Зрада (не) отменяется: получат ли силовики прямой доступ к смартфонам и компьютерам

Зрада (не) отменяется: получат ли силовики прямой доступ к смартфонам и компьютерам

Когда операторы начали устанавливать оборудование для оперативно-розыскных мероприятий и при чем здесь ванна с водой

Цей текст також доступний українською
Зрада (не) отменяется: получат ли силовики прямой доступ к смартфонам и компьютерам
Фото: pixabay

«В Раде хотят обязать провайдеров раскрывать данные о деятельности пользователя в интернете», «Провайдеры должны за свой счет установить оборудование для отслеживания активности пользователей» – с такими и подобными громкими заголовками недавно вышли новости во многих медиа. На поверку оказалось все «чуть-чуть» не так. Mind разбирался, что за новшества грядут и стоит ли абонентам окончательно распрощаться с приватностью своей виртуальной жизни.

Что произошло?

1 сентября в парламенте зарегистрированы два законопроекта: №4003 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно повышения эффективности противодействия кибератакам» и №4004 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно повышения эффективности борьбы с киберпреступностью и использования электронных доказательств». Авторы документов – группа из 13 народных депутатов, входящих во фракции «Слуга народа», «За будущее», «Доверие».

Назад в будущее

Наибольший шквал критики в социальных сетях вызвала норма об обязанности операторов покупать оборудование «для слежки». Как выяснилось, она давно принята.

Источник: сравнительная таблица к законопроекту №4004

Наше издание попросило игроков рынка и телеком-юристов пояснить, что изменится в случае принятия расширенной редакции этой нормы. «Часть 4 статьи 39, обязывающая операторов устанавливать на своих сетях СОРМ (cистему технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий. – Mind) за собственные средства есть в законе «О телекоммуникациях» с самой первой его редакции от 18.11.2003, подписанной президентом Леонидом Кучмой. В законопроекте №4004 не устанавливаются новые обязанности для операторов, по сравнению с редакцией 2003 года. Но документ увеличит количество «случаев», когда органы будут иметь право доступа к такому оборудованию, если оно установлено на сети оператора», – поясняет адвокат, телеком-юрист Владимир Ляшенко.

В lifecell уточняют для Mind, что изменения расширяют перечень уполномоченных подразделений, которые будут иметь право использовать техсредства, установленные на телеком-сети. «Эти технические средства и ранее могли использоваться при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Если ранее все работало, то какой смысл внедрять изменения в работающий механизм? Оператор lifecell считает предложенные изменения в статью 39 Закона «О телекоммуникациях» лишними, поскольку они являются неконкретными и не дают четкого понимания их применения», – подчеркивают в пресс-службе оператора.

И поясняют: подключение и обеспечение работы каждого комплекта технических средств телекоммуникаций требует значительных изменений в настройках телеком-сети. Постоянно появляются новые инициативы по расширению перечня органов, для которых такое оборудование должно быть установлено. Его стоимость стартует от $100 000 и зависит от размера сети.

«Учитывая опыт Турции и стран Евросоюза в этом вопросе, lifecell предлагал и предлагает уполномочить единственное подразделение или орган, который имел бы доступ к такой информации. А все остальные уполномоченные структуры могли бы получать необходимую информацию у этого единственного источника», – говорят у lifecell.

Дьявол в деталях

Игроки телеком-рынка рассказали Mind об еще одной – более важной – угрозе. «Сегодня процессуальные действия проходят по следующей цепочке: правоохранительные органы обращаются в суд за разрешением на получение информации о гражданах – судья выносит соответствующее решение – силовики приносят документ оператору – последний на основе решения самостоятельно готовит и предоставляет правоохранителям требуемую информацию. Важно отметить: бывают случаи, когда некоторые решения оператор опротестовывает в судах», – рассказывает юрист одной из крупных телеком-компаний, пожелавший сохранить анонимность.

По его мнению, в случае принятия законопроекта №4004 силовики после получения решения судьи смогут самостоятельно – без участия операторов – входить в их системы и получать доступ к информации об абонентах. «Правоохранители получат напрямую полный доступ к телекоммуникационным событиям граждан (содержанию разговоров, переписке, местонахождению абонентов как в реальном времени, так и в прошлом). Сотрудники операторов не будут принимать участия в этих действиях. То есть государство получит доступ к ПО и оборудованию операторов за их счет», – поясняет юрист.

Такой «трюк» станет возможным благодаря добавлению в статью 39 двух терминов: «временного доступа к информации» и «негласных следственных (розыскных) действий». Де-юре НСРД – разновидность следственных действий, сведения о факте и методы проведения которых не подлежат разглашению. Не должны о них знать и сотрудники операторов.

Путаница с «синонимами»

Еще одна «маленькая» неточность, которая всколыхнула рынок, – обязанность для провайдеров устанавливать за свой счет СОРМ. На самом деле в действующем законе и законопроекте №4004 эта «ноша» возложена только на операторов.

Слова «провайдер» и «оператор» – не синонимы. «Провайдеры не имеют своей телекоммуникационной сети, соответственно пользуются сетями операторов», – поясняют разницу в lifecell.

«Провайдер» в правках к статье 39 упоминается как держатель информации, которая будет интересовать правоохранителей. Вводится возможность временного доступа для органов с помощью СОРМ (если они установлены на сети оператора) к информации об услугах, которая есть у оператора и провайдера, использующего сети этого оператора», – разъясняет Владимир Ляшенко.

Затраты – на дата-центры

На фоне вышеописанных скандалов в тени осталась одна новация, которая может финансово ударить по телеком-рынку. В законопроекте №4003 появилась норма об обязанности операторов сохранять данные 12 месяцев.

Источник: сравнительная таблица к законопроекту №4003

В «Укртелеком» рассказали Mind, что сейчас информация хранится три года, но в значительно меньшем объеме (только о звонках), чем запрашивают в проекте. «Уместно сравнение капли с ванной воды. Плюс суд может решением по определенным лицам продлить срок. Накопление и хранение предлагаемых данных потребует существенных инвестиций в технологии», – поясняет глава пресс-департамента «Укртелеком» Михаил Шуранов.

Что дальше?

«Если законопроекты №4003 и №4004 будут направлены на рассмотрение Комитета цифровой трансформации ВР, лично буду настаивать, чтобы в том виде, который есть сейчас, не принимать их, а отправить на доработку», – отмечает заместитель главы этого комитета Александр Федиенко.

На внесении правок также настаивают Интернет Ассоциация Украины и игроки рынка. «В целом «Укртелеком» поддерживает законодательные инициативы, направленные на усиление роли судебной и правоохранительной системы, поскольку для этого существуют объективные общественные и геополитические предпосылки. При этом мы считаем необходимым сохранять баланс между наращиванием полномочий правоохранителей и защитой прав человека, в частности, абонентов телеком-операторов», – дипломатично отмечает директор департамента регуляторного обеспечения «Укртелеком» Андрей Каленский.

По его мнению, усиление роли судебной и правоохранительной системы должно происходить только вместе с повышением эффективности их работы и обеспечением прозрачных правил оборота информации, которые будут защищать права человека. «А «совершенствование государственно-частного взаимодействия правоохранительных органов и операторов», о котором идет речь в проекте, должно учитывать значительные затраты игроков рынка на внедрение и эксплуатацию соответствующих систем», – резюмирует спикер.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно