Бюджет дивергенции и долгов: за что проголосовала Рада на фоне новых протестов на Майдане

Бюджет дивергенции и долгов: за что проголосовала Рада на фоне новых протестов на Майдане

Внешняя зависимость, возможеный просмотр и другие феномены госбюджета-2021

Цей матеріал також доступний українською
Бюджет дивергенции и долгов: за что проголосовала Рада на фоне новых протестов на Майдане
Фото: пресс-служба НБУ

Рада утвердила госбюджет на 2021 год, верстка которого до последнего происходила «на коленке». Окончательный вариант государственной сметы еще должен подписать президент, но общие черты этого документа уже просматриваются вполне недвусмысленно. Финал нынешнего бюджетного процесса отличает концентрация на двух полюсах: Минфин и депутатов объединила взаимная привязанность, а полицию и мелких предпринимателей, которые протестуют против увеличения фискального гнета, – новые столкновения на Майдане.

Следим за руками

Жак Неккер был министром финансов короля Людовика XVI. При дворе монарха его считали лучшим министром финансов за все время, потому что он, несмотря на обнищание в стране, находил средства на новые дворцы и экипажа. Эти вопросы он решал за счет все более дорогих займов. Позже исследователи выяснили, что он вполне осознавал, что доходов государства при любых обстоятельствах не хватит, чтобы рассчитаться, но продолжал занимать, пока это было возможно. А потом... А потом в долг давать перестали, произошла революция, и королю, королеве и еще 17 000 человек отрубили головы.

Однако 289 украинских депутатов эпохи расцвета неоампира, поддержавших идею расширения заимствований в 2021 году на 702 млрд грн, вероятно, считают, что коль уж кому-то и отрубят голову, то не им. Если верить оценкам Госкомстата о численности населения, то этот план предусматривает, что на каждого жителя Украины в следующем году займут примерно по 16 800 грн.

Кто же эти люди? Фракция «Слуга народа» дала 225 голосов – и этого снова не хватало для окончательного принятия решения. Понадобилась помощь: от «Доверия» – 20 голосов, «За будущее» – еще 21, «Батькивщины» – 12, в конце концов от внефракционных – 11. Против документа объединились силы Востока (ОПЗЖ) и Запада (ЕС, «Голос»), опровергнув тезис Киплинга о том, что они не могут сойтись.

Улыбаемся и машем

В Минфине считают, что такое большое количество депутатов, поддержавших бюджет, свидетельствует о реалистичности его показателей.

С учетом того, что бюджет текущего года Минфин выполняет только за счет счастливого стечения обстоятельств и увеличения ставок по заимствованиям, которые уже в разы превышают темпы роста ВВП Украины в прошлом, текущем и следующем годах, скорее можно предположить другое, например сговор. А что? В 2021 году на одного депутата ВР дополнительно, кроме зарплаты, выделят по 350 000 грн. Общее настроение: «один раз живем», «на наш век станет» и т. д.

А между тем – что говорят люди?

В парламенте и около него во вторник много говорили о бюджете. На отдельные мнения стоит обратить внимание.

Член Комитета по вопросам бюджета Алексей Гончаренко (ЕС): «Министр Степанов говорит о том, что этот бюджет убивает здравоохранение? Вы там не можете собраться внутри правительства даже, вы недостаточно его поддерживаете и предлагаете нам его голосовать?»

«Это бюджет теплой ванны Зеленского и силовиков, которые его охраняют. Это бюджет лжи, так как эти доходы, которые здесь заложены, они нереальны, и кто будет все это финансировать, и каким образом страна переживет следующий год», – добавил Гончаренко, чья политическая сила в прошлом голосовала за не менее позорные бюджеты.

Член Комитета по вопросам экономического развития Александр Колтунович (ОПЗЖ): «Что для нас недопустимо в этом проекте бюджета? Безусловно, это дефицит».

«Планируется $37 млрд – это доходы бюджета. Например, в 2013 году их было $44 млрд. То есть, когда мы выйдем на эту планку, мы только сможем говорить, что они хотя бы начали восстанавливаться», – отметил он.

Первый заместитель председателя Комитета по вопросам финансов Ярослав Железняк («Голос»): «Это не бюджет поддержки бизнеса. Потому что как только мы его пригласим, то с 1 января каждый ФЛП, например, второй группы, будет платить на полтысячи гривен больше каждый месяц, независимо от того, будет он работать или нет».

Экс-министр экономики Павел Кухта: «Правительство заложило в бюджет завышенный прогноз доходов и большой дефицит на 5,5% ВВП. Уже сейчас понятно, что с таким бюджетом в следующем году мы полностью будем зависеть от поддержки международных организаций... бюджет будет трудно выполнять и вероятен его просмотр. Без них нас 100%-но ожидает новый бюджетный кризис, причем он может быть хуже, чем в этом году».

А что говорят другие люди?

Премьер-министр Денис Шмыгаль: «Бюджет-2021 – это бюджет возможностей для развития нашей страны, сбалансированный и реалистичный к исполнению. Теперь вновь общины могут приступить к формированию собственных смет. Ведь с 1 января именно люди в общинах будут решать, на что тратить деньги. Благодарен Верховной Раде за важное государственное решение».

Член Комитета по вопросам экологической политики Павел Бакунец («Доверие»): «Депутатская группа «Доверие», которая состоит из мажоритарщиков, не может бросить страну в бюджетный хаос и оставить людей без финансовых механизмов на следующий год. Поэтому мы будем голосовать за бюджет 2021 года».

Экс-министр финансов Игорь Уманский: «Уважаемые депутаты, краснейте, бледнейте, прячьте глаза, но голосуйте! Спасибо вам никто не скажет, будут проклинать, но это надо сделать. А сразу после Нового года вы должны пересмотреть то, что наголосовали. Основным вашим приоритетом должны стать, наконец, не личные интересы, а интересы людей».

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов Данил Гетманцев: «Да, мы в долгах. Это не наша вина, но наш груз, который нам всем надо нести вместе, погашая долг и исходя из зависимости. Трудно, но без популистских метаний и быстрых решений в виде дефолта. У нас плохой бюджет на 2021 год. Плохой бюджет, который мы поддержали исходя из реалий, без иллюзий. Плохой бюджет, который мы поддержали несмотря на ошибки и недоработки Минфина, за которые нам стыдно».

С какими проблемами будем иметь дело?

Часть ранее обозначенных проблем не решена. Речь идет о степени привязки расчетов Минфина к окружающей реальности, а также о решении уменьшить «рацион» пенсионеров в следующем году на 8,5 млрд грн.

Но к общему перечню проблем добавились и новые.

Решенные проблемы. При принятии связанных с бюджетом изменений в Бюджетный кодекс (№4100-д) поддержали предложение о зачислении в 2021 году 13,44% акцизного налога с горючего в общий фонд бюджетов местного самоуправления, что привело к дополнительной разбалансировки проекта бюджета. Чтобы избежать скандала уполномоченные лица в экстренном порядке (через часок «на коленке») в ручном режиме вырезали лишнее из спецфонда и программы развития автодорог.

Нерешенные проблемы. Ресурсный законопроект с поправками в Налоговый кодекс из бюджетного пакета (№4101-д) остался нерассмотренным во втором чтении, и его дальнейшая судьба остается нерешенной. Между тем вопрос увеличения налоговой нагрузки уже перенесен на Майдан.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате