Цифровые помощники: какие инновации запускают для нефтегаза, энергетики, химпрома и строительства
Как они позволяют предотвращать поломки оборудования, хищения, риски для сотрудников, снижать затраты и контролировать цены
Сегодня производство любого товара или услуги превращается в «жонглирование» огромным потоком данных. Умелое или не очень – зависит от многих факторов, в том числе и от цифровых «помощников», без которых компаниям уже трудно справляться. Какие именно новации они используют? Для каких целей? И что получают в результате? В этой статье Mind рассказывает о пяти технологичных продуктов для разных сфер промышленности. Они созданы украинскими разработчиками и/или внедряются отечественными крупными и небольшими компаниями.
Издание совместно с платформой Reactor.ua продолжает серию публикаций об инновациях. Ранее Mind писал о цифровых решениях для образования, инновациях для аграриев, украинских MedTech-разработках, сервисе, который помогает управлять операциями на складе онлайн, тандеме дронов и вездеходов-амфибий, о технологии, превращающей автомобиль в гаджет на колесах, и продуктах для e-commerce.
Платформа для нефтегаза

Проблематика. Добыча нефти и газа – только на картинках может выглядеть простым делом. В реальности же это сложнейший процесс, требующий оперативного сбора большого количества данных и исключения рисков «безопасных сюрпризов» для нефтяников.
Суть продукта. Нефтегазовые компании по всему миру инвестируют миллиарды в цифровые решения. Одним из них стала специальная платформа, которая позволяет собирать и анализировать данные, полученные во время геологоразведки, а также визуализировать их в 2D и 3D моделях в режиме реального времени.
«Данные аккумулируются с помощью сенсоров и датчиков на буровых установках и другом оборудовании. Например, оператор, инженер или аналитик может мониторить ситуацию в режиме реального времени, видя на экране самые различные показатели. Для отображения данных применяются разные подходы визуализации: цветные индикаторы состояний, цифровые и стрелочные индикаторы, диаграммы и графики», – поясняет Светлана Опрощенко, Senior Director of Engineering Luxoft Ukraine – разработчика этого решения.
Также платформа может делать автоматический мониторинг и уведомлять пользователя о сработавших триггерах. Например, о выходе за пределы нормы определенных показателей. «Это позволяет оперативно реагировать в ситуациях повышенного риска: при резком изменении плотности породы, повышении вибрации, потере работоспособности устройства и т. д.», – рассказывает Опрощенко.
А режим автономного управления помогает системе автоматически корректировать настройки физического оборудования без участия человека. Также платформа способна работать оффлайн в случаях проблем с интернетом. «Пользоваться ею можно как с помощью больших промышленных мониторов, так и на обычном планшете. К тому же платформа модульная: ее можно кастомизировать в зависимости от запроса и пожеланий клиента – добавлять или убирать функционал», – уточняет Senior Director of Engineering Luxoft Ukraine.
Применение на практике. Это решение Luxoft разработала около двух лет назад по заказу одной из крупнейших американских компаний, занимающейся добычей нефти и газа. Имя клиента в Luxoft назвать не могут: контракт под NDA. В украинском офисе лишь уточняют, что география использования проекта включает в себя Северную и Южную Америку, Австралию, Европу и Азию. На данный момент решение применяется на нефтяных месторождениях в основном для мониторинга и уведомления операторов о состоянии бурения.
Результативность. «Решение позволяет повысить эффективность и точность процессов, анализа и визуализации. У нас нет подробной информации от клиента, но так как к нам поступают все новые и новые запросы на имплементацию и расширение функционала, можно предположить, что платформа очень востребована. Продукт активно развивается, а количество решений для поддержки различных процессов, связанных с бурением нефтяных скважин и сопутствующими работами, – расширяется», – дополняет Опрощенко.
EqMan

Проблематика. Далеко не все небольшие производственные, строительные предприятия могут позволить себе заказать дорогостоящие модули и консалтинг для внедрения сервисов учета ТМЦ. А работа по старинке – записи в блокноте или Excel – чревата простоями, потерями инструментов, головной болью менеджеров и т. п.
Суть продукта. Для решения этой проблемы начали разрабатываться платформы, заточенные под МСБ. Одно из них – EqMan, созданное одноименной украинской компанией. Это SaaS-решение для строительной, производственной сфер. Оно предназначено для оцифровки активов, инструментов, оборудования. EqMan состоит из мобильного приложения, веб-аппликации и более 10 разновидностей средств маркировки: стикеров, бирок, маячков, датчиков.
«Главное преимущество EqMan – возможность вести учет ТМЦ за пределами склада. Ни один модуль ERP систем не может это делать, поэтому мы не конкурируем, а дополняем их. Для владельца бизнеса – это, прежде всего, инструмент, который позволяет достоверно знать, где и что находится, кто, за что отвечает, и оперативно управлять ТМЦ», – поясняет соучредительница EqMan Елена Филипенко.
И приводит несколько наглядных примеров. Прорабам строительной компании, которая возводит сразу несколько объектов, без цифровых «помощников» сложно быстро и достоверно установить, на каком объекте тот или иной инструмент: «Бухгалтерам EqMan упрощает учет ТМЦ и проведение инвентаризации. Если есть интеграция с 1С, необходимые документы создаются автоматически. А кладовщикам решение позволяет не вести мануальный учет в Excel или в журнале, помогает уменьшить нагрузку при выдаче ТМЦ, их инвентаризации».
Сервис внедряется за один день и может интегрироваться с другими системами и инструментами учета. «Думаю, здесь уместно использовать термин «бережливое предпринимательство». Речь идет о сокращении внеплановых потерь компании, когда собственник малого и среднего бизнеса может за день внедрить процесс. Еще одно преимущество – помесячная оплата за решение. Для МСБ это очень важно», – дополняет Филипенко.
Применение на практике. EqMan выпустили на рынок в конце 2020 года. Сейчас у платформы более 35 платящих клиентов и свыше 100 потенциальных заказчиков на этапе тестирования. «Наше решение продается в СНГ и имеет стратегию выхода на международные рынки, в частности, в страны ЛАТ и Индию», – уточняет Филипенко.
Результативность. По словам разработчиков, продукт помогает их клиентам:
- на 16–18,5% уменьшить расходы на ремонты и покупку инструментов и оборудования;
- на 44–46% снизить затраты, связанные с простоями в рабочем процессе по вине отсутствия инструментов или оборудования;
- сократить простои, связанные с поиском нужного инструмента и оборудования на др. локациях и объектах на 27–29%;
- 100% идентификация ТМЦ;
- 100% идентификация ответственного за ТМЦ;
- сократить время и количество вовлеченных сотрудников на проведение инвентаризации в 2,5 раза;
- снизить риск хищений и потерь на 70–85%;
- уменьшить время на документирование информации о перемещениях и списаниях ТМЦ в 3–3,5 раза.
Smart Grid

Проблематика. Энергетические компании сегодня сталкиваются с серьезными вызовами. Электрические сети должны обеспечивать гибкое управление энергопотоками и компенсировать колебания подачи электроэнергии, а функционирование самой энергетической системы – быть безопасным и надежным.
«В то же время нужно расширять существующие мощности, обновлять имеющееся оборудование и оптимизировать работу электросетей, чтобы вся инфраструктура соответствовала будущим потребностям. Интеграция возобновляемых источников энергии в существующие сети бросает новые вызовы из-за колебания спроса, увеличения расстояний между производителями и потребителями, а также необходимости снижения затрат на передачу возобновляемой энергии. Все это невозможно без интеллектуальных электросетей», – поясняют в «Сименс Украина».
Суть продукта. Одно из таких решений Smart Grid – разработка «Сименс» SCADA/EMS/AGC . Длинная аббревиатура расшифровывается просто: SCADA (Supervisory Control and Data Acquisition) – автоматизированная система диспетчерского управления, EMS (Energy Management System) – система управления энергопотреблением и AGC (Automatic Generation Control) – автоматическое управление мощностью.
Это решение помогает энергетическим компаниям:
- интегрировать возобновляемые источники энергии;
- улучшать компенсацию реактивной мощности в сетях;
- повышать качество энергоснабжения;
- контролировать активные потоки электроэнергии внутри системы;
- оптимизировать потери передачи в сети;
- автоматизировать диспетчеризацию генерации;
- осуществлять обмен информацией с программным комплексом нового рынка балансировки электроэнергии.
Применение на практике. В Украине интеллектуальные электросети начали запускать летом прошлого года на «Укрэнерго» в рамках модернизации Единой энергетической системы.
Запланирована «шлифовка» верхнего и подстанционного уровней. «Новая единая система верхнего уровня будет оснащена программными модулями мониторинга и управления, автоматического регулирования частоты и мощности, анализа надежности работы энергосистемы, диспетчерского симулятора, который позволяет превентивно обрабатывать нештатные ситуации в работе энергосистемы и управления заявками на вывод в ремонт энергетического оборудования. А на подстанционном уровне будут заменены устройства телемеханики для сбора и информационного обмена телеметрической информацией между объектами «Укрэнерго» по современному протоколу IEC 60870-5-104», – уточняют в «Сименс Украина».
На первом этапе проекта была собрана технологическая информация с подстанций (ПС), проведено обследование ПС для уточнения исходных данных и разработан функциональный дизайн модулей и системы в целом. «На данный момент разработан проект и пройдена его государственная экспертиза. Продолжается подготовка рабочей документации. Созданы типовые конфигурации программного обеспечения систем управления ПС», – уточняют в «Сименс Украина».
Полноценный запуск проекта также должен помочь снизить выбросы парниковых газов электростанциями, работающими на ископаемом топливе и постепенно заместить их коллегами, фокусирующихся на возобновляемых источниках энергии.
IoT-решение для химической промышленности

Проблематика. В перерабатывающих отраслях, в том числе, в химической промышленности любая неисправность оборудования, незначительные перебои в работе или даже мелкие отклонения от технических характеристик могут привести не только к огромным финансовым потерям, но и стать причиной катастрофических аварий и токсического отравления.
Не случайно для таких предприятий актуален запуск цифровых решений, которые способны диагностировать промышленное оборудование, прогнозировать необходимость его обслуживания, предотвращать поломки и незапланированные простои.
Суть продукта. Одним из таких решений стала интеллектуальная система мониторинга для превентивного обслуживания оборудования на основе IoT-компонентов, аналоговых датчиков и алгоритмов прогнозирования. Ее в начале 2020 года начала разрабатывать команда из 15 инженеров IT-компании Intellias.
Система выполняет три задачи:
- поддержка и контроль важного промышленного оборудования;
- увеличение времени бесперебойной работы и предотвращение поломок с помощью алгоритмов прогнозирования;
- построение инфраструктуры для эффективной работы оборудования и сети снабжения.
На этапе внедрения системы IoT-датчики встроили в критически важные объекты, чтобы постоянно контролировать состояние оборудования в различных локациях. Сейчас команда продолжает дотачивать пять «компонентов» продукта.
Краевые (периферийные) вычисления. «Наша основная задача – построить систему, которая будет фиксировать и считывать сигналы аналоговых датчиков, генерировать и хранить данные о состоянии оборудования и структурировать эти данные для дальнейшего анализа. Интенсивность поступления данных достигает 5 млн записей в секунду», – поясняет Senior Delivery Manager Intellias Владимир Демкив.
Алгоритмы прогнозирования. На основе данных с датчиков эти алгоритмы определяют, сколько времени еще можно использовать оборудование, есть ли потенциальные проблемы и сбои. «Мы участвуем в разработке и тестировании алгоритмов, чтобы их можно было эффективно интегрировать в систему, и они давали бы точные результаты. С этой целью мы придумали алгоритм-манифест, который подробно описывает способы передачи данных к алгоритмам», – рассказывает Демкив.
Управление запасами. Команда разрабатывает программные продукты для улучшения процесса инвентаризации оборудования и управления сетью снабжения. Эти решения позволят предсказать нехватку ресурсов и обеспечить наличие необходимых деталей, особенно тех, которые нужно дольше производить или заказывать заранее.
UI/UX. Дизайнеры Intellias провели исследования по удобству пользования платформой. «Мы определили роли пользователей, разработали прототипы и пользовательские сценарии, провели бизнес-анализ, разработали рекомендации по использованию фирменного стиля и создали веб-интерфейс. Сейчас дизайнеры работают над различными панелями мониторинга, каждая из которых предназначена для использования определенными специалистами в зависимости от их ролей и потребностей. Эти панели позволяют в режиме реального времени контролировать состояние активов, сеть снабжения, убытки и финансовые сбережения, производственные циклы, сроки замены запчастей и тому подобное», – поясняют разработчики.
Безопасность данных. «По соображениям безопасности платформа установлена на локации без онлайн-доступа. Все данные хранятся локально, чтобы обеспечить максимальную безопасность системы и защитить конфиденциальность данных», – поясняет Демкив.
Применение на практике. Система создана по заказу одного из крупных мировых научно-исследовательских центров США. Имя клиента в Intellias назвать не могут: проект под NDA. Лишь уточняют, что в течение полувека он остается глобальным центром инноваций, создавая программные решения для корпораций, стартапов и государственных учреждений из списка Fortune 500.
Результативность. В Intellias говорят, что система помогает производителям промышленного оборудования автоматизировать такие процессы:
- анализ данных в режиме реального времени, выявление потенциальных проблем и прогноз поломки оборудования;
- предоставление систематических предупреждений о скрытых дефектах в оборудовании;
- предотвращение простоя оборудования и экономия средств на активах;
- оптимизация технической инвентаризации для обеспечения наличия всех важных запчастей;
- анализ цепи поставок для планирования поступления техники.
Платформа для управления зарядными станциями электрокаров

Вызов. В 2020 году мировые продажи электрокаров выросли на 39% – до 3,1 млн автомобилей. К 2028-м число проданных электромобилей может достигнуть 30 млн, а в 2030-м составить половину всех купленных авто. Таковы данные и прогнозы исследовательской компании Canalys.
Параллельно растет и количество станций зарядки электрокаров. У энергетических компаний возникает потребность более эффективно дистанционно диагностировать станции, снимать показатели, контролировать оплату и т.п.
Суть продукта. Украинские инженеры международной IT-компании Lohika создали приложение для управления зарядными станциями и систему обмена услугами между различными поставщиками энергии. Задача платформы – свести продавцов электроэнергии с потребителями, обеспечив выгодные условия для каждого.
«Наши инженеры разработали архитектуру, систему авторизации и контроля доступа в соответствии с ролью, которую занимает каждый из поставщиков. В конечном итоге поставщики могут полностью контролировать и мониторить изменения своих энергетических активов в режиме реального времени. Также у них есть возможность гибко регулировать цены, масштабировать сеть предоставления услуг», – поясняет Engineer Director Lohika Олег Пазюристый.
Применение на практике. Продукт запустили летом 2020 года. Платформа разработана по заказу энергетической компании Швейцарии. Имя клиента не разглашается: проект под NDA. «Сегодня это один из крупнейших поставщиков энергетических услуг, ориентированных на европейские рынки», – уточняет Пазюристый.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].