Первый украинский электрогрузовик, мини-студия для профессиональной фотосъемки и сервис, предоставляющий авто во владение по подписке
Обзор наиболее интересных проектов, представленных на UVCA

Состоялось очередное заседание Клуба инвесторов Украинской ассоциации венчурного и частного капитала (UVCA). Мероприятие было проведено 25 ноября в партнерстве с Mind Invest Club, KMBS Alumni platform и Founders League. Во время заседания также состоялась питч-сессия, в ходе которой шесть отобранных ранее стартапов представили свои проекты.
Во время мероприятия также выступили Екатерина Щеглова – автор концепта «регуляторной песочницы», созданной в рамках Стратегии развития финтеха в Украине, разработанной НБУ. Она познакомила с тем, как с помощью «регуляторной песочницы» происходит быстрое тестирование инновационных проектов в сфере финтеха. Также Екатерина Щеглова рассказала о том, почему создание финтех-инкубатора является актуальным, а также об инвестпрограммах для финтехпроектов.
И. о. президента Национального университета «Киево-Могилянская академия» Александра Гуменная представила общий проект технопарка от UVCA, НаУКМА и сообщества выпускников. Как сообщал Mind, НаУКМА планирует создать технопарк в учебном здании за 50 млн грн, привлекая к участию инвесторов.
Три самых интересных проекта по решению судей и участников клуба получили бесплатный стенд на Аллее стартапов во время Инвестиционного саммита UVCA, который состоится 10 декабря в центре современного искусства M17.
Mind рассказывает коротко об этих проектах, а познакомиться с ними и другими можно будет лично во время саммита. Детальнее здесь.

Первый в Украине производитель электрических автомобилей коммерческого назначения. С 2018 года деятельность компании сосредоточена на разработке и внедрении в производство современного экономичного грузовика с электродвигателем с самой низкой стоимостью владения.
Проблема. По оценкам Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), для того чтобы достичь цели ЕС по показателям выбросов CO2 для коммерческих авто до 2030 года, необходимо ввести в эксплуатацию около 3,7 млн легких коммерческих автомобилей (LCV – Light Commercial Vehicle) и еще 200 000 грузовиков средней и большой грузоподъемности с электрическими силовыми установками.
Такие темпы ведущие европейские автопроизводители считают для себе нереальными, что открывает окно возможностей для новых игроков на рынке. В целом, по разным оценкам, емкость рынка легких грузовиков в мире будет составлять к 2030 году от 10 млн до 15 млн штук.
Решение. По мнению директора Coolon Motors Виталия Брызгалова, у украинского проекта легкого грузового автомобиля есть все предпосылки для того, чтобы занять свою нишу на мировом рынке LCV: «Экологические требования к коммерческому автотранспорту не могут быть единственным стимулом переориентации бизнеса на новейшие технологии с нулевыми выбросами СО2. Необходимо предложить ощутимые экономические преимущества использования грузовиков с электродвигателями по сравнению с традиционными грузовыми автомобилями с двигателями внутреннего сгорания..
Для грузовика Coolon таким преимуществом является низкая стоимость владения, которая составляет $0,07/км, что позволяет окупить автомобиль за три года только благодаря экономии средств на закупке топлива. Для сравнения: средняя стоимость владения для существующих электрокаров составляет 0,36 евро/км.
Легкий грузовик будет доступен в передне- и полноприводном варианте с электромоторами мощностью до 161 л. с., которые позволяют развивать скорость до 90 км/ч. Модули из литий-ионно-фосфатных (LiFePO4) аккумуляторов обеспечивают запас хода до 300 км. Грузовики Coolon имеют модульную платформу и будут предлагаться в трех разных вариантах длины.
Базовая модель будет иметь длину 5 м, ширину 17 м, высоту 2,1 м. Размер грузовой платформы – 1,7 на 3,1 м. Объем грузового пространства – от 9 до 12 куб. м. Грузоподъемность – от 1,5 до 2,5 тонны.
Уникальность предложения. Coolon Motors заявляет до 80% локализации производства агрегатов, узлов и деталей грузовика в Украине. Работа по проекту Coolon началась с разработки собственного электродвигателя, отвечающего всем современным нормам энергоэффективности и электромагнитной совместимости.
Coolon использует аккумулятор Coolbatt собственной разработки. Его емкость может составлять от 30 до 60 кВт-ч, аккумулятор производится из китайских элементов. Запас хода грузовика составит от 200 до 300 км. Производство авто будет проходить на арендованных мощностях во Львове.
Благодаря высокому уровню локализации производства Coolon Motors обеспечил самое низкое ценовое предложение на рынке – ожидаемая стоимость первого украинского электрогрузовика – от $16 000. Пилотный образец грузовика Coolon уже изготовлен. Компания получила 2000 предзаказов.
Что необходимо и зачем. Инвестиционный раунд Seed по проекту Coolon, предусматривающий создание первой очереди производства грузовика – до 2000 единиц в год в 2024 году, требует инвестиций в $4 млн.
Структура затрат проекта на Seed-стадии:
- аренда производственных помещений до 10 000 кв. м; 2022 год – $181 500;
- фонд заработной платы; 2022 год – $539 000;
- производственное и складское оборудование; 2022 год – $2,684 млн;
- сертификация и получение VIN-кода; 2022 год – $200 000.
Выход на плановую производственную мощность в 2000 грузовиков в 2024 году должен обеспечить $9,770 млн валовой прибыли.
Вторая очередь производства (2024–2025) предполагает строительство собственного завода в индустриальном парке, производство до 20 000 автомобилей в год, экспорт на рынок ЕС и мировые рынки. Необходимые инвестиции – $50 млн.
Оценка редакции. Исходя из всех параметров проекта: высокого уровня локализации, низкой себестоимости, компетентной технической команды – проект имеет огромный потенциал. Риски больше кроются в производственных мощностях, надежности узлов, поэтому команда ищет Smart-инвесторов, которые, кроме средств, также смогут приобщить к проекту собственные компетенции и опыт в автомобилестроительной отрасли.

Мини-студия с постоянным управляемым светодиодным освещением. Она дает возможность контролировать освещение для детальной съемки объектов. Состоит из трех модулей размером 500х500 мм, каждый из которых содержит 25 световых блоков по 25 LED-элементов.
Проблема. Первое, на что смотрит потенциальный покупатель интернет-магазина, – это изображение товара. Опыт владельцев онлайн-магазинов свидетельствует: некачественное изображение с плохим освещением негативно влияет на продажи. Зато четкое и качественное фото даже подержанных вещей способно обеспечить их быструю реализацию. Заказать профессиональную «фотосессию» для каждой единицы товара – достаточно затратное дело. Так же, как и приобрести собственное профессиональное оборудование для фотосъемки.
Решение. Проект Photon призван сделать доступной съемку с качественным освещением даже для небольших нишевых интернет-магазинов.
С помощью Photon Light Module System дома, в офисе или магазине можно получить качественный визуальный контент любого объекта. Преимущества мини-студии: компактный размер, автоматический режим управления, простой монтаж, оборудование для фотосъемки, которое дешевле студийного.
После сборки и подключения к блоку питания каждый модуль подключается к Wi-Fi. Управление модулями осуществляется с помощью отображения световых сцен на экране устройства (смартфона) путем настройки сцен или загрузки предварительных настроек.
Конфигурация модулей меняется в зависимости от размера объекта и фона. Система также позволяет подключить более трех модулей.
Уникальность предложения. Мини-студия Photon не требует никаких профессиональных навыков. Проект уже доказал, что разработка пользуется спросом на рынке – реализовано несколько сотен комплектов мини-студий. В частности, на Kickstarter стартап продал 138 комплектов, еще 150 – было реализовано в Японии. Сейчас происходит масштабирование производства.
Себестоимость комплекта составляет около $250, а его реализация успешно происходила со 100%-ной наценкой, тогда как дилеры в Японии продавали мини-студии уже за $1000. Емкость рынка подобных устройств к 2025 году может составить около $4 млрд.
Фактически такая мини-студия нужна любому, кто занимается интернет-продажами.
Что нужно и зачем. На проект необходимо около $300 000 инвестиций. Из них $100 000 – для закрытия текущих затрат и выпуска комплектов, заказанных на Kickstarter. А $200 000 – для создания производства мини-студии Photon в Украине. Масштабирование производства позволит снизить цену для заказа до $400.
Оценка редакции. Проект удовлетворяет имеющийся спрос на рынке, но, скорее всего, целевая аудитория может быть определена ошибочно. Учредители утверждают, что это будут владельцы интернет-магазинов и производители, продающие свои товары на интернет-платформах. При этом стоимость оборудования в $1000 делает его недостаточно доступным для масс-маркета. Возможно, переориентация на профессиональных фотографов и студии даст больший потенциал.

Первый в Украине сервис, предоставляющий автомобили во владение по подписке.
Проблема. Приобретение авто покупателем за свой счет или в кредит требует прохождения сложных процедур: предоставления справок о доходах, выписок, доказательств происхождения денег, разрешения от родственников и сложные многостраничные договоры. Альтернативная форма владения автомобилем – лизинг – доступна только для юридических лиц, а для физических лиц пока она отсутствует.
Решение. Проект построен на несовершенстве финансовой системы автобизнеса. Drivovo как сервисная компания ставит перед собой задачу максимально оптимизировать и сократить время всех процедур, предшествующих получению автомобиля в пользование. Клиент платит за вхождение очень небольшие деньги, нет никаких скрытых комиссий.
Сервис Drivovo избавляет клиента от необходимости платить первый взнос в размере 20–30% при покупке автомобиля в кредит. Не нужно также тратиться на страховку и другие обязательные взносы, а расторгнуть договор можно без штрафов.
Учредитель проекта Максим Соловьев объясняет: «Если сравнивать стоимость нашей услуги с покупкой автомобиля в кредит, то она будет на 3% дороже. Однако люди платят нам эти дополнительные деньги за легкий и простой вход – получение авто во владение. Пользуйтесь своим автомобилем, не думая о его содержании и дальнейшей продаже. Только скорость, комфорт и удовольствие».
Уникальность предложения. В стоимость месячной подписки Drivovo входят все услуги по техническому обслуживанию автомобиля, кроме покупки горючего. Драйверы Drivovo перегоняют авто на техобслуживание и возвращают клиенту, что экономит время и соответственно деньги последнего. Проект предоставляет корпоративный «зонтик» по страховке, улаживанию конфликтных ситуаций в случае ДТП, предоставляет автомобиль на замену на время ремонта. В конце периода подписки клиент получает право на выкуп автомобиля.
К тому же это единственный сервис, проводящий ночные тест-драйвы для потенциальных клиентов. «Drivovo – это не о деньгах, это о построении friendly community, для тех, кто ценит время и комфорт», – убежден основатель проекта.
Что нужно и зачем. Цель сервиса – за три-четыре года вырасти до 7000 автомобилей и распространить Drivovo на регионы Украины. Сейчас парк Drivovo насчитывает 52 автомобиля; на следующий год уже заказано 300 новых автомобилей.
Максим Соловьев отмечает, что проект Drivovo не ищет денег, а рассматривает варианты для подготовки франшиз или привлечения средств под 12–15% годовых в валюте.
«Мы зарабатываем на дисконтах от автодилеров, от станций техобслуживания. То есть входная цена автомобиля – такая же, как в автосалоне, но по некоторым брендам мы имеем дисконт больше, чем в салоне», – уточнил учредитель проекта.
Оценка редакции. Актуальным и привлекательным выглядит и подход «пользоваться, а не владеть», реализуемый сервисом. Из-за сегодняшней скорости развития технологий объект владения очень скоро устаревает в глазах собственника. Drivovo позволяет перейти на более качественную или новую модель уже во время подписки. Аналогично поступить можно и при росте аппетитов клиента с учетом субъективных факторов: увеличения зарплаты, роста потребностей – что вполне естественно для представителей IT-сектора, являющихся целевыми клиентами. Обратная сторона этой возможности обновления – устаревшие и невыкупленные автомобили остаются на балансе компании. Впрочем, эту проблему, наверное, можно решить маркетинговыми инструментами. На каждый товар найдется покупатель. В настоящее время компания не нуждается в инвестициях в капитал, но ищет региональных партнеров для открытия франшиз и расширения географии обслуживания.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].