Социальная ответственность игорного бизнеса: налоги, джентльменское соглашение и борьба с нелегалами

Социальная ответственность игорного бизнеса: налоги, джентльменское соглашение и борьба с нелегалами

Что получает страна от выхода «азартного» сектора из тени

Цей матеріал також доступний українською
Социальная ответственность игорного бизнеса: налоги, джентльменское соглашение и борьба с нелегалами
Фото: depositphotos.com

В Украине продолжается процесс развития и легализации игорного бизнеса: в первом чтении принят новый законопроект о налогообложении, бюджетные поступления от лицензий составили уже более 1 млрд грн, 10 иностранных операторов игорного рынка подали заявки на работу в Украине, лицензированные участники игорного рынка готовят меморандум о «рекламном этикете» и предлагают всем заинтересованным подключится к борьбе с подпольными казино в Украине. Каковы тенденции социальной ответственности игорного бизнеса, что лучше взять из мирового опыта и куда двигаться дальше, Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) регулярно обсуждает с операторами и экспертами игорного рынка. Какие выгоды это приносит и куда следует двигаться дальше, разбирался Mind.

Нелегальные «игровые» как болевая точка

Одной из важнейших нерешенных на сегодняшний день проблем остается нелегальный бизнес и нелегальные залы. Подпольный бизнес не гарантирует безопасности игроков и не платит налоги. По словам генерального директора игорного бренда Slots City Олега Конончука, сегодня проблема остается актуальной несмотря на то, что некоторые игорные залы закрываются, но часть из них продолжает работать и даже открываются новые. «Власть делает реальные шаги для преодоления этой проблемы, но проблема пока плохо поддается решению», – отмечает он.

Олег Конончук считает, что необходимо активизировать работу правоохранительных органов, а также популяризировать ответственную игру лицензированных операторов, объясняя игрокам, что речь идет в первую очередь об их безопасности. «Наша компания открыла семь наземных залов игровых автоматов в четырех городах Украины, онлайн-казино, создала более 500 новых рабочих мест и уплатила лицензионные платежи в бюджет государства на сумму 95 млн грн. Призываем граждан присоединяться к борьбе с нелегальными залами и сообщать правоохранителям», – подчеркивает гендиректор Slots City.

Борьба с «тенью» продолжается

Такую инициативу поддерживают все представители лицензионных операторов и представители КРАИЛ. Поскольку легальный бизнес, в отличие от нелегалов, платит налоги, проводит идентификацию пользователей, соблюдает все правила цивилизованного игорного рынка. И, по их мнению, настоящий цивилизованный рынок азартных игр в Украине начнет развиваться только тогда, когда все его участники будут ответственно относиться к бизнесу – платить налоги и работать по правилам, установленным государством.

Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей уже передала правоохранителям информацию о более чем 1000 незаконных сайтов и более 100 подпольных игорных заведений. По данным КРАИЛ, благодаря судебным постановлениям был заблокирован доступ к 594 веб-сайтам с незаконными азартными играми.

Эксперт игорного рынка Игорь Романюк предлагает: в борьбе с нелегалами стоит обратиться за помощью к официальным операторам служб такси: «Таксисты знают все нелегальные точки. Легальным игорным операторам стоит подумать о заключении договора с крупными операторами служб такси, чтобы, если пассажир называет адрес нелегального казино, они предлагали бесплатно довезти его до одного из легальных. Тем самым казино берет на себя дополнительную финансовую нагрузку, но при этом решает серьезную социальную проблему».

А что с налогами?

Большим позитивом, по мнению представителей игорного бизнеса, является текущая ситуация по налогам и принятие в первом чтении законопроекта №2713-д, предусматривающего установление правил налогообложения игорного бизнеса.

По мнению генерального директора Shangri La Kyiv Тараса Мирошниченко, это тактический успех, который также окажет влияние на лоббистов нелегального рынка: «Нельзя ставить высокую оплату за лицензию и высокие налоги. Необходимо определиться с приоритетами и двигаться в этом направлении. Принятие этого закона в целом позволит с 2022 года увидеть первые поступления в госбюджет от GGR».

По словам эксперта Игоря Романюка, то, что с игорных операторов снимут тройную лицензию – огромный позитив. Поскольку у них появятся дополнительные средства не только для полноценной нормальной рекламы, но и для квалифицированного обучения персонала: «Обучать персонал необходимо правильно, «по-взрослому», открывать факультеты при вузах, как, например в Великобритании. Сейчас игорный бизнес в начале пути, но дорогу осилит идущий, и, я думаю, у нас все получится».

Социальная ответственность – путь к «взрослению» отрасли

Немаловажной частью социальной ответственности гэмблинга является реклама. Сейчас все представители игорного рынка активно участвуют в создании меморандума, который будет регламентировать размещение информации на рекламных площадях. Документ готов на 99% –  текст организаторами согласован, но необходимо согласовать технические правки.

По словам главы Всеукраинского союза развития букмекерства Михаила Коваля, принятие Меморандума о рекламе азартных игр является важным шагом соцзащиты населения. Кроме того, меморандум станет внутренним документом саморегуляции участников рынка, определяющим правила игры для всех участников, единое понимание и трактование норм.

Прежде всего, меморандум разграничивает рекламу и спонсорство, поскольку это разные направления. Спонсорство, по закону, разрешено в те часы, в которые запрещена реклама (с 6:00 до 23:00), а спонсорская информация, ролики, анонсы разрешены в дневное время. Соответственно информация о торговом знаке – бренде организатора азартных игр, который является спонсором, информация о наименовании организатора азартных игр – может выходить в течение дня. Кроме того, в меморандуме затрагивается вопрос наружной рекламы спонсорской информации, чтобы сведения о спонсоре занимали примерно 35–40% площади, а не 1% информации – о спонсоре, а 99% – о бренде.

Михаил Коваль уточняет: «Невозможно прописать все в законодательстве детально, даже на уровне подзаконных актов, расписать дорожную карту правоприменения тех или иных норм про рекламу, и поэтому необходим внутренний документ, который будет понятен всем участникам рынка. Необходимо, чтобы все участники рынка понимали, что можно ставить в спонсорский ролик, а что – нет. Будет подпись организаторов рынка, и это – первая линия ответственности перед своими коллегами. Будут спрашивать друг с друга. Это репутационная вещь. Это эффективный механизм для самоконтроля».

Как обеспечить ответственную игру?

Эксперт Игорь Романюк считает, что существует масса способов рекламировать игру без наружной рекламы, без интернета и без ТВ: «Спортивный покер в Украине развивался и развивается без наружной рекламы, без рекламы на ТВ. Его поддерживает только один оператор (член UGC*), и все у них отлично – проводят большие игры в больших городах по всей Украине. Нет ничего проще, чем разослать рекламу своего игрового сайта по всем почтовым и интернет-адресам, но это противоречит закону».

Эксперт считает, что «операторы должны понять, что наружная реклама, реклама в интернете и на ТВ – это табу. Вона только раздражает социум и провоцирует его на негатив по отношению к игре».

В свою очередь CEO PIN-UP.UA Тарас Шурубор развеял миф о том, что онлайн-казино не придерживаются социальной ответственности. Он отметил, что последнее десятилетие развития интернет-индустрии не только открыло новые возможности получить доступ к игре, но и спровоцировало рост лудомании. И сейчас игорные операторы по всему миру активно создают и имплементируют принципы ответственной игры, и Украина тоже выбрала для развития такой цивилизованный подход.

«Я уверен, что мы должны четко информировать игроков о том, что такое ответственная игра. Чтобы эмоции у игроков не брали верх. Мы через мессенджеры и другие приложения информируем о том, что игроку необходимо вовремя остановиться. Такие механизмы возможны только в легальном секторе», – подчеркивает Тарас Шурубор.

Куда движемся?

В целом процесс развития и легализации игорного бизнеса в Украине демонстрирует позитивные изменения, считают участники рынка и наблюдатели. Подтверждением тому служит то, что начался приток иностранных операторов игорного рынка. По словам первого заместителя главы Консультационно-экспертного совета Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей Бориса Баума, КРАИЛ уже получила 10 запросов от иностранных игровых операторов, а также отмечается увеличение спроса на получение лицензий от украинских операторов.

«С начала года лицензионные платежи от игорного бизнеса составили почти миллиард гривен. Думаю, что 1,5 млрд грн за лицензионные платежи до конца года – вполне реальная цифра. 2022 год станет показательным с точки зрения поступлений в госбюджет и уплаты налогов от GGR. Это позволит повысить социальную ответственность и активизировать борьбу с игровой зависимостью», – отмечает Борис Баум.

«Сейчас многие обсуждают количество доходов, полученных от легального игорного бизнеса. Интересно, что за последние 12 лет СМИ и «эксперты» не говорили о том, сколько денег могло бы получить государство от детенизации данной сферы экономики. Государство в любом случае в плюсе: только от лицензий бюджетные поступления составили более 1 млрд грн. И лицензии продолжают выдавать», – отмечает глава Ukrainian Gambling Council Антон Кучухидзе.

По словам Антона Кучухидзе, также нужно учитывать налог на прибыль в размере 18%, который платят операторы, и налоги за каждого нанятого сотрудника, и то, какое количество инвестиций зашло в смежные сферы, а это, по самым скромным подсчетам, более 5 млрд грн. «Процесс легализации игорного бизнеса развивается положительно, и работа по борьбе с нелегалами должна быть постоянной. Также необходимо помнить, что «друзей» не становится меньше. Новая элита сменила коррупционную систему. Но старая «элита» продолжает создавать информационные поводы», – резюмировал эксперт.

В свою очередь Chief Analytical Officer Parimatch Tech Ростислав Майкович считает, что решение обсуждаемых проблем лежит в плоскости соблюдения принципов ответственной игры всеми участниками процесса. «Что такое ответственная игра? Это возрастные ограничения (исключение из игры несовершеннолетних), честная реклама, осознание потенциальных рисков и предоставление инструментов для их контроля. Это доступ к информации, просветительские мероприятия по ответственному отношению к игре и повышение финансовой грамотности населения. Это нужно, чтобы игроки поняли и свою ответственность за игру, в частности играли ради удовольствия и развлечения, были осведомлены о вероятности потерь и понимали связанные риски, а также контролировали свои ставки и время на игру. Ведь ответственная игра находится в равновесии с другими занятиями и увлечениями и не создает проблем игроку или наносит вред его окружению», – говорит представитель Parimatch Tech.

Почему всем этим должны заниматься операторы, не дожидаясь наработок регулятора?

«Легальный оператор нацелен на долгосрочные инвестиции в этот бизнес. Он не хочет провоцировать недовольство общества и негативное отношение к своему бизнесу. Именно поэтому игорные компании должны доносить до людей информацию о том, что игра – это один из многих вариантов досуга, а не возможность для легкого заработка. На сегодняшний день, увы, мы видим обратное. Рекламой бренда на таких мифах, как «Новичкам всегда везет» или «Легко выиграй миллион», занимаются даже легальные операторы. Легкий заработок на ставках – это миф. И игроки должны это осознавать и понимать», – считает Ростислав Майкович.

Все это, по его мнению, должно регулироваться на законодательном уровне: «Эти процессы регулирует и отслеживает регулятор игорного бизнеса (КРАИЛ). Должны существовать четкие и понятные правила рекламы. Сейчас в Украине такие правила, в том числе и те, которые касаются рекламы, находятся в стадии наработки. Но уже некоторые правила действуют, в частности по поводу наружной рекламы: не призывать к игре, не зазывать в казино, не вознаграждать за проигрыш. Сейчас Украина пытается бороться с нелегальными казино. К сожалению, с контролем рекламы в интернете ситуация иная. Google априори запрещает такого рода рекламу, но находятся алгоритмы, чтобы этот запрет обойти».

Ответственная игра – это в первую очередь просветительская политика. В Украине такие мероприятия пока являются необязательными, однако компания Parimatch считает, что такую ​​информационную просветительскую политику необходимо внедрять. Даже те люди, которые не собираются играть, должны понимать, что такое игра и как можно предотвратить и предупредить негативные последствия в случае необходимости.

Как сообщил Ростислав Майкович, сейчас специалисты Parimatch разрабатывают информационную концепцию по донесению информации до общества. Компания Parimatch планирует привлечь некоторых своих послов к такой просветительской деятельности: «Это игра, и именно ты должен контролировать игру, а не наоборот».

«Компания Parimatch заинтересована в общественном диалоге для того, чтобы объяснять, что игра –  это лишь один из способов досуга, только развлечение. Только легальный бизнес может обеспечить игроку безопасность и соблюдение всех правил ответственной игры. По убеждению Parimatch, Украина и украинцы уже готовы воспринять основы ответственного гэмблинга, и компания всячески будет пытаться способствовать позитивным изменениям в этом процессе. Ведь вместе с развитием игорного бизнеса будут развиваться IT-технологии, гостиничный и ресторанный бизнес, девелопмент, туризм, будут реализовываться крупные инфраструктурные проекты, развиваться маркетинговая сфера – инвестиции в рекламу, в коммуникации (ТВ, радио, провайдеры), инвестиции в дизайнеров и разработчиков программного обеспечения, специалистов по моделированию, анализа данных, аналитиков игры», – убежден представитель Parimatch Tech.

*UGC – всеукраинский профильный гэмблинговый общественный союз, который стремится объединить всю легальную игорную индустрию в единый голос для обеспечения стабильного и эффективного развития игорного бизнеса в Украине. UGC выступает главной платформой для коммуникации между государством и всей легальной гэмблинг-индустрией.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате