«Большая тройка» в цифрах: как мобильные операторы наращивают оборот и залазят в убытки
У кого из игроков наибольшая маржа и меньший средний чек

Недавно три мобильных оператора огласили финансовые и операционные результаты за I квартал 2020 года. Mind сравнил ключевые показатели «большой тройки».
Выручка
Наибольший доход в I квартале предсказуемо получил крупнейший оператор страны – «Киевстар». А по динамике роста этого показателя в лидеры выбился «Vodafone Украина».
Операционный доход от мобильной связи у «Киевстар» возрос до 5,53 млрд грн или на 16,1% по сравнению с I кварталом 2019 года. «Больше половины этой суммы составили доходы от услуг мобильного интернета: рост на 22,4% по сравнению с I кварталом 2019», – уточняют в пресс-службе «синего» оператора.
Выручка «Vodafone Украина» в январе-марте 2020 года достигла 4,39 млрд грн, на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Vodafone демонстрирует самую высокую на рынке динамику увеличения дохода, связанную с ростом потребления дата-услуг и ростом доходов от торговой деятельности собственной розницы», – поясняют в компании.
У lifecell доход повысился на 11,6%, до 1,58 млрд грн. «Увеличение обусловлено ростом прибыли от растущего потребления услуг мобильного интернета», – считают в компании.
Чистая прибыль/убыток
С недавнего времени «Киевстар» перестал разглашать этот показатель в публичной отчетности. Не уточнили его в компании и по запросу Mind.
«Vodafone Украина» впервые за последние несколько лет закончил с квартальным чистым убытком в 744 млн грн. «Это связано с курсовой разницей по переоценке евробондов объемом $500 млн, выпущенных компанией в феврале 2020 года – девальвация гривны на конец квартала по сравнению с курсом на дату получения займа составила 15%», – пояснили в пресс-службе оператора.
А чистый убыток lifecell сократился до 150,9 млн грн или на 43,5% по сравнению с I кварталом 2019 года.
EBITDA/OIBDA
«Киевстар» и lifecell разглашают только EBITDA, а «Vodafone Украина» – OIBDA. Сравнивать эти показатели некорректно. Поэтому просто приводим их.
EBITDA «Киевстар» возросла на 25,3% до 4,04 млрд грн. У lifecell она уменьшилась на 2,1%, до 798,2 млн грн.
OIBDA «Vodafone Украина» увеличилась на 30%, до 2,3 млрд грн.
Маржа EBITDA/OIBDA
Мобильная связь остается одним из самых рентабельных направлений бизнеса в Украине. У «Киевстар» маржа EBITDA возросла на 5 п.п. и составила 67,9%. lifecell закончил I квартал с показателем в 50,5% и падением почти на 7 п.п.
Маржа OIBDA «Vodafone Украина» увеличилась до 53,3%.
Количество абонентов
Традиционно по этому маркеру в абсолютном выражении лидирует «синий» оператор. А по динамике роста показателя пальму первенства взял lifecell. «Активная трехмесячная абонентская база в І квартале 2020 года увеличилась на 8,7% на годовой основе – до 7,5 млн абонентов. Увеличение базы удалось достичь благодаря привлекательным предложениям для абонентов», – говорится в отчете «желтого» оператора.
Его коллеги, наоборот, просели по этому показателю. Абонентская база «Киевстар» в I квартале сократилась на 300 000 – до 26 млн. «Незначительное уменьшение объясняется сокращением использования абонентами нескольких SIM‑карт, а также демографическими изменениями», – поясняют в пресс-службе «Киевстар».
«Vodafone Украина» потеряла около 100 000 абонентов. «По результатам I квартала 2020 года абонентская база компании остается стабильной – 19,5 млн, годовые колебания составили – 0,1%, наблюдается рост в сегменте контрактных подключений», – уточняют в компании.
Количество дата-абонентов
Этот показатель интересен по двум причинам. Первая: ключевым драйвером общего роста доходов мобильные операторы называют увеличение выручки от услуг мобильного интернета. Вторая: менее публичная, но болезненная для абонентов, у которых нет смартфонов. Большинству из них приходится оплачивать в пакете услуги интернета, которым они по факту не могут пользоваться (у «большой тройки» почти не осталось тарифных планов без доступа в сеть).
В этой «номинации» по наибольшему количеству абонентов лидирует «Киевстар», а по проникновению – lifecell. У «синего» оператора уже 17 млн дата-пользователей или 65,38% от всей абонентской базы. У «красного» – 12 млн или 61.54%. У «желтого» – 5,01 млн или 66,8%.
Средний доход от абонента
Наибольший ARPU у «Киевстар». Средний чек увеличился на 17,4% до 70 грн. «Этому способствовало более эффективное удовлетворение новых потребностей клиентов, в частности, в услугах 4G», – говорят в компании.
На втором месте lifecell. «В I квартале 2020 года активный трехмесячный ARPU вырос на 4,2% и составлял 69,5 грн. Такое увеличение обусловлено ростом потребления скоростного мобильного интернета», – выдают схожие показания в пресс-службе оператора.
Самый низкий ARPU – у «Vodafone Украина» (68,9 грн).
Объем дата-трафика
С каждым годом объем потребляемого абонентами интернет-трафика растет в геометрической прогрессии. Больше всего его «съедают» абоненты lifecell. «Среднемесячный трафик в I квартале на одного дата-юзера – 8,2 ГБ (+ 63% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го)», – рассказывают в компании.
На втором месте – абоненты «Киевстар»: использование дата-трафика на абонента в среднем увеличилось на 61,8%, до 4,948 ГБ в месяц.
Замыкает тройку «Vodafone Украина» с показателем в 4,6 ГБ.
Объем голосовых услуг
Украина продолжает оставаться в числе немногих стран, где абоненты очень много разговаривают по телефону, невзирая на запуск 3G и 4G.
Наибольшие «болтуны» выявлены в «Киевстар»: в I квартале 2020-го использование голосовой связи в расчете на одного абонента увеличилось на 3%, до 603 минут. В «Vodafone Украина» этот показатель за год вырос меньше чем на 1% – с 477 до 480 минут; в lifecell – на 15,1%, до 162,8 минуты.
Инвестиции
Наибольший объем капитальных затрат зафиксирован у «Киевстар». В I квартале 2020 года они достигли 1,347 млрд грн или на 37,1% больше, чем за аналогичный период 2019-го. «Мы существенно увеличили инвестиции в качество связи и новые технологии, чтобы абоненты могли полноценно общаться, находясь дома», – поясняет президент «Киевстар» Александр Комаров.
«Vodafone Украина» инвестировала в сеть около 1,2 млрд грн, включая стоимость лицензии в диапазоне 900 МГц (265 млн грн).
Капитальные вложения lifecell возросли на 77,6%, до 635,3 млн грн. «В I квартале 2020 lifecell приобрел новую лицензию стоимостью 121 млн грн, увеличив свой частотный диапазон в 900 МГц с 3,8 МГц до 5,6 МГц. Новые частоты будут использоваться для предоставления услуг LTE в удаленных регионах, на национальных и международных трассах. Соответствующая лицензия будет действовать с 1 июля 2020 года в течение пяти лет», – уточняют в пресс-службе «желтого» оператора.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.
Ну, киевстару хвастаться нечем, качество их услуг давно вызывает кучу жалоб. Я даже их приложением СМАРТ-гроші перестал давно пользоваться и перешел на Global24, так как у киевстара деньги могли при переводе на карту потеряться, не туда уйти или идти очень долго((( А с Global24 таких проблем не возникает.