение, помощь с поделками).

Обычно мой рабочий день длился с 9 до 18. На карантине он начинается чуть раньше и заканчивается позже. Мы придерживаемся того же графика, что был у ребёнка в садике.

О дистанционном обучении

До карантина помимо детского сада сын ходил в бассейн, занимался в фолк-студии и посещал занятия в  «Пласте» (украинский скаутинг). Всё, кроме бассейна, перешло в онлайн. 

По утрам воспитатели присылают ссылки на видео с простой зарядкой. Сын сам выбирает, что ему больше по душе. Зарядку делаем вместе, хотя он может и сам, ему нравится.

Утром, пока сын ест, у меня время для работы, где требуется сконцентрированное внимание. Затем из сада присылают видео с темой дня. Например, сегодня – о птицах, которые возвращаются с зимовки. До этого, естественно, была информация про вирус, день космонавтики, о Вербном Воскресенье, Пасхе и т.д. Одна из воспитателей создает видеоролики по темам. Сын смотрит с удовольствием, а затем мы обсуждаем тему.
После идет творческое задание – нарисовать, слепить, сделать поделку – на усмотрение ребёнка по заданной теме.

На два фронти: як батьки, що працюють, дають собі раду з дошкільнятами на карантині

У нас есть чат в Viber, куда родители присылают фото с поделками. Иногда в этом же чате дети передают «привет» друг другу. Например, мой сын захотел порадовать одногруппников и нарисовал им радугу, попросил с ней сфотографировать и отправить детям. В другой раз читал им стихи. Так дети обмениваются информацией, они скучают друг по другу.

Я пробовала онлайн-занятия в фолк-студии, но не сработало. А видеоуроки – пошли. Моему сыну легко общаться с другими людьми вживую, но выдержать онлайн-урок, где кто-то где-то из компьютера рассказывает, сложно. Плюс запись можно перемотать, если он отвлекся, включить в другое время, если нет настроения. Первые два урока фолк-студии мы делали вместе, но теперь он занимается сам.

Как найти время на работу

Вопрос больше стоит в плоскости совмещения функций. Моя компания и раньше практиковала работу удаленно. А это помогло уже сформировать некоторые привычки по взаимодействию с ребенком. Сын дозированно смотрит мультики и играет на планшете (не более 20 минут), сам контролирует время с помощью таймера, а после этого читает две истории на выбор. Так игру чередуем с другими полезными активностями.

Ребенку сложно принять ситуацию, когда мама дома, но не играет с ним, а занимается другими делами. Постепенно мы научились договариваться заранее. Вечером воскресенья я предупреждаю, что завтра начинается рабочая неделя. По утрам сообщаю, когда у меня встречи, мы обсуждаем, чем он занимается в это время.

Ещё каждое утро я рисую на салфетках, на разных слоях рисунки, которые полностью проявляются только в воде. Для пятилетнего ребенка – это чистая магия! Часто именно они помогают увлечь его, когда у меня важный звонок. Ещё ему нравится разрисовывать картины на холсте с помощью красок. Это занятие как минимум на полчаса.

Наши родители тоже удаленно помогают во время карантина. Например, дедушка предложил читать сказки онлайн. Это занимает минут 10. Они общаются, потом сын слушает. Ему пока сложно дольше концентрироваться на онлайн-общении.

На два фронти: як батьки, що працюють, дають собі раду з дошкільнятами на карантині

Детский садик MО Kids World запустил онлайн-платформу для детей 3-6 лет. Это короткие видео для детей в хорошем качестве с подробной инструкцией к выполнению заданий для родителей.

На два фронта: как работающие родители справляются с дошкольниками на карантине

На платформе есть обучающие занятия по сенсорике, математике и логике, английскому языку, физическому воспитанию, природе и экологии и т. д. в подходящем для возраста формате, а также физкультминутка.

Около 30% платформы составляют видео из открытых источников, остальное – авторский контент. Коллектив садика MО Kids World состоит из учителей начальной школы, воспитателей групп, учителя физкультуры, инструктора-педагога, врача-педиатра, медсестры, психолога, логопеда, преподавателя музыки и преподавателей иностранных языков.

Занятия разбиты на три возрастные группы, подобрать оптимальный курс можно во время бесплатного тестового дня и изменить впоследствии. Чтобы получить доступ к курсу, необязательно ходить именно в этот садик, удаленная программа доступна из любой точки.

Интерфейс адаптирован под любые платформы – будь то смартфон, планшет или ноутбук. Это единая точка входа к любому контенту и среде, где точно нет ничего вредного для малыша (так что родителям не придется проверять видео заранее) и где о его безопасности позаботится мониторинг экранного времени.

Так как MО Kids – лицензированный садик, его программа адаптирована к Базовому стандарту для дошкольных заведений Украины.

Виктория Куриленко, редактор, мать троих детей: 3,5 года, 8 и 18 лет

О нагрузке

В первое время, когда отменили садики и школу, у меня был шок, стресс – как теперь все успевать? Работа требовала ежедневного активного включения, а тут получается, все дома, всех нужно кормить, учить, развлекать, разнимать, мирить, а когда же работать? Плюс я ещё учусь на сценарных курсах два раза в неделю. С начала карантина они из офлайна перешли в онлайн.

На два фронта: как работающие родители справляются с дошкольниками на карантине

О распорядке дня

Потом я осознала: если что-то очень нужно, варианты это делать всегда найдутся, пространство как-то подстроится под главную цель. Поработать можно с утра, завести часов на пять будильник, и до 8:30, пока все не проснутся, продуктивно провести время. Это хорошее начало дня: можно и зарядку сделать – никто не мешает, сварить кофе – и вперед. Но на такой подвиг мой организм не часто соглашается.

Чаще мы с детьми спим до 9:00, потом ещё валяемся на диване, играем в «Уно», в карты, другие настолки. Обучили трехлетку. Потом завтракаем, рисуем, можем выйти во двор прогуляться – живем в пригороде Киева, есть относительно пустынные места. А во второй половине дня я усаживаю детей за длинный мультик, а сама за эти два часа быстро-быстро работаю.

Есть ещё старшая дочка, умница, студентка-первокурсница – она может выйти с младшим пройтись, в это время я тоже могу отредактировать пару текстов.

На два фронти: як батьки, що працюють, дають собі раду з дошкільнятами на карантині
Фото: pixabay.com

Как найти время на работу

Я заметила такую вещь: дети могут и сами себя неплохо занимать. Вот этот комплекс – «я плохая мать, потому что не играю с ними, а работаю», он больше сидит в голове и портит жизнь. Дети неплохо развлекаются вдвоем, особенно если дать им задания, например, раскрасить определенное количество рисунков (у нас сейчас в ходу большие раскраски) или нарисовать по пять разных домиков – словом, они вполне могут играть какое-то время без моего участия. Выручают наушники с инструменталкой. Да, предполагаю, что они сейчас ссорятся, слышу краем уха, но если в это дело не вмешиваться, как оказалось, все разруливается часто само собой.

Еще можно работать, когда все спят. Тоже иногда такое практикую, но если очень-очень нужно, жалко ночного сна. Чем старше становишься, тем меньше стараешься на нем экономить.

Совмещение работы, дома и детей – это, конечно, непросто. К концу дня появляются и усталость, и раздражительность. Еще я перфекционист, стараюсь все делать «на отлично»: и мамой хорошей быть, и редактором. Но это нереально. Все равно какая-то часть будет провисать. В последнее время я стала к себе более снисходительно относиться, говорить: «Ты делаешь все, что в твоих силах, и даже больше». И стала акцентироваться не на том, чего не успела сделать, а на том, что сделала. Так стало значительно легче.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате