Заболело в мире
42,237,160
Умерло в мире
1,144,682
Вылечилось в мире
28,568,009
Заболело в Украине
337,410
Умерло в Украине
6,289
Вылечилось в Украине
139,755
Как выбрать локацию под открытие магазина и сформировать ассортимент
Реклама

Как выбрать локацию под открытие магазина и сформировать ассортимент

Тарас Мороз – СЕО сети магазинов натуральных продуктов собственного производства «Молоко від Фермера» о правилах продуктового стрит-ритейла

Этот материал также доступен на украинском
Как выбрать локацию под открытие магазина и сформировать ассортимент

Экономика стрит-ритейла – это экономика потоков. Как правило, потоки возникают вокруг проходных мест и точек социализации – станций метро, офисных центров, университетов и т.д. Вокруг своеобразных магнитов, которые стимулируют активный пешеходный трафик и являются привлекательными для посетителей. 

Но стоит отметить, что магазины нужно открывать не только там, где ходят люди, а где находится ваша ЦА. К примеру, сеть «Молоко від Фермера» ориентируется сразу на две группы покупателей – те, кто проводят свои рабочие будни в БЦ, и те, кто существенную часть своего времени распределяет в пределах собственных ЖК. ЦА влияет и на ассортимент. В магазинах, расположившихся возле офисных центров, мы делаем акцент на кофейных напитках, свежей выпечке и кондитерских изделиях. 

Так, в центральных районах 13% нашего общего товарооборота приходится на долю свежей выпечки. Учитывая этот показатель и динамику продаж кофейных напитков, для таких локаций мы даже запустили новый формат магазинов, где 70% от общей площади занимает зона кафе. В ЖК акцент смещается в сторону базовых продуктов потребительской корзины – молочно-сырной и мясной группы.

Кроме этого, у каждого магазина есть свой набор соседей. В нашей сети ряд магазинов расположены на территории супермаркетов компании NOVUS. В этом случае покупатель идет к нам за молочными продуктами и свежей выпечкой, а дополняет продовольственную корзину уже в маркете.

Як обрати локацію для магазину та сформувати асортимент

Что касается потоков посещения, то тут тоже есть нюансы. Например, на улице Спасской (Подол) у нас 2 магазина находятся на расстоянии 20 метров друг от друга, но при этом их гости – это две совершенно разные аудитории, которые пользуются разными выходами из метро и никогда не пересекаются.

Не стоит забывать и про возможность диверсификации ассортимента, разделения на продуктовые группы. В нашей практике, такое явление коснулось мороженого. Честный состав продукта и его натуральный вкус вызвали большую популярность среди покупателей, чем вдохновили нас на создание новой формы ритейла – сети мобильных точек продаж, тележек с мороженым. Сейчас это хорошо развитая сеть в 60 торговых точек, 20 из которых находятся в Одессе и уже 4 в Кривом Роге.

Не стоит также забывать, что бизнес FMCG не рассчитан на поддержку долгосрочно убыточных проектов. Чтобы понять перспективу работы магазина достаточно 2-3 месяцев. Если торговая точка не дает ожидаемых от неё показателей, лучше с ней попрощаться и реинвестировать в новую локацию. Так, в период карантина, из-за резкого падения трафика мы закрыли магазин на ул. Малая Житомирская (исторический центр Киева) и открыли новый в ЖК «Софиевская Борщаговка».

За период карантина нам удалось открыть 18 магазинов. При открытии мы ориентировались на плотность населения в 5-10 минутной доступности к локации и на то, как она изменится с ослаблением режима самоизоляции. При нормальных условиях проходимость должна быть от 1000 до 2500 человек в день. Если цифра меньше, то в раскрутку магазина придется вложить вдвое больше усилий. Стоит отметить, что в условиях карантина наши открытия происходили в ускоренном темпе. На рынке недвижимости освободилось существенное количество локаций. Те, что обладали необходимыми техническими для ритейла коммуникациями и базовым ремонтом, были в нашем фокусе. Мы оперативно изменяли эти места под наш дизайн-концепт и запускали. Таким образом, мы выросли в Днепропетровской и Одесской областях и дальше планируем развиваться регионально за счет нашей франчайзинговой программы. В приоритете – Запорожская, Харьковская и Львовская области. Естественно, для такого масштабирования главным есть расширение логистического парка для обеспечения своевременных поставок и сохранения качества продукта.

Як обрати локацію для магазину та сформувати асортимент

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате