Александр Федиенко: «Силовики уже имеют автономный доступ к мобильным сетям без участия оператора»

Александр Федиенко: «Силовики уже имеют автономный доступ к мобильным сетям без участия оператора»

Замглавы «цифрового» комитета ВР – о реалиях слежки за абонентами

Цей текст також доступний українською
Александр Федиенко: «Силовики уже имеют автономный доступ к мобильным сетям без участия оператора»
Александр Федиенко
Фото с личной fb-страницы

12 января президент Владимир Зеленский подписал «Библию телекома» – базовый для мобильных операторов и интернет-провайдеров закон «Об электронных коммуникациях»

Одна из норм разрешает силовикам получать доступ к информации об абонентах – «автономно» и через «единую систему технических средств». Что означают эти термины? Что изменится после вступления закона в силу – с января 2021-го? На эти и другие вопросы в блиц-интервью Mind ответил соавтор закона, заместитель главы комитета ВР по вопросам цифровой трансформации Александр Федиенко.

Справка. Закон «Об электронных коммуникациях» принят на замену закона «О телекоммуникациях». Во втором документе с 2004 года есть норма (часть 4 статьи 39), обязывающая операторов (не путать с провайдерами) за собственный счет устанавливать на своих сетях «систему технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий».

В части 2 статьи 121 нового закона «Об электронных коммуникациях» говорится следующее: «Снятие информации с электронных коммуникационных сетей поставщиков электронных коммуникационных услуг обеспечивается единой системой технических средств, которая используется всеми уполномоченными законом органами, на условиях автономного доступа к информации в порядке, определенном законодательством».

– Какова ситуация сейчас? Операторы давно установили так называемую СОРМ? Какой доступ к ней имеют силовики: автономный (самостоятельно входят в системы) или по решению суда операторы сами достают данные, которые нужны для следствия?

– У всех мобильных операторов стоит система, доступа к которой они физически не имеют (к слову, в украинском законодательстве нет термина «СОРМ»). Эта система подключена к сети мобильных операторов и расположена отдельно от их технических площадок. 

То есть СБУ имеет к ней автономный доступ – без участия оператора.

Александр Федиенко: «Силовики уже имеют автономный доступ к мобильным сетям без участия оператора»
Фото с личной fb-страницы

Но проблема – в другом. Сейчас этот доступ хотят иметь и, по принятым ранее законам, уже должны иметь очень много структур. Поэтому оператор обязан подключить не одну такую, грубо говоря, «коробочку», а целый ряд – для НАБУ, разведки, ДБР и т. д.

Проблема в том, что технически это практически невозможно сделать. Именно поэтому операторы просили, чтобы точка входа к ним в сеть была одна-единственная. Оператору все равно, кто будет подключаться, если он действует в рамках закона.

– Доступ к каким данным сейчас получают силовики? Пока хранится только «голос»?

– Что именно собирается, лично я не знаю. Скорее всего, весь голос не пишется. Но может сохраняться по решению суда по конкретному номеру. Тогда оператор заворачивает трафик определенного номера в «коробочку».

А весь трафик нет смысла писать. Да, и технически это огромные массивы информации.

– Что изменится через год после вступления закона в силу? 

– Будет единая система. То есть должна остаться одна «коробочка», как и было ранее. Доступ к ней получат все уполномоченные следственные органы с решением суда или в рамках статьи 250 КПКУ («Проведение негласного следственного (розыскного) действия до постановления решения следственного судьи». – Mind). Этой статьи сейчас нет в законе (добавление статьи 250 КПКУ в закон «Об электронных коммуникациях» было единственным конкретным пожеланием Владимира Зеленского после отправки документа на доработку, но парламент не поддержал норму. – Mind). Но в КПКУ статья есть и  работает (распространяется на закон «Об электронных коммуникациях». – Mind). Просто часто эти решения суда засекречены, так как они делаются в рамках национальной безопасности.

– За чей счет будет создаваться единая система?

– По сути, она уже существует.

Александр Федиенко: «Силовики уже имеют автономный доступ к мобильным сетям без участия оператора»
Фото с личной fb-страницы

Термин «единая система» появился в законе «Об электронных коммуникациях» для того, чтобы убрать юридические коллизии с другими законами.

–  Будет ли создана отдельная структура для управления единой системой?

– Нет. Как и сейчас система останется у департамента оперативно-технических мероприятий СБУ.

Подытоживая, части 2 и 3 закона «Об электронных коммуникациях» полностью соответствуют давно действующей части 4 статьи 39 закона «О телекоммуникациях». По этим нормам, оператор не должен всем раздавать доступ. А государство единожды подключается к оператору мобильной связи и далее – на основании решения суда или по статье 250 КПКУ – системой могут пользоваться другие структуры, имеющие на то основание в рамках закона.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно