Минск на грани: как ситуация в стране повлияет на Восточное партнерство

Минск на грани: как ситуация в стране повлияет на Восточное партнерство

И сколько будет стоить мир в стране всем заинтересованным сторонам

Цей текст також доступний українською
Минск на грани: как ситуация в стране повлияет на Восточное партнерство
Фото: udf.by

Координационный совет оппозиции Беларуси намерен привлечь кредит Евросоюза до $4 млрд в случае начала реформ. Заявление прозвучало на следующий день после того, как на встрече Александра Лукашенко с Владимиром Путиным российский президент пообещал выдать Беларуси кредит в размере $1,5 млрд. По стечению обстоятельств почти столько ($1,4 млрд) правительству Александра Лукашенко пришлось потратить в августе в поддержку стремительно падавшего курса национальной валюты – это 15% золотовалютных резервов Беларуси.

Как на события в стране может повлиять предложенная финансовая помощь с той и другой стороны и чего ожидать от Восточного партнерства с Евросоюзом, Mind предлагает узнать из материала редакторов Visegrad Insight Квинси Клоута и Войцеха Пшибылского  для Euobserver.com.

Перевод подготовлен партнером Mind Бюро переводов MK: translations.

Россия уже предложила президенту Александру Лукашенко заем в размере 1,3 млрд евро (для списания части непогашенного долга Беларуси перед РФ), что только гарантирует дальнейшую эксплуатацию граждан Беларуси.

Новое предложение финансовой помощи и торговой поддержки Беларуси следует рассматривать как инвестиции, призванные частично уберечь граничащего с ЕС соседа от сценария, который будет иметь негативные последствия для всей Европы.

Пока в Беларуси не состоятся свободные выборы, которые признает международное сообщество, и не будут проведены основные реформы в сфере верховенства права, предложение о помощи – это просто обещание для нации, стремящейся освободиться от прошлой зависимости.

За что платит Евросоюз

Уже несколько недель белорусы протестуют против незаконного насилия и рисков пандемии. Государства – члены Европейского союза должны поддержать позицию президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, выраженную в словах: «Европа всегда будет готова к построению прочных партнерских отношений с нашими ближайшими соседями» и «углубление внешнего партнерства и создание законных путей».

Такое обещание будущей власти реформированной страны может нести определенные финансовые риски для ЕС. Однако игнорирование существующей возможности несет куда большие риски – от подрыва доверия к Евросоюзу до новой кризисной ситуации на границах.

Если посмотреть на картину в целом, на карту поставлено будущее отношений ЕС как с восточными, так и с южными соседями. Неправильный сигнал для Беларуси может стать неправильним сигналом для всего Восточного партнерства.

Предложенный Польшей, Литвой и Румынией пакет будущей помощи будет рассмотрен на ближайшем саммите ЕС.

Пакет оценивается примерно в 1 млрд евро и предусматривает реальную финансовую помощь, безвизовый режим и поддержку отраслевых реформ – увеличение на 3 млрд евро поддержки, предоставляемой соседним странам для борьбы с COVID-19.

Как повлияет ситуация в Беларуси на отношения с ЕС

Начиная с апреля халатное отношение Лукашенко к пандемии COVID-19 привело к радикальным изменениям среди всего пассивного общества. Несмотря на избирательную кампанию, белорусы были вынуждены быстро построить децентрализованное гражданское общество, руководствуясь элементарными потребностями и чувством солидарности.

Месяцем ранее, в марте, Европейская комиссия предложила обновленную стратегию Восточного партнерства.

Таким образом, Армения, Азербайджан, Беларусь, Молдова, Грузия и Украина получили более четкий ответ о готовности Европы к более тесной интеграции, учитывая степень политического участия и экономической ассоциации каждой страны.

Пересмотренная стратегия была одобрена на саммите Совета ЕС в мае.

Что касается Беларуси, отмечалось лишь более всестороннее «критически важное взаимодействие» в связи с соглашениями об упрощении визового режима и реадмиссии.

Никаких серьезных замечаний или прогнозов в связи с событиями в белорусском обществе, которые уже начали происходить перед президентскими выборами в августе прошлого года, сделано не было.

Жизнь «пишет» такие сценарии, которые бюрократический ЕС часто не может даже допустить в своей официальной политике.

Давайте просто вспомним, как Россия использовала последний глобальный кризис, чтобы подорвать экономику своих восточных соседей в 2008 году, и подумаем, насколько важно для ЕС разработать план действий на случай непредвиденных обстоятельств и для достижения успеха в будущем десятилетии.

Становится понятно, что политики Восточного партнерства недостаточно для решения проблем региона после 2020 года. В общем похоже, что ЕС пытается теснее согласовывать свою внешнюю политику с глобальной целью, связанной с декарбонизацией и устойчивым развитием.

«Беспрецедентная волатильность и нестабильность»

Политика в период после 2020 года пока не освещает доступные инструменты кризисного управления и не предлагает средств на случай возникновения проблем у восточных соседей.

что касается ситуации в Беларуси, становится понятным, что ЕС необходимо срочно рассмотреть новые возможности и вероятные непредвиденные обстоятельства, выходящие за пределы первоначального сценария для региона Восточного партнерства.

Чтобы избежать общего ухудшения ситуации на Востоке и предотвратить беспрецедентную нестабильность в регионе, необходимо подготовить эффективные меры путем определения перспективных направлений политики в форме сценариев.

Как показывает пример Беларуси, в гражданском обществе могут появиться неожиданные лидеры, которые будут пользоваться авторитетом, достаточным для того, чтобы возглавить переход к демократии, бороться с коррупцией и закрепить верховенство закона.

Однако быстрая и краткосрочная выгода от большой реформы для устойчивости системы будет меньше, чем хотелось бы.

Протесты в Беларуси, нынешний кризис в сфере здравоохранения, вызванный COVID-19, а также возможность других неожиданных потрясений демонстрируют важность заблаговременного планирования и готовности отступать от заранее определенных сценариев.

Более того, как показывает пример Беларуси, в следующем десятилетии в каждой из шести стран может по-разному проявиться любой крупный кризис, что доказывает необходимость разработки для конкретных стран сценариев, которые помогут реализовать стремление Европейской комиссии к региональной устойчивости.

Что касается будущего Европы, то существуют сценарии, которые Брюссель не решился разрабатывать, а они, однако, уже сегодня разворачиваются в странах Восточного партнерства.

Кроме подготовки очевидных мер и принятия пакета помощи – так называемого плана Маршалла для Беларуси, ЕС необходимо продумать политику, основанную на вызовах неопределенности современности и многостороннем развитии.

Белорусский опыт показывает, что необходимо не просто выстоять перед неожиданными вызовами, но и незамедлительно изменить общий подход.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно