Post factum: о чем так и не рассказал Максим Степанов

Post factum: о чем так и не рассказал Максим Степанов

9 вопросов к министру здравоохранения, оставшихся без ответов

Цей текст також доступний українською
Post factum: о чем так и не рассказал Максим Степанов
Максим Степанов
Фото: УНІАН

В начале ноября Mind брал интервью у министра здравоохранения Максима Степанова. Через два месяца редакция направила в Минздрав запрос по итогам этой беседы. Напоминаем: в рубрике Post factum мы публикуем материалы, подготовленные по следам нашего общения с чиновниками, чтобы узнать, что изменилось за этот период и чего удалось/не удалось достичь.

Ответ от Максима Степанова Mind ждал три недели: пресс-служба трижды переносила дедлайн и в конце концов мы остались без «прямой речи» министра.

Пока ждали ответа, в конце декабря вакцинацию от коронавируса начали успешные государства (ЕС, США) и не очень богатые – РФ, Турция, Египет, Индия. Программа вакцинації введена почти всеми, кроме бедных стран мира – вроде государств Экваториальной Африки и Украины.

По состоянию на конец января, по темпам вакцинации против COVID-19 лидирует Израиль: там привито более 40% населения. И неудивительно: премьер Беньямин Нетаньяху аж 17 раз лично звонил гендиректору компании Pfizer Альберту Бурла, чтобы договориться о поставках крупных партий вакцины для своих граждан. А сколько раз с главой Pfizer беседовали украинские чиновники: глава Минздрава Максим Степанов, премьер-министр Денис Шмыгаль или даже президент Владимир Зеленский?

Между тем британское издание The Economist сообщило, что Украина сможет получить широкий доступ к вакцинам от коронавируса не ранее 2023 года. А агентство Bloomberg (США) негативно оценило ситуацию с вакцинацией в Украине. Оно подчеркивает, что Украина – самая большая из тех государств Европы, которые еще не приступили к вакцинации населения. По мнению агентства, проблема в том, что власти нечего предложить 42 млн граждан. Зато, как положительный пример, Bloomberg приводит Крым, где вакцинация уже стартовала, и ЛДНР, где до этого почти все готово.

В Украине же продолжается «сериал обещаний». Одно из них – так называемая разработка собственной вакцины: в конце октября Зеленский и Степанов подняли шум в СМИ по этому поводу – с гордостью рассказывали, мол, украинские ученые обязательно что-нибудь изобретут. Но разработки собственного продукта дальше рекламных заявлений не последовало, а «гуру» украинской вакцины – гражданин США Михаил Фаворов – уже вакцинировался в Соединенных Штатах американской Moderna.

Заявления же министра Максима Степанова по поводу российской вакцины «Спутник V» всем известны и являются непримиримыми: «Минздрав не рассматривает вариант приобретения «Спутник V» ни при каких обстоятельствах. Мы разрешим лишь то, что точно является безопасным, где правильно пройдены все стадии клинических испытаний. На сегодня по документам на российскую вакцину мы этого не видим. И не видит весь мир». Зато покупать миллионами незарегистрированную и низкоэффективную (50%) китайскую вакцину SinoVac, которая не прошла третью фазу клинических исследований, Минздрав считает безопасным для украинцев (тогда как «слуги народа» вакцинируются высокоэффективной Pfizer, завезенной в Киев в обход официальных таможенных и других процедур).

Интересная информация появилась на днях: как отмечается в ряде СМИ, канцлер Германии Ангела Меркель во время недавней телефонного разговора с российским президентом Владимиром Путиным, предложила ему помощь Института Пауля Эрлиха (немецкого Федерального института вакцины и биомедицинских лекарственных средств, который подчиняется Федеральному министерству здравоохранения Германии) для регистрации вакцины «Спутник V» в ЕС. По ее словам, если российскую вакцину одобрит ЕМА (Европейское агентство по лекарствам) – можно будет говорить о совместном производстве и применении. Для Минздрава и нынешней украинской власти – это существенный раздражитель.

Post factum: про що так і не розповів Максим Степанов
Фото УНІАН

Поэтому, учитывая описанную ситуацию, Mind публикует перечень вопросов, отправленных пресс-секретарю министра здравоохранения Украины, на которые, к сожалению, ответов (в указанный нами время) так и не дождался. Если же министр передумает – мы с удовольствием опубликуем его мнение.  

1. Сумма средств, заложенная в бюджете-2021 – 159 млрд грн. Вы говорили, что этого недостаточно для нормальной работы системы медицины и подавали запрос на 296 млрд грн. Из каких источников брать средства, которых не хватает? Или на что сокращать/ликвидировать расходы?

2. В интервью вы подтвердили, что Минздрав знает о случаях, когда с ковидных пациентов в больницах берут деньги, и разбирается с каждым отдельным случаем. Что НСЗУ фиксирует нарушение и реагирует на них, в частности, через определенные механизмы наказания главных врачей. Сколько этих нарушений было в 2020 году? Можете привести конкретные примеры: кого, где и как наказали за незаконное взимание средств с COVID-пациентов?

3. Вы уверяли, что в Украине до конца 2020 года будут делать 100 000 ПЦР-тестов в сутки. Какая планка по состоянию на январь 2021 года? И почему с декабря 2020 года показатели инфицированных COVID-19 в Украине такие низкие, ведь у нас 10-е место среди стран мира по распространению коронавируса?

4. Еще осенью вы утверждали, что Минздрав ведет переговоры о закупке вакцины с американскими Moderna и Pfizer, англо-шведской AstraZeneca, китайскими SinoVac и Sinopharm и что этот вопрос является приоритетом президента Зеленского. Почему же так случилось, что сейчас Украина оказалась в вопросе старта вакцинации (на фоне других государств мира) «у разбитого корыта» и максимум на что способна на скорую руку – это договор о закупке малоэффективной (50%) китайской вакцины SinoVac, регистрация которой в Китае ожидается только в октябре 2021 года? Переадресуете ли этот вопрос Зеленскому?

5. Вы уверяли, что по механизму COVAX, согласно заявке, поданной МОЗ, Украина получит вакцины почти для 8 млн человек (20% населения). Когда наконец ждать эту партию вакцин? Кто является производителем этих вакцин и какова их эффективность?

6. Пока МЗ заключает договоры на вакцину с Китаем, в Киеве стартовала нелегальная VIP-вакцинация (по €3000 за вакцину Pfizer). Как прокомментируете этот скандал, где фигурирует имя председателя Комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Радуцкого? Минздрав участвует в «расследовании» появления вакцины Pfizer в клинике MediLand?

7. На фоне провала старта вакцинации в Украине и скандала с VIP-вакцинацией, не изменили ли вы свою позицию относительно российской вакцины «Спутник-V»? И каковы шансы харьковской фармкомпании «Биолек» на ее регистрацию в Украине?

8. Во время интервью мы говорили о разработке украинской вакцины, помпезно представленной в октябре 2020 года американской компанией DiaPrep System (во главе с американским эпидемиологом Михаилом Фаворовым) и одним из институтов НАНУ. Что сейчас с клиническими испытаниями этой загадочной вакцины? Или это была пиар-акция Зеленского накануне парламентских выборов (ведь, как известно, разработчик украинского вакцины Фаворов недавно вакцинировался в США американской Moderna)?

9. Чего украинцам ждать после 24 января, какие новые/старые ограничения для борьбы с распространением пандемии введет Минздрав? Будет ли продолжение локдауна (В. Ляшко отрицает такой вариант событий), в каких рамках? И каких показателей заболеваемости ждете после январского локдауна в плане снижения цифр?

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно