По другую сторону Зеленского: о чем не сказал президент на «годовой» пресс-конференции
И о чем, возможно, ему не сказали перед ней

Криміналізована й слабка економіка, бідність, зовнішні борги, олігархічні ЗМІ, війна та, на додачу, ще й епідемія і глобальна економічна криза. Спадок, за управління яким так боровся Зеленський під час виборів-2019, при ближчому ознайомленні вірогідно створив гнітюче враження на шостого президента України. Саме тому, оптимізм та впевненість, яку він прагнув випромінювати під час пресконференції у першу річницю свого керування країною, виглядали дещо штучними та непереконливими.
При цьому відповідям на економічні запитання було приділено несправедливо мало часу, хоча президент не помічає законодавчих обмежень та з ентузіазмом втручається в зони компетенції уряду та Нацбанку. Але Mind все ж спробував розгледіти, що стоїть за його окремими відповідями: що в них було сподіванням, перебільшенням, поверхневістю та спробою замаскувати проблему.
О печатании денег
«Що стосується допомоги нашим громадянам через COVID-19 – все непросто. Ми не друкуємо кошти. Ми не США».
В лучшем случае президента не проинформировали. Эмиссия собственной денежной единицы – признак настоящего суверенитета и является правом не только США. При этом вынесение центра принятия решений об использовании этого инструмента за территорию страны делает все разговоры о направлении развития национальной экономики теоретическими, а государственную независимость – ограниченной.
Взвешенная контролируемая эмиссия может поддержать экономический рост, тогда как избыточное предложение денег несет очередную инфляционную нагрузку и увеличение бедности. Именно за принятие соответствующих решений чиновники из Кабмина и НБУ должны не только получать большую зарплату, но и нести ответственность.
С ответственностью в стране проблема. Но несмотря на это Украина регулярно использует эмиссию денег: легче посчитать периоды, когда этот механизм не применялся, чем наоборот. В лучшие времена контролируемая целевая эмиссия центробанка направлялась на финансирование, в частности, создания части атомной генерации в стране.
Но в основном печатные мощности Нацбанка работали на увеличение корпоративных и личных капиталов олигархических семей и/или финансирование популистских мер в рамках политической борьбы.
НБУ уже владеет ОВГЗ аж на сумму 325 млрд грн, или 37% от их общего объема: за 2014–2020 годы этот портфель вырос с 145 млрд грн. При этом ВВП Украины упал за время независимости на 23%, тогда как в Польше за этот же период вырос втрое.
К этому следует добавить задолженность неплатежеспособных банков по кредитам рефинансирования НБУ, до сих пор составляет впечатляющие 44 млрд грн. То есть НБУ отдал эти напечатанные деньги под такой залог, который не позволяет компенсировать потери, а кто-то за кредиты центробанка купил валюту, предприятия и дворцы во Франции. И этот чек был также оплачен всеми гражданами, в частности, через валютный курс и инфляцию.
Однако это не остановило Нацбанк, и в мае он возобновил предоставление кредитов рефинансирования на срок до пяти лет по ставке, равной учетной.
Ничто не остановило и президента. В подписанном им обновленном госбюджете-2020 предельный объем дефицита увеличен до 298 млрд грн с 96 млрд грн на фоне уменьшения плана поступлений от приватизации с 12 млрд грн до 0,5 млрд грн. Даже если внешние кредиторы предоставят все $8 млрд, на которые рассчитывают в правительстве, этого не хватит для перекрытия всего дефицита. И это поднимает вопрос эмиссии «в полный рост».
Новый министр экономики Игорь Петрашко недавно уже напрямую требовал очередного смягчения монетарных условий, так как при инфляции 2,6–4% бюджет ждет катастрофа.
И он не один стоит на этой позиции . Кабмин официально закрепил в своем макропрогнозе стремление инфляции 2020 году на уровне 11,6% (декабрь к декабрю), тогда как МВФ, например, рассчитывал на 4,5%.
О кредитах
«Вже рік я борюся, і це вже другий уряд, щоб у нас була іпотека по 10%. Найближчим часом вперше за багато років у нас буде іпотека для кожного громадянина України під 10%».
«Що стосується бізнесу: по-перше програма 5-7-9 запрацювала… Ми дотиснемо банківську систему України, незважаючи на те, що вона у нас дуже, дуже, дуже незалежна. Ми їх дотиснемо: і банки будуть не стільки – не дуже обережними, видаючи кредити нашому населенню. Тому що населенню треба допомагати».
Здесь все просто. «Быстро», «дешево», «для всех» – из этого надо выбрать только две опции, иначе наступит катастрофа. Или «быстро» плюс «дешево» минус «для всех», или «дешево» плюс «для всех» минус «быстро», или «для всех» плюс «быстро» минус «дешево».
Если президент выбирает все три опции, то он сознательно играет на стороне красивых против умных, что не способствует консолидации нации вокруг фигуры гаранта Конституции во время войны и эпидемии.
Во-первых, ипотека берется не на один год, а только на один текущий год, как уже отмечалось, правительство борется инфляции в 11,6%. Поэтому ставка в 10% сразу теряет релевантность. Во-вторых, нарастить соответствующее предложение быстро не получится. Ведь, если ипотека станет доступной для широкого круга, возникнет дефицит, что приведет к формированию очередного ценового пузыря на рынке недвижимости, тогда как еще и с предыдущей справиться до сих пор не способны.
При таких условиях дожать банкиров можно только при условии гарантированного пополнения их капитала за счет той же эмиссии, о которой говорилось выше.
Теперь об отягчающих обстоятельствах. На 1 апреля сумма неработающих кредитов корпоративному сектору составляла 494 млрд грн, или 54% от общего объема, физическим лицам – 80 млрд грн, или 35%.
При этом реальная сумма долга привилегированной номенклатуры (бывших и действующих депутатов, министров, судей, генералов, а также других государственных и местных руководителей и членов их семей) уже составляет более 10 млрд грн. И именно у них будет больше возможностей привлечь новые займы. Но эта ли часть общества требует немедленной помощи?
Немного о кредитных результатах. Они скромны. За три месяца банки предоставили малому бизнесу в рамках программы «5–7–9%» 462 кредита на 283,5 млн грн. То есть, с одной стороны, программа действительно заработала. Но с другой – к началу 2020 года в стране количество зарегистрированных ФЛП составляло 1,886 млн человек.
На большем масштабе также заметных сдвигов пока не заметно. Гривневые кредиты бизнеса за январь – апрель сократились на 2,7 млрд грн, населению – на 293 млн грн.
И вообще, исходя из ретроспективы, стоит отметить, что решать проблемы дешевыми кредитами обожал президент Чили Сальвадор Альенде, которого привел к гибели во время путча Аугусто Пиночет, которого сам Сальвадор Альенде назначил министром внутренних дел, поскольку ценил его за профессионализм. Одним словом – думайте!
Об инвестициях
«Я можу сказати про інвестиційний офіс, який ми відкриємо наприкінці вересня. Ми взяли туди пана Варшаламідзе, який будував Батумі… Перший свій план я їм вже погодив. Там план на 18 місяців – план швидких інвестицій в Україну у розмірі $7 млрд. Вже є зрозумілі компанії, зрозумілі люди»
«Через кризу в світі треба боротися за інвестиції. Зараз у світі, вибачте за словосполучення – економічний націоналізм. І це правда – кожен думає про свою країну. Всі пригальмували будь-які інвестиції… Були умови, що інвест-няня – якщо у тебе інвестиція в Україну $100 млн плюс. Зараз ми хочемо, щоб це була нижча цифра, тому що ми налаштовані не тільки на західних інвесторів. Перш за все ми зараз будемо думати про наших українських інвесторів… Тому ми понизили планку... $30 млн плюс»
«Там (у законопроекті. – Mind) є поліпшені умови з приводу податків на прибуток для тих інвесторів, які вкладають в Україну, в приватизацію $10 млн плюс»
Иностранные инвестиции до последнего времени оставалась едва ли не единственным измерением экономической деятельности, которое генерировало позитив. По данным Нацбанка, чистый приток иностранных инвестиций в реальный сектор в 2019-м составил $2,2 млрд, что в 1,6 раза превышает уровень 2018 года ($1,4 млрд).
Даже показатель I квартала текущего года все еще был в положительной плоскости: за январь – март этого года чистый приток прямых иностранных инвестиций оценен в $540 млн, тогда как за соответствующий период прошлого года – $ 507 млн.
Но оптимизм исчерпал себя в марте: чистый приток ПИИ за этот месяц сжался до $25 млн против $193 млн в марте 2019 года.
Падение промпроизводства в Украине в апреле достигло 16,7% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. На этом фоне любые инвестиции в реальный сектор стоит категорически приветствовать и поддерживать. Налоговые льготы не станут слишком высокой ценой, если инвестиции будут тормозить процессы деиндустриализации или способствовать насыщению внутреннего рынка даже простейшими качественными товарами отечественного производства.
Вместе с тем $7 млрд за полтора года – это не та сумма, которая может привести к кардинальной смене тренда дивергенции экономики Украины и экономик ее более развитых соседей.
Кроме того, сама идея официальных «решал», которые будут приставлены к крупным иностранным инвесторам, напоминает зимбабвийские практики, где местный режим держался на том, что предоставлял иностранным компаниям подобную «крышу».
Интересно, например, как (и на основании чего) будут решаться споры, которые могут возникнуть между двумя инвесторами с инвест-нянями. А также не совсем понятно, как будет отличаться отношение судов, или Антимонопольного комитета, или государственных регуляторов к инвесторам на $30 млн с инвест-няней и инвесторам на $29,5 млн без инвест-няни.
Об амнистии капиталов
«Амністію введемо в цьому році. Повинні це зробити – ми домовлялися і обіцяли людям».
«Сьогодні складна ситуація в країні, треба думати про ці відсотки. Думаю, якщо є якась нерухомість чи інші об'єкти в будь-якої людини, треба послаблювати, і можна амністувати навіть під менший відсоток (ніж 5% – Mind), чи навіть під 0%».
Чтобы понять эволюцию президентско-правительственной мысли, необходимо напомнить, что сначала предлагалась базовая ставка в 9% и льготная в 5%.
И вот наконец 0%. Это автоматически означает, что все, кто в течение этих лет платил по 18–20%, пошли по тупиковой ветке развития. Кроме того, 0% выглядит очередной асимметрией в пользу наиболее богатых на фоне хронического дефицита бюджета и растущего обмена налоговой информацией между странами, в частности, в рамках мероприятий проекта BEPS.
Кстати, президент подписал контраверсионный законопроект №1210, направленный на противодействие уклонению от уплаты налогов. Насколько эффективно он будет наращивать поступления в бюджет, еще предстоит выяснить. Но уже сейчас очевидно, что одним из его последствий может стать вытеснение из страны части предпринимателей, которые регистрировали свои компании в юрисдикциях, где ситуация с рэкетом и рейдерством лучше, а бизнес делали в Украине.
Еще одним контраверсионным решением в налоговой политике является обещание президента задействовать программу налоговых каникул для малого и среднего бизнеса и параллельно повысить уровень минимальной зарплаты, что может создать дополнительное давление на небольшие предприятия.
О дорогах и строительстве
«Згортання великих програм не відбудеться... Ми дійсно збільшили не в рази, а в дев'ять разів кількість доріг, які ми побудуємо цього року. Незважаючи на проблеми, незважаючи на економічну кризу, незважаючи на COVID-19… Побудуємо дороги. Скільки їх? 4200? – Як там буде, скільки вистачить нам коштів».
«Наша задача – побудувати всі державні дороги, які об'єднають нашу країну, які будуть вітриною… А це 25 000 пріоритетних доріг. І я до кінця своєї каденції… ми добудуємо всі державні дороги».
«Запланована велика програма, на яку я зараз шукаю, і це моя відповідальність знайти ще $3 млрд – всі мости нашою країни».
«Ми побудуємо 25 спортивних комплексів для кожної області… цього року повинні бути перші проекти».
В 2019 году в эксплуатацию было введено 847 км дорог. Если в девять раз больше, то 4200 км как-то не получается.
Похожая ситуация с мостами. $3 млрд при курсе, например, 27 грн/$ – это 81 млрд грн. Один мост в Запорожье будет стоить 12 млрд грн. Всего в стране 16 000 мостов, более половины из которых в аварийном состоянии. $3 млрд, очевидно, не хватит.
И еще один важный момент. Новенькую качественную дорогу, которую построят за кредитные деньги, перегруженные втрое грузовики уничтожают за три года.
Противостоять этому должен был автоматический габаритно-весовой контроль. Ожидалось, что к 2020 году он перейдет к полноценному функционированию: на дорогах государственного значения будет установлено 25 соответствующих комплексов – в основном на мостах через Днепр и вблизи портов. Однако недавний случай разрушения моста в Никопольском районе перегруженной фурой показывает, что ощутимого прогресса в этом вопросе нет.
Может быть, надо построить эффективную контрольную систему и разработать систему штрафов, прежде чем «закапывать» в землю заемные деньги, которые придется возвращать?
О бедности
«Це не зовсім адекватна, у нормальному сенсі слова, інформація (у ЮНІСЕФ, який заявив про 6–9 млн українців, які можуть опинитись за межею бідності. – Mind) з приводу України... Здається, це всі люди, які отримуватимуть 5000–6000 гривень. І вони їх вважають, що вони бідні. Так – це дуже мала зарплата у порівнянні з європейськими чи американськими стандартами. Я розумію, що у них $200–250 – це мізерні зарплати. У нас – це теж маленька зарплата, але у нас це не є бідністю».
«Нам потрібен десь зараз $1 млрд, щоб ще трішечки допомогти саме бідним людям».
5000 грн для человека в арендованном жилье, когда жена или муж не может найти работу, родители на пенсии, а еще есть малолетние дети – это очень беспросветное выживания. А вдруг кто-то заболеет? Но, похоже, президент этого полноценно не понимает и поэтому не может искренне сочувствовать.
Даже если предположить, что ЮНИСЕФ посчитал неправильно... Возьмем данные Минсоцполитики, которое прогнозирует, что по итогам 2020 года уровень бедности возрастет на 6,5 процентных пункта, до 45%: речь идет о людях с затратами ниже фактического прожиточного минимума.
Фактический прожиточный минимум на одно лицо в апреле составил с учетом суммы обязательных платежей 4410,97 грн. То есть почти половина населения не дотягивает до прожиточного уровня. С такими делами легко войти в историю не как великий строитель дорог, а как президент, при котором были рекордными проституция, наркомания, бандитизм и трудовая миграция.
Положение вещей усугубляется ситуацией на рынке труда. Госслужба занятости ухудшила оценки уровня безработицы в 2020 году с 8,1% до 9,4%. При этом отдельные неправительственные аналитические центры предполагают выход этого показателя на рекордный уровень в 12%.
О пенсионерах
«Ми ввели програму «80 плюс», і кожному пенсіонеру ми додали 500 гривень, якому є 80 років плюс. Далі будемо розробляти програму наступного року «75 плюс…» І пенсійну реформу вона (голова Мінсоцполітики. – Mind) скоро має показати і оприлюднити».
«У нас 12 млн пенсіонерів в країні, як 2-3 невеличкі країни Європи… Дуже складно підвищити відразу всім».
На 1 апреля 2020 года в Украине насчитывалось 11,3 млн пенсионеров, средний размер пенсионной выплаты составил 3170 грн.
При этом денег на выплату пенсий в этом году снова стало не хватать: за первые четыре месяца текущего года Пенсионный фонд увеличил свою задолженность по займам Госказначейству на 7,5 млрд грн, до 55,5 млрд грн.
И ситуация с финансами Пенсионного фонда ухудшаться: в апреле поступления единого взноса резко сократились – в целом за январь – апрель недобор составил 4,6 млрд грн. Фактически на горизонте наметилась перспектива возобновление задержек пенсий – как в 1990-е.
О долгах
«Ми багато грошей винні міжнародним кредиторам. Дуже багато. Ми серйозна країна, але ми країна бідна, і це треба визнати… Не ми їх набрали, але будем виплачувати. Нічого не зробиш»
Правительство Аргентины 22 мая объявило девятый в своей истории дефолт, поскольку не захотело тратить 20% бюджета на долги. Предыдущий дефолт страны был в 2014 году, но уже в 2017-м она успешно разместила столетние облигации.
Украина также имела несколько фактических дефолтов: в 1998, 2000, 2015 и 2016 годах.
При этом у Аргентины, как и Украины, нет за границей крупных активов, за счет продажи которых кредиторы могли бы вернуть долги.
Однако, несмотря на смену президентов, Украина продолжает идти путем иждивенчества и сервильного отношения к внешним кредиторам несмотря на болезненные внутренние изъятия.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].