Кризис как возможность роста фармрынка
 
Материал в партнёрстве с фармацевтической компанией «Дарница»

Кризис как возможность роста фармрынка

Как пандемия изменила отрасль в 2020 году и чего ждать дальше от аптек и фармацевтов

Цей матеріал також доступний українською
Кризис как возможность роста фармрынка

Фармацевтический рынок – один из немногих, который может похвастаться успешными результатами 2020  года. С одной стороны, логика понятна: из-за пандемии люди начали массово покупать антивирусные и антибактериальные препараты (объем их продаж вырос на 68% и 32% соответственно). С другой стороны – по той же причине покупательская способность населения и общее количество проданных упаковок препаратов за этот период упали.

Вместе с тем полтора года пандемии заложили серьезные предпосылки для качественных изменений фармрынка и его дальнейшего роста. Этот факт подтверждают данные исследований, собранные в справочнике «Фармацевтика Украины 2021», подготовленном компанией Top Lead при поддержке фармацевтической компании «Дарница» и аналитического ресурса BusinessViews.

В 2020 году объем продаж аптечных препаратов вырос почти на 8% по сравнению с 2019-м и составил $3,4 млрд. Для сравнения, в 2015 году через аптечные сети было продано лекарств на сумму $1,9 млрд. В среднем ежегодное потребление медикаментов на одного жителя Украины составляет $96. На самом деле это не слишком большая сумма, особенно если сравнивать ее с этим показателем в других странах – например, в Швейцарии ежегодно траты на одного человека составляют $789, и даже в Венгрии – $223 в год. И все же – ежегодный средний прирост этого показателя в Украине составляет 12,6%, а это довольно высокий темп.

Значительный рост аптечных продаж в денежном эквиваленте объясняется прежде всего тем, что в Украине увеличилась доля рынка зарубежных фармкомпаний с их дорогими лекарствами. И, несмотря на карантинные ограничения, доля дорогостоящих препаратов в общем объеме продаж продолжала увеличиваться в течение года. Например, если в 2010 году доля упаковок дорогих лекарств в общем объеме продаж составляла 19%, то в 2020-м она выросла до 29%. И это несмотря на то, что общее количество проданных упаковок лекарств уменьшилось с 1103 млн в 2018 году до 1027 млн в 2020-м.

Кризис как возможность роста

Топы фармацевтического рынка

Если говорить о лидерах отечественного рынка, то ситуация не изменилась. В топ-5 по объемам аптечных продаж входят украинские компании «Фармак», «Дарница», «Артериум», а также иностранные Teva (Израиль) и Sanofi (Франция). В целом в 2020 году все фармпредприятия из топ-20 (а это 50% рынка) продемонстрировали прирост объемов продаж. А «Дарница», «Артериум» и «Фармак» вошли в международный рейтинг самых крупных фармкомпаний мира The Pharma 1000.

Но если на позиции лидеров карантин повлиял незначительно, то топ-лист лекарственных препаратов изменился кардинально.

За прошлый год ощутимо выросло потребление противомикробных препаратов – на 35,7%, в первую очередь это дезинфектанты, препараты для терапии респираторных инфекций, противовирусные и антибиотики. Продажи лекарств для системы крови и кроветворения, а также дерматологические препараты поднялись на 10,1% и 9,3% соответственно. Например, антикоагулянт «Ксарелто», который по продажам в 2016 году занимал 173-е место, в 2020-м, когда был утвержден соответствующий протокол лечения COVID-19,  стал фармацевтическим бестселером – 1-е место на аптечном рынке.

Объемы продаж препаратов для нервной и сердечно-сосудистой систем выросли синхронно – по +7,2%. Лидерами аптечных продаж уже не первый год остаются лекарства для пищеварительной системы, хотя рост их по сравнению с остальными группами небольшой (+5,4%).

Кризис как возможность роста

85% рынка лекарственных препаратов составляет розница. То есть рынок продолжает преимущественно финансироваться конечными потребителями лекарств, а закупки для лечебно-профилактических заведений, которые финансирует государство, составляют лишь 15%.

Госпитальный рынок растет значительно медленнее, чем аптечный, даже несмотря на то, что в 2020 году здесь произошел значительный скачок, связанный с ростом госзакупок лекарственных препаратов для борьбы с COVID-19. Основной поток закупок приходится на нового игрока рынка – госпредприятие «Медичні закупівлі України».

Кризис как возможность роста

Отечественные или зарубежные?

Последнее десятилетие демонстрирует четкую устойчивую тенденцию: украинцы выбирают отечественные препараты. Доля лекарств украинского производства в денежном эквиваленте выросла с 28% в 2010 году до 37% в 2020-м. В то же время в последние два года наблюдается рост доли продаж иностранных препаратов в денежном эквиваленте. В первую очередь, как говорилось выше, за счет того, что средняя цена этих препаратов продолжает расти, и украинцам приходится выкладывать за них больше денег.

Кризис как возможность роста

Больше всего импортных препаратов мы получаем из Германии ($370 млн), Индии ($222 млн), Франции ($163 млн), Италии ($160 млн) и Словении ($111 млн). И если в 2010–2015 годах импорт лекарств в Украину сократился почти вдвое – с $2,1 млрд до $1,1 млрд, то в последние годы объем ввозимых препаратов растет быстрыми темпами, возвращаясь к рекордным показателям десятилетней давности.

Кризис как возможность роста

Главные потребители украинских экспортных лекарств – Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Беларусь и Молдова. Темпы роста экспорта не отстают от импортных показателей, хотя его объемы и узкая география оставляют желать лучшего. Объясняется это, в первую очередь, тем, что для продажи в Европу украинские производители должны получить соответствующие сертификаты GMP. На сегодня украинские фармацевты получили всего семь таких сертификатов, поэтому западноевпропейский фармрынок Западной Европы все еще остается труднодоступным для наших производителей. Им приходится проходить двойную проверку: сначала в Украине, а затем – на уровне государств – членов ЕС.

Также стоит принять во внимание технологическое и материальное отставание нашей страны, последствиями которых на фармрынке являются малое количество собственных разработок и очень медленное внедрение зарубежных технологий. Существующие нормы регулирования также создают преграды, замедляя выход на рынок новых препаратов.

Еще один вызов развитию отечественных фармпредприятий – малый объем внутреннего рынка. Низкая покупательская способность населения автоматически означает небольшой рынок сбыта. А это, в свою очередь, отражается на объеме инвестиций и медленном наращивании производства. В результате мы имеем запоздалое внедрение технологий и увеличение себестоимости продукции, а также отсутствие экономических возможностей  для выхода за рубеж.

Одним из способов решения этой задачи может стать популяризация добровольного медицинского страхования. Сегодня финансирование здравоохранения в Украине выглядит так: 49% затрат берет на себя население, 47% – государство и только 4% – это добровольное медицинское страхование. Всего лишь 5% жителей Украины имеют такую страховку.

Для сравнения: в Польше государство финансирует 70% всех затрат на охрану здоровья, а 69% жителей имеют добровольную медстраховку. В Нидерландах государство покрывает 83%, а страховку имеют 84% жителей.

Кризис как возможность роста

Именно страхование – основа системы здравоохранения любой развитой страны. Поэтому лидеры фармрынка считают, что Украине нужно как можно скорее пересмотреть структуру финансирования здравоохранения и стимулировать добровольное медицинское страхование населения. Это даст возможность аккумулировать деньги и обеспечить высокое качество и эффективность медицинских услуг.

Инновации и цифровизация фармрынка: как новые технологии помогают сохранить экологию и деньги

Рост фармрынка на фоне общего экономического кризиса последних лет объясняется также тем, что фармацевтика – один из лидеров украинской экономики по объему затрат на инновации. По словам главы совета директоров Darnitsa Group Дмитрия Шимкива, стрессоустойчивостью  фармацевтика обязана высокому проникновению инноваций во все процессы.

«В фармацевтическом секторе самая высокая доля инновационно активных производств из всех отраслей перерабатывающей промышленности. 48% фармпроизводителей сфокусированы на инновациях в сфере R&D, технологий и оборудования, получении и применении новых знаний». В 2020 году «Дарница» инвестировала в инновации 291 млн грн, из которых большая часть – это инвестиции в модернизацию производства и цифровую трансформацию.

Кризис как возможность роста

Такой подход способствует не только росту производительности, но и экономии, ускорению производства, созданию новых рабочих мест, привлечению лучших кадров и повышению заработной платы. На сегодняшний день средняя зарплата на фармацевтическом рынке – самая высокая (21 100 грн) среди всех отраслей перерабатывающей промышленности (в среднем – 11 500 грн), и количество занятых в фармсекторе продолжает расти.

Кризис как возможность роста

Пандемия значительно ускорила цифровизацию отрасли. Цифровые медицинские книжки, позволяющие иметь историю лечения в постоянном доступе, электронные очереди в поликлинике, электронные рецепты по программе «Доступные лекарства» и онлайн-связь с лечащим врачом – наконец-то стали нашей реальностью.

Активно развивается e-commerce, чему значительно поспособствовало внесение изменений в Закон «О лекарственных средствах», которые легализовали дистанционную торговлю и доставку лекарственных препаратов. Сегодня практически каждая аптека имеет собственный сайт, параллельно развиваются крупные маркетплейсы, через которые клиент может получить информацию о любом препарате, выбрать нужное лекарство, аптеку, сравнить цены, забронировать, заказать доставку и т. д. Ярким представителем такого формата является ресурс Liki24.com, чей трафик в 2020 году вырос в восемь раз. Кроме того, и сами фармкомпании стараются выстроить «нулевые» каналы продаж – без посредников. Сейчас они ищут способы наладить прямую связь с конечными потребителями.

Отдельно стоит вопрос цифровой регистрации новых лекарств. На создание бумажных досье лекарственных препаратов в Украине (а это до 8000 листов каждое) тратятся природные, человеческие, финансовые и временные ресурсы. В итоге мы получаем тысячи вырубленных деревьев, потери времени на дорогу между офисом и Государственным экспертным центром. Но главное – возможные риски ошибок и потери информации, повышение себестоимости лекарства и как минимум пара месяцев задержки выхода на рынок. Все это – результат устаревших бумажных методов регистрации препарата. Поэтому переход на электронный формат eCTD – одна из первоочередных задач диджитализации процессов в любой фармкомпании.

Кроме очевидного вывода о том, что для фармацевтического рынка кризис стал точкой роста, исследование актуализирует необходимость полной диджитализации этого сектора промышленности. С одной стороны, пандемия ускорила давно ожидаемую цифровизацию отрасли, с другой – высветила ее проблемы, связанные с несовершенным регулированием и слишком медленным внедрением современных технологий. Новые реалии требуют ускорения инновационных процессов и, конечно, перераспределения финансирования в сфере здравоохранения, что хотя бы частично поможет снять с населения финансовый груз ответственности за свое здоровье.

 
Материал в партнёрстве с фармацевтической компанией «Дарница»
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате