Бизнесы с «зелеными» сердцами: 4 корпорации, движимые экомиссиями

Бизнесы с «зелеными» сердцами: 4 корпорации, движимые экомиссиями

Почему крупные бренды выбирают экологичность как путь к процветанию и какие личности за этим стоят

Этот материал также доступен на украинском
Бизнесы с «зелеными» сердцами: 4 корпорации, движимые экомиссиями
Фото: pixabay

Стать защитником природы и извлекать из этого выгоду удается не только «зеленым» политикам, но и большим корпорациям из самых разных индустрий. Возлагая на себя мегазадачи по спасению планеты, компании привлекают внимание масс-медиа, обретают добрую славу и продвигают свои товары, будь то дорогие куртки или кремы для лица.

В рамках нового спецпроекта «Большой бизнес – большая ответственность» Mind предлагает узнать о канадской ковровой империи Interface, американском одежном бренде Patagonia, датском энергетическом гиганте Ørsted и бразильской косметической компании Natura, которые заложили в основу своих бизнесов амбициозные экологические миссии. И достигли в этом грандиозных успехов.

Interface: «Миссия Зеро»

Бизнесы с «зелеными» сердцами: 4 корпорации, движимые эко-миссиями
Рей Андерсон
Фото: https://www.interface.com/

Канадский промышленник Рей Андерсон в 1973 году основал компанию по производству ковровых покрытий Interface, а в 1994-м решил радикально трансформировать свои зависимые от ископаемого сырья производства в устойчивое предприятие, не оказывающее никакого негативного воздействия на экологию.

Рей Андерсон любил рассказывать, что в 1994 году почувствовал себя «пораженным копьем в сердце» после прочтения книги «Экология торговли» Пола Хоукина. В тот момент он решил прекратить «обкрадывать Землю» и стать «радикальным промышленником» – свести к нулю выбросы, загрязняющие землю, воду и воздух на всех уровнях производства ковров. Возложенная на Interface «Миссия Зеро» требовала не только перевести на чистые технологии свои мощности, но и добиться того же от всех поставщиков сырья.

Сегодня Interface – это $1,3-миллиардная корпорация, вплотную приблизившаяся к заветной цели Рея Андерсона. Она в 2019 году завершила «Миссию Зеро», добившись за 25 лет сокращения эмиссии парниковых газов на 96%, уменьшения количество отходов – на 92% и перевода 99% своих производств в Америке и Европе на возобновляемые источники энергии.

Interface утверждает, что уже выпускает углеродно-нейтральные ковры, а в дальнейшем ее производства будут еще и улучшать климат.

«Мы верим, что можем обратить вспять глобальное потепление, если сфокусируемся на четырех ключевых фронтах:

  1. «Жить на нуле» – вести бизнес так, чтобы возвращать Земле все, что мы у нее берем.
  2. «Любить углерод» – прекратить воспринимать СО2 как врага и начать использовать его как ресурс.
  3. «Давать природе остыть» – поддерживать способность нашей биосферы регулировать климат.
  4. «Проводить индустриальную ре-революцию» – трансформировать промышленность в двигатель климатического прогресса» – задекларировано на сайте компании. 

Patagonia: «Бизнес для спасения планеты»

Бизнесы с «зелеными» сердцами: 4 корпорации, движимые эко-миссиями
Ивон Шуинар
Фото: https://www.pixelandtimber.com/

Технически базирующаяся в США частная компания Patagonia занимается производством дорогой высококачественной верхней одежды и экипировки для скалолазов, байкеров, лыжников, сноубордистов и серфингистов. Но ее руководители на протяжении пяти десятилетий активно доказывают всему миру, что основная деятельность заключается в сохранении окружающей среды. «Мы ведем бизнес для спасения нашей планеты», – гласит главный лозунг Patagonia.

Эту компанию основал в Калифорнии любитель скалолазания Ивон Шуинар, которого в прессе называют «экосознательным Стивом Джобсом». В 1960-х годах он изобрел скальные крючья, не повреждающие «созданную природой» поверхность гор, и принялся продвигать их на рынок по $1,5 за штуку, пропагандируя «чистый альпинизм». С этого началась история Patagonia – бизнеса с $1-миллиардным годовым объемом продаж, 1% от которых отчисляется на пожертвования сотням разнообразных экологических организаций.

Этот добровольный эконалог Ивон Шуинар расширил в неприбыльную корпорацию, названную «1% для Планеты». С 2002 года эта организация, ставя в пример Patagonia, убедила множество других бизнесов разных размеров присоединиться к движению по защите планеты и пожертвовать свыше $250 млн.

За отстаивание интересов окружающей среды Patagonia в 2019 году получила высшую экологическую награду ООН «Чемпионы Земли» в категории «предпринимательское видение». В ООН отметили, что Patagonia сумела качественно реализовать экологический подход к бизнесу. И ее финансовый успех «свидетельствует о желании потребителей, чтобы компании играли ведущую роль в борьбе с изменением климата и деградацией окружающей среды». 

Ørsted: «Замена черной энергии на зеленую»

Бизнесы с «зелеными» сердцами: 4 корпорации, движимые эко-миссиями
Хенрик Поулсен
Фото: https://www.offshorewind.biz/

В 2012 году DONG (Danish Oil and Natural Gas), крупнейшая энергетическая компания Дании, начала тонуть под грузом долгов из-за финансового кризиса и падения на 90% цены на добываемый ею в Северном море природный газ. Для ее спасения был нанят и назначен ее новым главой экс-директор LEGO Хенрик Поулсен. В ситуации, когда обычные руководители входят в режим кризис-менеджмента, затягивают пояса и увольняют рабочих до лучших времен, Поулсен придумал новую высокую миссию, вдохнувшую силы в гигантскую организацию.

«Мы увидели, что борьба с климатическими изменениями стала трендом, и всем сердцем вознамерились совершить один из первых переходов от черной энергии к зеленой, – рассказывает Хенрик Поулсен. – Мы переименовали компанию в Ørsted в честь легендарного датского физика Ханса Кристиана Эрстеда, открывшего принципы электромагнетизма, и приступили к радикальным преобразованиям».

Переводить на «зеленые» рельсы огромные производства, генерирующие свыше $10 млрд выручки в год, оказалось нелегко. По словам Хенрика Поулсена, многие сотрудники Ørsted уволились из-за того, что им было психологически тяжело разрушать ядро своей компании – угольные электростанции. Но деньги, полученные от их демонтажа, помогали укреплять лидерство Ørsted в прибрежной ветряной энергетике, и в компании росла уверенность в том, что она движется в правильном направлении. Наглядным подтверждением успеха Ørsted стало четырехкратное удорожание ее акций с 250 крон за штуку после ее выхода на биржу в 2016 году до свыше 1000 крон в октябре 2020 года.

В итоге Ørsted, генерировавшая в 2009 году 85% энергии из ископаемого топлива и 15% из возобновляемых источников, совершила феноменальный реверс этих пропорций. В 2020 году доля возобновляемой энергии в ее производстве достигла 88%, и компания осознанно движется к тому, чтобы к 2025 году стать углеродно-нейтральной, а к 2040 году устранить все загрязнения, связанные с ее бизнесом.

Natura: «Защита лесов Амазонии»

Бизнесы с «зелеными» сердцами: 4 корпорации, движимые эко-миссиями
Антонио Луис Сеабра
Фото: https://www.reutersevents.com/

Сразу после того, как в 1969 году предприниматель Антонио Луис Сеабра основал Natura в своем гараже в Сан-Паулу, этот косметический бренд принялся заявлять о своих суперспособностях, обещая «сделать мир лучшим местом для жизни» и даже остановить войны.

«Для Natura устойчивое развитие – это вторая натура. Компания заботится о природе таким же образом, как человек заботится о своей коже, – цитирует Антониу Луиса Сеабра британский журнал Management Today. – Косметика сближает людей с их собственными телами. И сразу после этого у людей исчезает всякое желание воевать. Косметика помогает нам смириться с нашими телами и с происходящими с нами временными изменениями. Это смягчает наши сердца и делает нас добрее».

Подобные месседжи англичанам показались бы лепетом сумасшедшего, а украинцам, возможно, напомнили бы изречения «великого комбинатора» Остапа Бендера. Но в душах бразильцев основателю Natura удалось задеть правильные струны, так как его косметическая компания принялась показывать, что действительно следует тем принципам устойчивого развития, о которых рассказывают ее основатель и консультанты, разносящие товары «от двери до двери».

Natura утверждает, что ее бизнес защищает 1,8 млн гектаров леса, так как для изготовления своей косметики она закупает у множества небольших натуральных хозяйств в Амазонии семена мурумуры, андиробы, аукубы, бразильские орехи и другие выращиваемые на деревьях натуральные компоненты. Благодаря тому, что косметический бизнес скупает плоды тропического леса, фермерам становится выгоднее заботиться о деревьях, чем рубить их.

Компании удалось убедить потребителей в том, что ее деловая активность помогает остановить обезлесение и повысить экономическое благосостояние не только акционеров, но и всего общества. В 2019 году Natura увеличила сеть распространителей своей продукции до 1,8 млн консультантов, получила $2,78 млрд доходов от продаж и вошла в четверку крупнейших косметических брендов мира.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате