Недавно Киеве на Майдане Независимости состоялся митинг SaveФОП, на котором предприниматели протестовали против введения локдауна в Украине. Несмотря на мирный протест митингующих, не обошлось и без вмешательства силовиков. Последние применили против предпринимателей силу и слезоточивый газ.
Mind следит за ходом событий и будет сообщать о текущей ситуации. Также вместе с Европейской Бизнес Ассоциацией мы проводим опрос представителей бизнеса о том, насколько в течение последнего года в Украине изменились условия ведения бизнеса. И призываем предпринимателей ответить на поставленные в опроснике вопросы – для того, чтобы лучше понимать реальную ситуацию с бизнес-климатом в Украине и максимально способствовать решению имеющихся проблем.
Предлагаем некоторые комментарии предпринимателей – в частности, по поводу изменений финансового положения, отношений с клиентами, партнерами, поставщиками.
Владимир Дяченко,
компания «Трансресурс мережа»
Специализируется на продажах тепловых насосов воздух-вода и монтаже систем отопления
О финансах
Прежде всего, с началом пандемии банки начали «срезать» все возможные овердрафты. Три наши компании, которые работали с Приватбанком и имели овердрафт от 150 000 грн до 1 млн грн, были вынуждены привлекать собственные средства для выполнения работ от заказчиков. Почти все наши продажи и работы выполнялись по предоплате от заказчика на уровне 30-40% в зависимости от объекта. Так что нам нужно было еще больше вкладывать собственных средств для ведения бизнеса.
В то же время кредиты 5-7-9% достаточно специфичны и не дают возможности получить заем для увеличения оборотных средств.
О персонале
К сожалению, в период пандемии мы вынуждены были уволить 20% персонала, поскольку объем заказов значительно уменьшился. Некоторые профильные выставки или перенесены, или проведены со значительно меньшим количеством людей, чем обычно. В свою очередь это негативно отразилось на продажах наших товаров.
Кроме того, закрылась программа IQenergy, которая давала нашим клиентам возможность получить компенсацию в размере 35% от суммы контракта. Для улучшения продаж мы запустили собственную программу рассрочки: предлагаем клиентам покупать наши тепловые насосы по схеме «50% предоплаты», а остаток разбиваем на 3-5 месяцев. И в некоторых переговорах это становится мотивацией для сотрудничества с нами.
О поставщиках
Вместе с банками отреагировали и поставщики товаров на внутреннем рынке: они уменьшали срок оплаты по счетам, и в конце концов все доходило до оплаты полученных товаров в течение 1-3 банковских дней.
О планах
В начале нашей работы мы даже просчитывали возможность налаживания собственного производства в Украине. Однако для получения хороших цен от производителей комплектующих нужно закупить очень большое их количество. Несмотря на то, что имеем собственные складские помещения, еще необходимо производственное помещение не менее 200-300 кв. м., и самое главное – квалифицированный персонал. Сложив расходы и количество оборотных средств, поняли, что дешевле и менее рискованно покупать разовые партии в Китае.
Татьяна Проскурня,
адвокатское объединение «Группа Бизнес партнеров»
Обеспечивает правовое сопровождение хозяйственной деятельности малого и среднего бизнеса
Карантинные мероприятия, естественно, внесли свои коррективы в работу адвокатского объединения, потому что в нашей деятельности многое зависит от нормального функционирования бизнеса. Но представители украинского бизнеса – достаточно «крепкие орешки». Несмотря на общую депрессию, связанную с карантинными мероприятиями, наши клиенты пытались всеми силами сохранить стабильность своего финансового состояния для предотвращения сокращения штата работников. Все знают, как трудно подобрать эффективную команду и как легко ее потерять. Поэтому малый и средний бизнес изо всех сил держался и вводил креативные подходы к клиентам, осваивал новые вызовы жизни онлайн.
О финансах и условиях ведения бизнеса
Кроме того участились случаи, когда налогоплательщики попадали под критерий «рисковых контрагентов». Для вывода субъекта предпринимательской деятельности из этого «статуса» нужно пройти определенную процедуру, которая отнимает много времени. Такие меры ослабляют бизнес, приводят к потере денег и создают репутационные риски.
К сожалению, не могу сказать добрых слов и в адрес правоохранительной системы. Вместо того, чтобы поддержать бизнес в такой трудный период, на предприятия приходили с обысками по надуманным уголовным производствам, изымали и арестовывали активы. Очень жаль, что такие действия применялись именно к тем, кто всеми силами не падал духом и держался на плаву, пытаясь выстоять в этот кризис во времена мировой пандемии. Обычно такая «поддержка» еще сильнее демотивировала и без того ослабленный бизнес.
Поэтому, новость о локдауне в Украине вызвала волнения. Понятно, что предпринимателям придется рассчитывать только на собственные силы. Обескровленный бюджет вряд ли может чем-то помочь.
Джелал Гусейнов,
Formative Partners
Компания выводит украинские компании на международные рынки, представляет интересы иностранных инвесторов в Восточной Европе, осуществляет юридическое сопровождение.
Formative Partners, как и другие компании, стали свидетелями локдауна в марте-2020 по всему миру и, в частности, в Украине.
С точки зрения решения государства меры понятны и логичны: выиграть время и адаптировать сферу здравоохранения для безопасности населения Украины.
Однако бизнесу тут не позавидуешь. Пришлось принимать меры для поддержания ликвидности с учетом затрат, ответственного подхода к сохранению рабочих мест, эффективности удаленной работы , чтобы не повлиять на сроки и качество предоставляемых услуг, и с пониманием отнестись к ситуации своих клиентов, ведь это все звенья одной общей цепочки.
О финансах
В первую очередь, мы благодарны бизнес-центру «Регус», с которым удалось найти компромисс по арендной плате в то время, как большинство бизнесов столкнулись с большими трудностями по этой статье расходов.
Мы внимательно изучили Постановление Кабмина от 22 апреля 2020 №306 «Об утверждении Порядка предоставления и возврата средств, направленных на финансирование помощи по частичной безработице на период карантина» и проверили, в том числе и из спортивного интереса, как оно работает на практике и работает ли вообще.
Несмотря на то, что штат компании небольшой (четыре юриста, бухгалтер/финансист и маркетолог), мы подготовили и подали заявления, сведения, информацию о компании в городской центр занятости. В начале столкнулись с определенными неточностями, но в дальнейшем они были исправлены благодаря консультациям работников городского центра.
Уже через месяц, после проверки всех подтверждающих документов, мы – прозрачная компания и реальный сектор, начали получать на счет 2/3 заработной платы работников. Это, конечно, небольшие суммы, но то, что механизм работает, было однозначным плюсом. Кроме того мы придерживались всех карантинных мероприятий в соответствии с требованиями для получения компенсации.
Как реформировать бизнес
Поскольку во время карантина Верховная Рада приняла закон о рынке земли, мы параллельно удаленно занялись этой сферой. Документ – компромисс между государственными интересами и стремлениями бизнеса. После карантина мы начали успешно внедрять в жизнь данную практику. Набрали отдельную команду, проводя собеседования с новыми юристами и потенциальными региональными менеджерами, которые на местах могли бы коммуницировать с фермерами.
С одной стороны, мы рискнули, а с другой – учитывая наличие текущих клиентов и новую «посткарантинную» практику, лето было очень активным, бизнес нагонял упущенное время. И в результате все эти факторы оправдали себя.
Сейчас проводим семинары для фермеров на местах по структурированию бизнеса под условия закона и концепцию развития рынка земли в Украине, начиная от договоров аренды, оформления оплаты аренды, договоров продажи (форвардов) продукции и так далее. Мы как малый и средний бизнес в юридической сфере имеем преимущества: гибкость и минимальное присутствие бюрократии во взаимодействии с клиентами. Это позволяет выполнять разного рода задачи за короткий срок с учетом специфики бизнеса, в том числе кооперации с другими юридическими компаниями и клиентами.
Инна Яновская,
проект «InstaDoc»
Система электронного документооборота, конструктор документов и база шаблонов
О финансах
Да, мы пробовали получить помощь, но в основном это было участие в конкурсах. Например, конкурс от Ukrainian Startup Fund, HIIL и т.д. Но не прошли – значит, работаем дальше, рассчитывая на собственные силы.
О клиентах
Количество посетителей сайта и пользователей системы растет, несмотря на то, что мы все еще закрыты от поисковых систем и в 2020 году не проводили абсолютно никаких маркетинговых мероприятий. Это означает, что интерес к системам автоматизации документооборота растет, чему способствуют цифровизация и локдаун.
О партнерах и поставщиках
С партнерами и поставщиками нам везет. На каждого мы можем рассчитывать, как и они на нас. В этом отношении мы всегда отдаем предпочтение качеству перед количеством. Интересный опыт получили от участия в мероприятиях Unlimit Ukraine от EBA, особенно в формате Meet Up, на которых можно найти полезные контакты и быстрый фидбэк по выпускаемому продукту.
Дмитрий Зинкевич,
SUNSAY Energy
Компания работает в сфере альтернативной энергетики
О финансах
Несмотря на сложный 2020 год, наш бизнес растет. Это удается осуществлять, поскольку мы – молодая компания и умеем быстро реагировать на внешние обстоятельства, сохраняя при этом качество наших услуг. Однако, если бы не коронакризис, росли бы быстрее.
Мы не пробовали получить внешнюю помощь, поскольку для сотрудничества с большинством фининститутов компании должно быть более двух лет. Юридически нам исполнилось два года только в конце ноября.
О клиентах
Клиенты стали внимательнее и рациональнее относиться к расходам. Для нас это скорее плюс, ведь мы всегда можем четко объяснить ценообразование для наших услуг, и это – одно из конкурентных преимуществ. Так, общий рост количества наших клиентов составляет 107%.
О поставщиках
С поставщиками в 2020 году мы наладили тесное сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Вероятно, в сложные времена все начинают больше ценить надежных партнеров. Со своей стороны мы всегда выдерживаем сроки и выполняем обещанное. Уверен, это важно делать в любое время.
Лада Пирожкова ,
CoffeeHot
Компания специализируется на поставках, обжарке кофе, доставке безалкогольных напитков и продуктов питания
О финансах
Нам удалось перевести кредит из ставки 28% на программу 5-7-9%. Обязательства уменьшились. Весь процесс занял четыре месяца. Думала – не доживу.
О клиентах
70% кафе, которым мы обжаривали кофе – закрылись. Офисы, в которые мы поставляли кофе, – до весны работают удаленно. В рознице – адаптивный карантин и куча больных клиентов. В итоге имеем минус 80% от оборота.
О поставщиках
Поставщики, с которыми работаю 15 лет, все в норме. Появилось много новых – в продуктовой группе, поскольку мы добавили пищу.
Алина Брыль,
IQConference
Компания специализируется на организации конференций, ивентов и других массовых бизнес-мероприятий
В сфере конференц-сервиса изменилось все: офлайн-мероприятий – единицы, поэтому организуем, в основном, онлайн. Хочется верить, что мы вернемся к офлайну в ближайшие месяцы. Но понимаем, что, скорее всего, мероприятия останутся в сочетании «офлайн-онлайн», – за этим будущее.
О финансах и клиентах
Помощь от государства не получали. С клиентами заключены договора, но количество мероприятий, к сожалению, сократилось практически на 90%.