Выработать иммунитет: Один день из жизни Nikolab
От чего зависит качество, точность и скорость лабораторных исследований

Mind уже писал об основных этапах лабораторной диагностики и о том, что происходит после того, как клиент сдал анализ. В этом материале мы рассказываем, какую роли играют оборудование и персонал и как они влияют на качество исследований.
Автоматизация и оптимизация
«Сегодня в основе работы лаборатории лежат высокие технологии. Это упрощает и ускоряет процесс, и более того – повышает качество исследований», – говорит Наталья. И поясняет, что дело не только в снижении субъективной погрешности, но и в том, что оборудование позволяет выявить отклонения от нормы на ранних этапах.
Работу лаборатории Наталья Коваль сравнивает с часовым механизмом – все четко и последовательно: «Мелочей в лабораторной диагностике не бывает. Оптимизировать можно все».
При этом завлабораторией подчеркивает, любое лабораторное исследование – технологический процесс со строгой последовательностью этапов. «Сократить время «прохождения» этапов невозможно, но зато можно повысить продуктивность всех задействованных сотрудников», – объясняет она. График врачей-лаборантов, например, в Nikolab организован так, что на смену выходит достаточное количество специалистов для выполнения всего объема исследований в полном объёме и в рабочие часы.
«Скорость» обеспечивают технологии, впрочем, как и точность – качество исследований напрямую зависит от лабораторного оборудования.
В Nikolab тестирования проводят на автоматических анализаторах ведущих компаний-производителей в мире. Большинство тестов, а всего их в Nikolab проводят более 500 видов, готовы в течение суток, до трех дней требуется на диагностику инфекционных заболеваний, а также пакетные исследования могут занимать больше недели.
«Мы сотрудничаем с производителями напрямую и можем оперативно пополнять свой парк анализаторами последнего поколения, а главное – лучшими для каждой специализации», – говорит Наталья, отмечая, что в большинстве случаев эксплуатация техники без систематического сервисного обслуживания запрещена производителями.
В то же время завлабораторией отмечает, для выполнения ключевой задачи – выдать клиенту точные и надежные результаты – идеально выстроить внутрилабораторную работу – недостаточно. Эффективности, по ее мнению, можно достичь лишь комплексным подходом – «согласование» всех этапов, «взаимодействие» с внешними факторами и рациональное планирование всех процессов.
«В среднем срок годности реагентов составляет от полугода до года, но есть такие, срок «жизни» которых – месяц. При этом особенность всех реагентов в том, что они «стареют» линейно – чем «старше», тем меньше их точность, – делится Наталья спецификой лабораторных закупок.
Современные анализаторы, как рассказывает завлабораторией, в зависимости от «специализации» могут одновременно измерять больше сотни параметров, при этом за час они с высокой точностью обрабатывают сотни образцов. «При микроскопии крови, например, анализируется 100-200 клеток, при аппаратном методе – более 10 тысяч», – объясняет Наталья. И добавляет, что при всех сверхспособностях анализаторов в определенных случаях «ручную» диагностику не заменить. Например, если при аппаратной диагностике обнаружена патология или изначально известно, что у клиента заболевание крови.
Наталья признается, что среди анализаторов у нее есть и «любимчики». «Лучшего гематологического анализатора, чем Nihon Kohden – нет», – делится своими предпочтениями завлаборатории. Для того, чтобы протестировать один образец японской системе необходимо около одной минуты и нескольких миллилитров. Благодаря этому анализатор может тестировать капиллярную кровь и даже проводить тесты для новорожденных.
Выработать иммунитет
Диагностика в Украине сегодня, по мнению Натальи Коваль, используется недостаточно – даже сейчас не редки случаи, когда врачи ставят диагнозы эмпирически. Еще одна проблема – избирательный подход украинцев к диагностике. Как правило, люди сдают дешевые анализы, а дорогие – исключают, самостоятельно модерируя исследование. В то же время завлабораторией отмечает, что коронавирус изменил отношение к лабораторной диагностике, как и сам рынок. С развитием технологий, украинская медицина в Украине вполне может стать превентивной.
Начало пандемии «парализовало» лабораторную диагностику так же, как и другие сферы, – в апреле-мае прошлого года выручка практических всех украинских лабораторий снизилась на 50-70%. Оживил рынок спрос на «ковидные» исследования, да и то не сразу. По данным МОЗ, за 2020 год украинцы сдали почти 558 млн анализов, тогда как в 2019 году этот показатель был немногим меньше 728 млн.
«Разгрузить» госучреждения должны были частные лаборатории и клиники, которым в июле Министерство здравоохранения Украины разрешило проводить ПЦР-тесты на COVID-19. Тогда же в МОЗ утвердили список лабораторий, которые получили право «снимать» с самоизоляции через приложение «Дiй вдома» (позже – «Вдома». – Mind). На начальном этапе проводить ПЦР-тестирование на коронавирус могли около 30 украинских лабораторий, исследование занимало от двух до пяти дней.
Несмотря на то, что список медицинских центров пополнялся, спрос все равно значительно превышал предложение. Большинство представителей частной медицины усмотрели в этом шанс – стоимость тестирования на COVID-19 в среднем составляла 1500-1800 грн, некоторые лаборатории за тест на наличие вируса брали 3000-4000 грн.
На стоимость также влияли дополнительные сервисы, в частности, сроки выполнения, выезд на дом, перевод справки для выезда зарубеж. При этом себестоимость ПЦР-теста, по оценке Центра общественного здоровья, составляет примерно 700 грн. даже при условии использования европейских реагентов и топ-оборудования.
К концу лета 2020 года повышенный спрос превратился в настоящий ажиотаж. По данным глобального ресурса Our World in Data [Ukraine: Coronavirus Pandemic Country Profile], который ведет актуальную статистику о COVID-19, в день тесты сдавали более 20 тыс. украинцев. «Если в начале пандемии мы делали по 5-10 тестов в день, то в августе – больше тысячи», – вспоминает Наталья.
Nikolab была в числе первых частных лабораторий, прошедших верификацию Центра общественного здоровья и попавших в списки МОЗ. В ее центры также выстраивались очереди, а тест-системы и реагенты всегда были в наличии, клиенты получали результаты тестирования в течение одного дня. При этом стоимость ПЦР-тестирования составляла 740 грн. и не менялась по мере роста спроса.
Практически у всех лабораторий помимо вопросов с нехваткой оборудованием возникали проблемы с наличием реагентов и задержкой выдачи результатов, но не у Nikolab. «Благодаря личным контактам и доверию со стороны производителей мы смогли обеспечить себя необходимой техникой. Более того, наша техническая мощность по ПЦР – сегодня одна из крупнейших в Украине», – не без гордости отмечает завлабораторией.
При растущем ажиотаже и без ночных смен обеспечить бесперебойную работу лаборатории было непросто. «Мы оптимизировали все этапы процесса без потери качества до такого уровня, что 99% результатов выдаем в течение суток, оставшиеся задерживаем по объективным причинам – либо требуется подтверждение результатов, либо перепостановка анализа», – говорит Наталья.
В Nikolab, например, уже был амплификатор американской компании Bio-Rad. К слову, второй аппарат, который пользуется особым расположением завлабораторией. «Сегодня все уже знают «ПЦР», а в свое время этот метод перевернул всю жизнь, позволив исследовать генетический материал, например, устанавливать отцовство, и дав возможность диагностировать наследственные заболевания и инфекции, даже если в образце несколько молекул ДНК возбудителя инфекции», – рассказывает Наталья.
Система может обрабатывать до 100 образцов в час и выдавать примерно 2000 результатов, то есть в одном ПЦР-тесте система может выявить нескольких возбудителей. При высокой точности результатов, по словам Натальи, аппарат достаточно экономный: для анализа использует минимальные объемы биоматериалов и реагентов и главное – за секунды переходит на необходимую температуру, что крайне важно для подобного исследования. Классическая технология проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) предусматривает более 30 циклов нагрева и охлаждения при определенных температурах, каждый из которых может длиться 9-15 минут.
При всех усилиях возмущенных украинцев, стоящих в очередях, меньше не становилось. «Мы получали сотни звонков в день», – говорит она. Поэтому ключевым вызовом прошлого года было справиться с потоком клиентов. Для этого Nikolab открыл шесть новых кабинетов. Сегодня в Nikolab работает 120 человек, из них 30 – врачи-лаборанты разных специализаций и направлений. Чуть больше года назад в Nikolab работало в три раза меньше людей.
На вопрос, что важнее – техника или люди, завлабораторией, не задумываясь, отвечает – люди. «Технику мы можем приобрести в любой момент в кратчайшие сроки, но без людей она не будет иметь никакой ценности», – говорит она, подчеркивая, что в медицинской сфере важнее «качество» специалистов, нежели их количество. «Лаборатория должна работать, как часы. И мы это обеспечиваем», – утверждает заведующая лабораторией.