Большая вода – 2021: как весеннее половодье скажется на энергетике
И чего ожидает «Укргидроэнерго» от государства

Украина готовится к паводку. Впервые за последние пять лет осенне-зимних осадков и снега достаточно, чтобы пошла «большая вода». Однако она все равно будет меньше среднестатистических показателей. По данным Укргидрометцентра, под Киевом ожидается прохождение 16–18 куб. км воды, тогда как ранее эти показатели превышали 25 куб. км.
Гидростанции на украинских реках играют большую роль в формировании тарифов для населения и в регулировании объединенной энергосистемы (ОЭС) страны. Вода – наиболее «зеленый», экологически безопасный ресурс в генерации электроэнергии. Впрочем, в последнее время из-за изменения климата ГЭС на реках все меньше работают на непосредственное поставку электроэнергии. Они выполняют другие функции – накопление пресной воды в водохранилищах для экономики государства и регулирования энергосистемы.
Без видимых сооружений, таких как гидроаккумулирующие станции (ГАЭС), не было бы развития «зеленой» генерации в Украине. Однако возможности воды в регулировании исчерпываются, а перспективы финансирования развития отрасли очень призрачны. Свободный рынок электроэнергии, который запустили летом 2019 года, не стал настоящим рынком. На нем до сих пор действует «ручное регулирование» и искусственные ограничения. Вероятно, повышения тарифов для населения не избежать, речь идет лишь о времени их введения. Что принесет нынешняя «большая вода» энергетикам, разбирался Mind.
Будет ли большое половодье?
Начиная с 2015 года Украина переживала тяжелый период засухи.
Прошлый, 2020-й, год был худшим – вообще безпаводковым, проточность воды в Днепре весной составляла 1000 куб. м в секунду. Подобное случилось впервые за более чем 100 лет.
В компании «Укргидроэнерго» ожидают, что 2021 год будет лучше, потому что за осень – зиму на территории Украины накопились определенные объемы снега и воды. Но специалисты не могут окончательно спрогнозировать протяженность паводка и его интенсивность, потому что за последние пять лет грунтовые воды опустились на 50–60 см ниже своего обычного уровня. Поэтому, сколько влаги заберут именно почвы, чтобы восстановить свой уровень, сказать трудно. Никаких подтоплений по берегам Днепра и Днестра в этом году не ожидается.
По прогнозам Укргидрометцентра, в середине паводка, а именно в третьей декаде апреля, проточность воды в Днепре будет составлять от 2500 до 3500 куб. м в секунду. Это ниже среднего в период до 2015 года – похоже Украине уже надо пересматривать средние показатели водности.
Не ожидается и каких-либо внештатных ситуаций – весь ледостав уже прошел, водохранилища и протоки чистые и готовы принять всю ожидаемую с паводком воду, которая придет в апреле – мае.
Почему дешевой энергии становится все меньше?
Однако из-за изменения климата Украина теряет энергию воды, которой становится все меньше и меньше. Если раньше средний прогноз выработки гидроэнергетики составлял 10–11 млрд кВт/ч в год, то сейчас он уменшился едва ли не наполовину. В 2020 году удалось выработать только 6,6 млрд кВт/ч, в этом году руководство УГЭ прогнозирует увеличение на 20–25% – до 8,5 млрд кВт/ч.
Все больше гидроэнергетика Украины работает не как поставщик дешевой электроэнергии, а как главный центр по регулированию энергосистемы страны. То есть все больше задействованы не обычные гидроэлектростанции – ГЭС, которые просто пропускают сквозь себя воду и дают электроэнергию, а гидроаккумулирующие станции – Киевская и Днестровская ГАЭС.
Около них расположены по два водохранилища – нижнее и верхнее: если энергии в общей системе мало, станции спускают воду из верхнего в нижнее и дают дополнительную энергию; если ее много – они забирают излишки электроэнергии, чтобы перекачать воду из нижнего в верхнее водохранилище. Вместе с тем долги перед «Укргидроэнерго» за балансировку объединенной энергосистемы страны превысили 2,5 млрд грн и ежемесячно увеличиваются на 300 млн грн.
Мощности солнечных и ветровых станций в Украине растут, но их владельцы еще не обучены отвечать за регулирование общей энергосистемы страны. Ведь даже в случае ограничения выработки, по закону Украины, им должны выплатить деньги за невыработанную электроэнергию. В то же время ГАЭС могут работать как в паводок, так и в период отсутствия воды, потому что им достаточно двух своих водохранилищ.
Но имеющегося потенциала регулирования не хватает: на сегодня дефицит регулирующих мощностей составляет 2500 МВт, или 2,5 атомных блока. И в дальнейшем он будет только расти.
Почему повышение тарифов становится необходимостью?
Сегодня все проблемы энергетического рынка Украины ложатся на плечи государственных компаний – таких как «Укргидроэнерго» и «Энергоатом». Они держат на себе «тариф для населения»: 1,68 грн за 1 кВт. Обе компании отдают по 30% своей выработки на ПСО (початково походить від англійського public service obligations, возложение специальных обязанностей) для населения по цене 1 коп. за 1 кВт. При этом только себестоимость этой электроэнергии составляет 56–57 копеек за кВт.
«Мы видим, что ПСО – это то же перекрестное субсидирование, которое было раньше. У властей есть мнение, что надо продолжить ПСО, а кроме того, добавить, что «Укргидроэнерго» должно еще «обеспечить» ПСО потребителей Бурштинского энергоострова – это Львовская, Закарпатская и Ивано-Франковская области. Но нам нужно на государственном уровне понять, либо мы вкладываем в развитие гидроэнергетики, либо покрываем ПСО», – говорит Игорь Сирота.
Сегодня тариф для населения составляет 1,68 грн за 1 кВт – это чисто «политический» тариф, потому что из этой суммы 1,5 грн идет на транспортировку, а генерации на развитие остается лишь 18 коп. Это ненормальная ситуация, а значит, тариф надо повышать.
«Если мы хотим хотя бы стабилизировать ситуацию с регулированием энергосистемы, а она очень сложная из-за введения большого количества солнца и ветра, нам нужны регулирующие мощности. Можем регулировать их за счет тепловой генерации, которая по себестоимости совсем другая, или развиваем гидроаккумулирующие станции и аккумулирующие батареи. Нам нужно принять это решение на уровне страны», – отметил Игорь Сирота.
Присоединится ли Украина к европейской энергосистеме?
Согласно программе на 2021 год, в августе, к 30-летию Независимости Украины, «Укргидроэнерго» планирует запустить 4-й гидроагрегат на Днестровской ГАЭС. Это увеличит регулирующие мощности системы на 324 МВт. Еще 15–20 дополнительных МВт гидроэнергетики обеспечат, проведя модернизацию агрегатов на Каневской ГЭС и ДнепроГЭСе.
Согласно Энергостратегии Украины до 2030 года у нас должна быть построена новая Каневская ГАЭС и достроены еще три агрегата №№5,6,7 на Днестровской ГАЭС. Эту третью очередь агрегатов «Укргидроэнерго» планирует строить за свой счет.
«Днестровская ГАЭС поддерживает развитие других возобновляемых источников энергии благодаря маневровым мощностям. Таким образом уменьшается зависимость от ископаемого топлива. По подсчетам, Днестровская ГАЭС позволит Украине ежегодно экономить 1 млн т угля и 200–300 млн куб. м газа. Кроме экономии энергоресурсов будем иметь и экологический эффект: больше чем на 2 млн т сократятся выбросы в атмосферу углекислого газа, почти на 7000 т – оксида азота и почти на 29 000 т – диоксида серы», – объясняет Оксана Гуляева, начальник отдела экологического сопровождения реализации проектов «Укргидроэнерго».
«Мы приняли решение с министром экономики максимально локализовать наши проекты, чтобы больше задействовать наших производителей и обеспечить рабочие места нашим людям. По Днестровской ГАЭС локальная часть составляет более 85%, и это 15 000 рабочих мест. По строительству Каневской ГАЭС и Каховской ГЭС-2 общаемся с инвесторами и ищем оптимальную модель финансирования, привлечения наших подрядчиков и производителей», – рассказывает Игорь Сирота.
Также компания проводит подготовительные мероприятия для присоединения к Европейской энергетической системе, ведь Украина взяла на себя обязательства присоединиться к ней в 2023 году. Но до этого все наши энергетические предприятия должны полностью отключиться от энергосистем России и Беларуси и минимум год проработать в автономном режиме, чтобы отработать все режимы регулирования и балансировки. Только тогда Европа будет принимать решение о присоединении.
Кроме технических моментов, объединение с энергосистемой Европы окончательно введет и цивилизованное функционирование рынка электроэнергии, которое сегодня искусственно сдерживается многочисленными актами регулирования со стороны НКРЭКУ. Речь идет прежде всего об отказе от социальных тарифов на электроэнергию для населения за счет государственных компаний; отсутствии ограничений верхних и нижних ценовых лимитов; возможности свободно напрямую заключать двусторонние договоры с крупными потребителями.
В ближайшее время «Укргидроэнерго» будет требовать от НКРЭКУ, чтобы компании поставили в перечень вместе с «зеленой» генерацией, потому что она имеет право на первоочередное возмещение денег за услуги балансировки. Так как, с одной стороны, отпуск электроэнергии для населения за 1 копейку, а с другой – долги за балансировку ставят компанию в крайне сложное положение, угрожающее ее нормальному функционированию.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].