Возраст – не помеха: как и зачем «АрселорМиттал Кривой Рог» строит новую фабрику
И где проходит тонкая грань между защитой планеты и государственным протекционизмом

Mind запускает новый проект «Большой бизнес – большая ответственность». В его рамках мы публикуем материалы о том, как украинские компании модернизируют производство, повышают свою социальную ответственность, внедряют передовые решения – и как это помогает преодолеть экологические проблемы страны.
Одним из первых героев этого цикла стал металлургический комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог». Здесь 8 октября заложили символический первый камень в будущую фабрику окомкования, которая должна заменить два цеха производства агломерационной руды и выпускать железорудное сырье более высокого передела – окатыши. Это одна из крупнейших инвестиций в украинскую металлургическую отрасль: материнская компания ArcelorMittal Duisburg Beteiligungsgesellschaft mbH из Германии, которая владеет 95% акций криворожского предприятия, готова вложить $250 млн только в строительство фабрики. Ее запуск запланирован на IV квартал 2023 года, мощность составит 5 млн тонн окатышей в год.

За этим, на первый взгляд, сугубо корпоративным событием на самом деле стоит гораздо более широкий круг проблем, которые отечественному бизнесу и Украине как государству необходимо решать уже сейчас. Во-первых – насущная потребность в дальнейшем развитии металлургической отрасли. Во-вторых – необходимость поддерживать экологию в одном из самых загрязненных городов страны, Кривом Роге. И в-третьих – вопрос участия Украины в решении глобальных климатических проблем. Ведь Европейский Союз уже напрямую связывает работу промышленности в различных странах и ее влияние на общий климат.
«АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) является крупнейшим в Европе горно-металлургическим комбинатом, он объединяет все циклы металлургии: добычу железной руды, производство железорудного сырья и кокса, чугуна, стали, а также металлопроката.
85% производимой металлопродукции предприятие экспортирует в том числе и в страны Евросоюза. И это налагает дополнительные обязательства: с одной стороны, из-за коронакризиса спрос на металл и цены на него в мире снизились, а с другой – ЕС ежегодно ужесточает требования к экологичности производств. Поэтому украинские металлурги просто вынуждены проводить модернизацию и оптимизацию, если хотят и дальше оставаться игроками на этом рынке.

Для чего строят фабрику окомкования? Железорудное сырье распределяется на три вида: агломерационная руда, окатыши и концентрат. Вся она используется в доменных печах при производстве чугуна – основы для последующего изготовления стали различных марок и назначения. На международном рынке спросом пользуются окатыши и концентрат. Агломерационную руду используют только на устаревших производствах, каковыми и являются большинство отечественных металлургических заводов.
«Обычно, окатыши выпускаются с высоким содержанием железа и являются премиальным продуктом. Если технология позволяет использовать их в металлургическом производстве, то большинство метпредприятий именно их и используют. Поэтому проект построения фабрики по окомкованию очень важен с точки зрения технологического развития комбината «АрселорМиттал Кривой Рог», – объясняет Сергей Беленький, председатель Федерации металлургов Украины.
Технологи предприятий решают, какое сырье дешевле использовать в доменных печах. Поэтому полностью отказываться от аглоруды АМКР пока не собирается. Новая фабрика заменит только два цеха агломерационного производства, которые закроют, – цеха №1 и №3, где находится 11 агломерационных машин. Еще один цех – №2 – будет реконструирован. Также реконструкция ожидает и доменную печь №9 – крупнейшую в Европе. После этого она будет потреблять и аглоруду, и окатыши, что позволит значительно снизить использование кокса, который Украина преимущественно экспортирует из России. Поэтому заодно закроют и две коксовые батареи.

По словам Сергея Беленького, строительство металлургического предприятия «с нуля» – редкое явление в отечественной промышленности. Знаковый пример – строительство электрометаллургического завода «Днепросталь» в Днепре в 2011 году. Таким образом, проект АМКР по строительству фабрики можно расценивать как шаг к интеграции украинской металлургии в современный мировой рынок.
Как улучшить экологию Кривого Рога? В 2021 году «Криворожсталь» (ныне «АрселорМиттал Кривой Рог») отметит 87 лет со дня основания. Поэтому основа всей технологической цепочки имеет такой же возраст – и требует значительной реконструкции и модернизации. За 15 лет присутствия на предприятии ArcelorMittal уже вложил $5 млрд в реконструкцию оборудования. Летом 2020 года был окончательно выведен из эксплуатации мартеновский цех: в производстве стали его заменили конверторные печи.
Параллельно с модернизацией предприятие вложило 7 млрд грн в повышение экологичности производства. Вместе с тем комбинат остается одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в регионе. Уже несколько лет между местной властью и руководством АМКР идет жесткое противостояние из-за вредных выбросов. Власти обвиняют комбинат в том, что из-за его деятельности в городе выросло количество онкозаболеваний. Комбинат отвергает подобные обвинения, но согласился на предложение мэрии Кривого Рога принять участие в строительстве и оборудовании нового онкологического центра в городе. Требовать закрытия предприятия власть не в состоянии –ведь это оставит без работы 29 000 человек.
«Днепропетровская область – промышленный регион №1 в Украине, и наша задача – поиск баланса между экономическим ростом и экологической составляющей. Этому помогает прагматичный конструктивный диалог с бизнесом – с цифрами, сроками и графиками работ. Мы совместно работаем над тем, чтобы укрепить региональный продукт и одновременно снизить нагрузку на окружающую среду», – заявил Александр Бондаренко, председатель Днепропетровской областной государственной администрации.
По его словам, запуск новой линии означает начало «озеленения» отечественной металлургической отрасли в целом. «Со своей стороны будем мониторить темпы ее строительства. В перспективе должны достичь в регионе европейских норм выбросов», – добавил Бондаренко.
По предварительным подсчетам, после введения в эксплуатацию новой фабрики выбросы загрязняющих веществ сократятся на 78 000 тонн, а выбросы СО2 – на 800 000 тонн ежегодно. В ближайшие три-четыре года комбинат планирует направить на модернизацию и экологические проекты еще $700 млн. Впрочем на комбинате придется решать и экологические, и климатические проблемы: если вредная пыль покрывает только Кривой Рог, то выбросы СО2 влияют на экологию всей планеты.

Почему европейская климатическая политика является испытанием на прочность для украинской промышленности? Наиболее заинтересованной в успешной реализации таких вложений является Германия, ведь именно на ее территории находится главный европейский офис ArcelorMittal, и эта страна является крупным покупателем его продукции.
«Работа предприятия в Украине – это большая немецкая инвестиция, и в Германии внимательно следят за деятельностью криворожского комбината и всеми вызовами, которые стоят перед ним. Я очень рад быть участником символической закладки первого камня будущей фабрики окомкования – это хороший пример объединения инвестиций в модернизацию предприятия и экологию», – заявил доктор Штефан Кайль, генеральный консул Федеративной Республики Германия в Донецке (офис – в г. Днепр), на закладке символического камня.
Кроме того, Германия является одним из инициаторов European Green Deal (Европейского зеленого соглашения), которое предполагает достижение «климатического нейтралитета» к 2050 году. Законопроект был подан на рассмотрение Европейской комиссии в марте 2020-го и предусматривает сокращение выбросов СО2 на 55% к 2030 году, а к 2050-му – почти полное их сокращение.
Что это означает для промышленности, в свое время объяснял заместитель министра энергетики Алексей Рябчин: «Карбоногенность экономики, то есть продуцирование выбросов углерода СО2, станет ключевым вопросом протекционизма в экономической политике Европы. Для украинской промышленности самое страшное, что ей придется платить «карбоновый налог», потому что Европа хочет ввести налогообложение «карбоново-грязного» производства. Наша металлургия, электроэнергия подорожают. Вообще все вещи, которые не являются грязными с точки зрения экологии, но являются климатически влиятельными, могут облагаться налогом, если мы не сделаем определенные выводы».
Сегодня ряд украинских чиновников и политиков активно обсуждают с европейскими коллегами European Green Deal. И уже звучат обещания, что Украина подпишет это соглашение одной из первых. Но здесь важно учесть, каким образом это скажется на украинских производителях.

Как экологичность порождает «промышленный эйджизм»? «Нулевые» выбросы в металлургии – априори недостижимая мечта. «Самой чистой» можно считать разве что электрометаллургическую подотрасль. Но это, так сказать, вторичное производство, основанное на переработке металлолома. Украина вместе с Россией занимает 1–2 места в Европе по добыче и переработке железорудного сырья. А значит, именно мы производим тот первичный металл, который затем используют все современные предприятия.
«Если мы говорим о комбинатах полного цикла, где есть добыча руды и доменное производство, то там «нулевых» выбросов достичь невозможно. Но можно их сократить, используя современные технологии. Чем наши предприятия сейчас и занимаются по мере своих возможностей и инвестиций, чтобы не потерять конкурентоспособность и улучшить качество жизни людей», – объясняет Сергей Беленький.
Здесь также стоит учесть тот факт, что украинские предприятия довольно старые, некоторым уже под 150 лет. Большинство европейских и турецких предприятий проектировались и строились гораздо позже, по другим технологиям – поэтому их влияние на окружающую среду значительно меньше. Поэтому Украина очень трудно в сжатые сроки провести комплексную модернизацию, чтобы сравниться с более «молодыми» зарубежными заводами.

Почему отечественные металлурги требуют политической поддержки? «Украине нужно очень осторожно подходить к имплементации различных сделок, на которых настаивает Европейский союз и которые лоббируют европейские производители стали. Потому что можем оказаться в ситуации, когда производство металлопродукции у нас станет нерентабельным. Мы не сможем конкурировать с другими странами, если возьмем обязательства в очень короткие сроки перейти на те нормативы, которые пытаются навязать миру ведущие производители, чьи заводы более современные», – предостерегает Сергей Беленький, председатель Федерации металлургов Украины.
Как объясняет заместитель председателя Комитета ВР по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский, Евросоюз будет требовать от своих производителей уменьшить нагрузку на окружающую среду. Понимая, что это повлечет за собой значительные дополнительные расходы, ЕС, вероятно, введет ограничения импорта, мотивированные экологическими соображениями. «Европейские предприятия при этом получат от правительств своих стран значительные финансовые стимулы для осуществления экологической модернизации. Эта политика является ярким примером неопротекционизма со стороны ЕС: скрытое субсидирование своих производителей и одновременно ограничение импорта», – считает он.
По мнению обоих спикеров, украинские предприятия, которые уже и так начали модернизацию, нуждаются в поддержке со стороны государства, чтобы не потерять десятки тысяч рабочих мест. Что касается европейских «зеленых» инициатив, то временные рамки и модели финансирования экологической модернизации должны стать ключевыми условиями в переговорах Украины с ЕС об имплементации «зеленого курса» и в соответствующей внутренней дискуссии.

Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].