Нацбанк-оборотень: почему в Украине уже сложно сдержать инфляцию

Нацбанк-оборотень: почему в Украине уже сложно сдержать инфляцию

А цены снова могут стать главной макроэкономической проблемой

Цей матеріал також доступний українською
Нацбанк-оборотень: почему в Украине уже сложно сдержать инфляцию
Фото: прес-служба НБУ

Искусственная девальвация гривны, безоглядная монетарная и фискальная стимуляция, а также стремительный рост внешних цен сформировали условия для рецидива инфляционного шока в Украине. Однако Нацбанк в очередной раз пренебрегает как очевидными рисками, так и прямыми нормами закона, которыми он уполномочен защищать ценовую стабильность.

Рост экспортных цен промышленных предприятий по итогам января в годовом измерении составил 46,2%, отпускные цены предприятий на сельскохозяйственную продукцию взлетели на 63,3%. На этом фоне повышение учетной ставки Нацбанком в марте лишь на 0,5 процентных пункта – до 6,5% – выглядит недостаточным и запоздалым.

Вопреки закону

Профильным законом определено, что приоритет деятельности центробанка заключается в достижении и поддержании ценовой стабильности.

Ценовая стабильность – это сохранение покупательной способности путем поддержания в среднесрочной перспективе (от 3 до 5 лет) низких, стабильных темпов инфляции.

В эти рамки никак не вписывается поведение центробанка, когда после достижения задекларированной инфляционной цели в 2019 и 2020 годах он решил снова разогнать цены, чтобы в очередной раз помочь правительству.

НБУ сам признает, что его реальная ключевая ставка (дефлированная на ожидания финансовых аналитиков по инфляции за 12 месяцев) остается ниже нейтрального уровня (если она не стимулирует и не сдерживает инфляцию) с августа 2020-го. При этом Нацбанк планирует удерживать ее реальный уровень ниже нейтрального в течение 2021 и большей части 2022 года.

Кроме того, НБУ провел в прошлом году искусственную необоснованную девальвацию гривны на 19,4%: отток средств по финансовому счету ($4,5 млрд) перекрывался профицитом текущего счета ($6,5 млрд), что обусловило формирование добавленного сальдо сводного платежного баланса на уровне $2 млрд.

«Монетарный импульс в 2020 году... имел характер существенного стимулирования инфляции. Это прежде всего касалось как темпов роста денежного предложения (в течение 2020 года денежная масса увеличилась на 28,7%) при сохранении учетной ставки почти полгода на уровне 6% годовых, так и обесценивания гривни, которая с определенным лагом и дальше сказывается на ценах, особенно в части импортной составляющей», –отмечают в Минэкономики.

Стоит учитывать также то, что объем наличных вне банков вырос в прошлом году на 34% и составляет более половины триллиона гривен – окончательное снятие карантина и улучшение потребительских настроений может превратит эту потенциальную энергию в кинетическую.

О такой гибкости принципов и приоритетов Нацбанка в действующем законодательном корпусе нет никаких упоминаний. Для этого в стенах НБУ нашли понятие «дискреция» – необходимость при определенных условиях принимать решение  преимущественно по своему усмотрению, а не опираясь на установленные правила. Именно им планируют прикрывать жесткую отсебятину руководства Нацбанка во время усиленных, целевых, а также закрытых коммуникаций в ближайшее время.

Нацбанк-перевертень: чому в Україні вже складно стримати інфляцію

НБУ все еще стимулирует рост цен

Начало 2021 года отличилось угрожающим символом: масштаб потребительских цен по сравнению с базовым уровнем декабря 1999 года пересек отметку 1000%. То есть за этот период произошел рост цен в 10 раз. И это на фоне соответствующих настроений в бизнес-кругах: в декабре 2020-го из 693 опрошенных Нацбанком руководителей предприятий 21,8% ожидали будущую инфляцию в годовом измерении на уровне 7,6–10%, а еще 28,9% – более 10%. Но правительство все еще прогнозирует рост цен в 2021году  на 7,3%, а Нацбанк – на 7%.

«Несмотря на повышение учетной ставки, наша монетарная политика остается мягкой», – признала первая заместитель председателя НБУ Екатерина Рожкова.

«Лучше поздно, чем совсем поздно», – прокомментировал мартовское повышение учетной ставки начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина Алексей Блинов.

«Следующий просмотр ключевой ставки политики запланирован на 15 апреля. Мы ожидаем, что ключевая ставка будет повышена до 100 базисных пунктов», – прогнозируют в инвестиционной компании Concorde Capital.

Бывший директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Николайчук также считает, что скорее всего в апреле ставка снова будет повышена – до 7%, в частности, из-за продолжающегося роста цен на сырье, ухудшения инфляционных ожиданий в мире и снижения вероятности получения в этом году финансирования от МВФ.

В случае недополучения финансирования от МВФ Нацбанк может быть вынужден повышать ставку даже больше.

«Повышение ставки придаст дополнительный импульс портфельным инвестициям нерезидентов и соответственно поддержит укрепление обменного курса. Поэтому, как и ранее, ожидаем в ближайшие месяцы движение к уровню 27 грн/$», – прогнозирует он.

«Очевидно, что ресурс понижающего давления на инфляцию в этом году слишком мал... Если все не так плохо, а ставка повышается, значит, не все так хорошо», – отметил член Совета НБУ Виктор Козюк.

По его словам, несмотря на приток нерезидентов, укрепление курса тормозится из-за fear of floating, ожидания роста ПИИ с помощью создания инвестнянь является «химерным», а за надежды на лучший урожай центробанк уже критикуют.

«Более высокие ставки, в конце-концов, как и спреды, – это симптом пробуксовки с реформами», – подытожил Козюк.

Безжалостное правительство

В вопросе проинфляционной политики Нацбанк сдерживает закон, а вот правительство ничего не сдерживает. И поэтому вклад правительства в дело повышения цен трудно переоценить.

Собственно, профиль госбюджета-2021 вполне проинфляционный, поскольку, в частности, предусматривает увеличение дефицита: в госбюджете-2021 он запланирован на уровне 246, 6 млрд грн, тогда как фактический размер дефицита в 2020 году составил 217,1 млрд грн. При этом сохраняется существенный первичный дефицит.

Кроме того, под лозунгом заботы о бедных правительство и парламент повысили минимальную зарплату с 1 января на 20%, до 6000 грн. Такой шаг позволил сократить расходы на субсидии, а параллельно дал двойной толчок росту цен: из-за расширения спроса после увеличения доходов населения, а также из-за цен производителей, которые будут закладывать высокие зарплаты в себестоимость производства.

По данным Госстата, по состоянию на декабрь 2020 года зарплату меньше 6000 грн получали 23% штатных работников, или около 1,6 млн. Но, с другой стороны, есть 8,4 млн пенсионеров, которые не работают (средний размер пенсионной выплаты на начало 2021 года – 3500 грн) и 1,6 млн безработных, для которых рост цен лишь увеличивает социальные риски.

При этом парламент и правительство не волнует, что в Украине есть два типа прожиточного минимума. Фактический, в ценах января 2021года – это 4714 грн (с учетом суммы обязательных платежей). А еще установленный законом – это 2189 грн, или 46% от фактического.

«По данным многих международных организаций, уровень бедности в Украине вырос до 50%, за чертой бедности находится около 19 млн украинцев», – признала вице-спикер Елена Кондратюк в феврале.

Между тем, 70% украинцев считают украинское общество несправедливым, и это вместе  с 19 млн бедняков создает опасную смесь.

Как списать кредиты на 400 млрд грн

В правительстве и Нацбанке сформировалась партия сторонников решения проблем с помощью разгона цен. Однин из главных их аргументов – кредитные потребности бизнеса. Мол, необходимо обеспечить кредитную экспансию, а рост цен игнорировать ради ускорения экономической динамики.

При этом исключается тот факт, что проблема возврата кредитных долгов в Украине не решена. В планах НБУ – списание до конца 2022 года 400 млрд грн невозвратных кредитов с балансов банков. То есть фактически они предлагают снова раздавать займы тем самым олигархическим конгломератам, долги которых сейчас будут списывать.

Отдельный вопрос – под какие проценты будет предлагаться кредитование. После девяти месяцев ежемесячного снижения ставок по новым корпоративными гривневым кредитам они вышли в декабре 2020 году на уровень 8,5%, но в январе 2021-го уже выросли до 8,7%.

Вполне вероятно, что одной из причин такого изменения тенденции стало то, что доходность государственных ОВГЗ растет с сентября по всем срокам размещения: правительство уже предлагает 12% годовых. Планируемый значительный объем заимствований на внутреннем рынке потребует поддержания высоких ставок по ОВГЗ, и бизнес все равно будет проигрывать конкуренцию за счет банков.

«Если государство берет под 12% на четыре года, значит оно собирается обслуживать долг за счет какой-то инфляции, которая в этом уравнении явно превышает таргет 4–6%. Назовем это «фискальное таргетирование». И чем больше масштабы, тем оно сильнее. А масштабы поражают и запрограммированы минимум на год вперед. Это и называют фискальным доминированием», – считает Блинов.

Всем сторонникам инфляционной стимуляции не стоит забывать о реальном эффективном обменном курсе (РЭОК). Когда РЭОК гривны ревальвирует – ценовая конкурентоспособность украинских товаров ослабляется. Такая ситуация возможна в случае превышения темпов роста цен в Украине над уровнем инфляции в странах – основных торговых партнерах и/или в случае ревальвации номинального курса гривны.

В Нацбанке прогнозируют лишь незначительные колебания обменного курса в 2021 году. Часть экспертов соглашаются с такой оценкой, хотя среди факторов, которые оказывают давление в сторону ревальвации в ближайшее время, – продажа валюты под посевную и низкий спрос на валюту со стороны импортеров в условиях новых карантинных ограничений.

«Нет каких-либо существенных причин для отклонения курса гривны ниже 27,2–27,5 грн/$ или выше 28,5 грн/$», – считает управляющий партнер инвестиционной компании HUG'S Эрик Найман.

При таких условиях каждый процент инфляции вызовет негативное давление на РЭОК, а с ним и на показатели украинского экспорта.

Искаженный индекс

Согласно данным Госстата, по итогам девяти месяцев 2020 года (на данный момент – самые актуальные данные) 48,4% расходов домохозяйств уходило на продукты питания и безалкогольные напитки, еще 13,8% – на оплату жилья, воды, электроэнергии, газа и других видов топлива. И это в среднем.

В группе населения с доходами ниже фактического прожиточного минимума ситуация еще хуже – 57,5% расходов идет на питание и 15,1% на жилье, воду и топливо. Стоит учитывать, что это статистический срез до повышения цены на газ и электроэнергию.

И на этом фоне в расчетной корзине потребительской инфляции на продукты питания и безалкогольные напитки приходится 43,3%, а на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива – вообще только 7,8%. Влияние на индекс со стороны отопления ограничено 1,3%, электроэнергии – также 1,3%, а вот услуги кафе оценены в 1,4%, покупка пива – в 1,5%.

Нацбанк-перевертень: чому в Україні вже складно стримати інфляцію

То есть весовая структура расчета инфляции не очень связана с затратами домохозяйств. Как пояснили в Минэкономики, вес продуктов питания и коммунальных платежей в расчетной корзине уменьшен из-за повышения благосостояния населения.

Очевидно, неадекватность расчетов существенно усложняет прогнозирование изменения цен и дает ложные сигналы населению и бизнесу.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате