Михаэль Бродский: «В настоящем и будущем у нас – общие интересы»

Михаэль Бродский: «В настоящем и будущем у нас – общие интересы»

Посол Израиля в Украине – об украинских айтишниках и куриных яйцах как точках роста, препонах для инвестиций и опыте борьбы с климатическими изменениями

Цей текст також доступний українською
Михаэль Бродский: «В настоящем и будущем у нас – общие интересы»
Фото: пресс-служба Посольства Израиля в Украине

Чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в Украине Михаэль Бродский принял свои полномочия в августе этого года. На дипломатической работе он с 2002-го, работал в России, Великобритании, Казахстане.

Накануне четвертого Украино-израильского инновационного саммита, который пройдет в Киеве 15 декабря и будет приурочен к 30-летию дипломатических отношений между двумя странами, господин посол рассказал Mind о наиболее перспективных точках роста двустороннего сотрудничества, потенциале украинского агробизнеса и украинских строителей, а также о том, почему израильские инвесторы крайне осторожно подходят к вопросу крупных инвестиций в развитие фармацевтической и других индустрий в Украине. 

«Без украинцев израильский хай-тек не сможет нормально работать» 

 24 декабря Украина и Израиль отметят тридцатилетие дипломатических отношений. Как они изменились за этот период?

– Они стали крепче и разнообразнее, но главное – более реалистичными. Сегодня мы хорошо понимаем, чего Израилю ожидать от Украины, и наоборот, чего Украина может ожидать от Израиля. Между нашими государствами не просто формальные отношения – они очень близкие, я бы даже сказал семейные, ведь мы связаны тесными личными контактами между людьми. В Израиле живет более полумиллиона выходцев из Украины. В свою очередь во всех крупных городах Украины – большая и активная еврейская община. Взять только обширное авиасообщение между нашими странами – даже в период локдауна по несколько рейсов в день. 

 Какие сектора экономик обеих стран наиболее перспективны с точки зрения расширения двустороннего сотрудничества? Где возможна синергия продуктов и услуг? 

– Объем товарооборота между Украиной и Израилем сегодня не соответствует нашим потенциалам. Он составляет порядка $700 млн, и это не очень высокий показатель.

 В каких цифрах вы бы оценили потенциальный товарооборот?

– Уверен, что $1 млрд – это минимум, о котором мы вообще должны говорить, а в перспективе – и два миллиарда. Для Израиля Украина – стратегический партнер как минимум в двух вопросах: продовольственная безопасность и аутсорсинг IT-услуг. 

Половину зерна, которое импортирует Израиль, он закупает в Украине. Понятно, почему для нас крайне важно, чтобы эти поставки были бесперебойными. И не секрет, что хай-тек – главный двигатель экономики Израиля, он демонстрирует бурное развитие и привлекает в страну огромные инвестиции, а специалистов нам хронически не хватает.

 Почему в области хай-тека Израиль заинтересован в сотрудничестве именно с Украиной? Ведь подобные услуги могут предложить, к примеру, Сингапур, Индия, другие страны?

– Украинские специалисты в области IT – это рабочая сила высокого класса. В Украине традиционно высокий уровень обучения точным специальностям, еще с советских времен. Причем речь не только о Киеве – это и Харьков, Одесса, Львов, Днепр. Кроме того, важна географическая близость: три часа полета, один часовой пояс, очень удобно быть на связи в рабочее время. Работать с Сингапуром или с Индией гораздо сложнее из-за разницы в часовых поясах. И важнейший фактор – это язык и ментальность. Многие сотрудники хай-тек-компаний в Израиле говорят по-русски и пользуются теми же культурными кодами, что и украинцы. Эти три фактора превратили Украину в идеальную страну для израильского аутсорсинга.

Сейчас порядка 30-40 тысяч украинских специалистов в области IT работают на израильские компании. Если это число умножить на ежемесячную зарплату в размере от $3-4 тысяч, иногда до $10 000, мы получим сумму прямого вклада Израиля в украинскую экономику.

«От перебоя с поставкой куриных яиц нас спасла Украина» 

 Как на товарооборот и обмен услугами влияет  соглашение о зоне свободной торговли, подписанное между нашими государствами в 2019 году?

Оно вступило в силу только 1 января 2021 года, поэтому говорить о результатах рано, к тому же, оно не распространяется на обмен услугами. В начале 2022 года мы начнем переговоры о пунктах дополнительного соглашения к договору о зоне свободной торговли, которое коснется услуг. Сейчас специалисты экономических ведомств наших стран рассматривают несколько вариантов документа. Это очень важная сфера – речь и о финуслугах, и о хай-теке.     

При этом действующее соглашение открывает перед нами перспективу роста экспорта украинских товаров на израильский рынок. А он сегодня очень привлекателен. Все привыкли считать, что Израиль – маленькая страна. Во-первых, Израиль уже не маленькая страна: 9 миллионов человек – это число населения средней европейской страны, и оно быстро растет. 

Во-вторых, Израиль – государство с высокой покупательной способностью населения. На днях был опубликован свежий рейтинг самых дорогих городов мира, и Тель-Авив занял в нем первое место. Для израильтян это скорее неприятная новость, а не повод для гордости. Но это же и означает, что уровень жизни, а значит и покупательная способность, растет.

 Роста экспорта каких товаров в Израиль может ожидать Украина?

– Прежде всего это сельскохозяйственная продукция, но не только зерно. Это продукты питания, которые уже представлены на израильском рынке, но требуют увеличения объемов экспорта из Украины – например, мясная и молочная продукция. Мы полностью обеспечиваем себя овощами и фруктами, значительная часть выращенного идет на экспорт. Но мясо мы импортируем. 

В начале пандемии, весной 2020 года, в Израиле неожиданно случился перебой с поставкой куриных яиц. И спасла нас тогда Украина – в экстренном порядке организовали доставку яиц с украинских пищевых предприятий. 

Сейчас определен перечень товаров, на которые пошлины либо снижены, либо отменены. Среди них – не только сельхозпродукция, а и минералы, удобрения, металлы.

 В этом перечне есть строительные материалы? 

– Да, древесина и другие материалы для строительства. В Израиле сегодня строительный бум, и ежегодно к нам приезжают работать примерно тысяча строителей из Украины. Они работают официально, в рамках договора между странами, по четко прописанному понятному контракту, зарабатывают таким образом пенсию и имеют все социальные права. Израиль – единственная страна, с которой у Украины подписан такой договор, и мы готовы его расширять, чтобы принять у себя большее количество рабочих и строителей.

 А на украинском рынке работают израильские строительные компании?

– Здесь работает много израильских девелоперов и ахитекторов. Израильтяне также вкладываются в строительные проекты в Украине – речь идет о тысячах, если не о десятках тысяч израильтян, которые приобрели здесь недвижимость либо для себя, либо в качестве вложения инвестиций. 

– В каких еще отраслях израильские технологии востребованы? 

– Израильские технологии востребованы практически в любых сферах деятельности, но вопрос – есть ли у Украины возможность покупать их. По этой причине соотношение торгового баланса между странами не в нашу пользу: примерно 80 на 20, где 80% – это украинский экспорт в Израиль.

«Никто не хочет закопать свои деньги в землю»

 Какие точки роста для развития взаимовыгодного сотрудничества между странами, кроме хай-тека и медицины, вы бы отметили? К примеру, являются ли такими точками альтернативная энергетика, фармацевтика? 

– Я уверен, что три основных направления, в которых мы еще не исчерпали потенциала партнерства, – это сельское хозяйство, безопасность и медицина. Конечно, необходимо изучасть перспективы сотрудничества и в фармацевтике, и в альтернативной энергетике. 

 Израильские фармпрепараты точно пользуются в Украине большим спросом. С другой стороны, украинская фарминдустрия – одна из развивающихся наиболее динамично. Удивительно, что эта область не выступает пока приоритетной для сотрудничества. 

– Украина заинтересована в локализации производства фармпрепаратов, в том числе израильских. Мы понимаем эту заинтересованность, но это сопряжено с крупными инвестициями. А этот вопрос необходимо обсуждать отдельно ввиду бизнес-климата в Украине и гарантий безопасности инвестиций.

Михаэль Бродский: «В настоящем и будущем у нас – общие интересы»

Здесь своей задачей я вижу помощь израильским инвесторам в защите их инвестиций. Не секрет, что к инвестированию в Украину они подходят крайне осторожно: многие боятся, у многих – негативный опыт, полученный в прошлые годы.

 С чем, по-вашему, это связано прежде всего? 

– Безусловно, это связано с ситуацией в плане безопасности, но в еще большей степени – с доверием к судебной системе. Это главный сдерживающий фактор для инвесторов. Никто не хочет, условно говоря, «закопать свои деньги в землю» только потому, что не получит возможности в открытом и прозрачном режиме пойти в суд и защитить свои инвестиции.

 Видит ли Израиль потенциал сотрудничества с Украиной в сфере обороны? 

– Интерес к работе в Украине в этой сфере со стороны израильских компаний есть. Очевидно, есть интерес Украины к израильским оборонным технологиям. Недавно новый министр обороны Украины Алексей Резников совершил плодотворный визит в Израиль. Однако у нашего сотрудничества в этой сфере есть понятные ограничения политического и финансового характера. 

«Израиль – идеальный партнер в теме опреснения воды и орошения»

 Озабочены ли в Израиле темой климатических изменений? 

– В Израиле этим живут. Мы на себе остро чувствуем следствия глобального потепления, при том что у нас и так не самый холодный климат. В последние годы становится все жарче. И первая проблема, которую Израиль для себя уже решил – это проблема питьевой и пресной воды, с помощью технологий опреснения и более экономного использования и сточных вод. Более того, сегодня мы делимся этими технологиями со всем миром. С Украиной у нас идет очень интересный диалог на эту тему. Ведь южные области страны – Херсонская, Николаевская, Одесская – тоже страдают от глобального потепления, а это аграрные регионы, и там вопрос воды стоит особенно остро.

 И там же выращивается зерно, в котором Израиль заинтересован. 

– Это совпадение интересов двух стран. Украина в свою очередь заинтересована в том, чтобы более экономно использовать свои водные ресурсы. По прогнозам, через несколько лет на юге Украины начнутся проблемы с орошением для сельскохозяйственных нужд. Израиль – идеальный партнер для решения этих проблем. Мы готовы обучать, предлагать свои технологии – не только в сельском хозяйстве, но и в организации городской водной инфраструктуры, вторичного использования сточных вод, опреснения. Недавно представители израильских профильных компаний встречались с министром аграрной политики и продовольствия Украины Романом Лещенко, затем провели встречи на юге страны. Эта работа будет продолжена, поскольку сегодня это, пожалуй, самая актуальная тема для обеих стран. 

Есть израильские компании, которые уже работают на украинском рынке, сотрудничая с крупными агрохолдингами и внедряя технологии капельного орошения. Израиль, как известно, был пионером в этой области. Кроме того, планируется сотрудничество на государственном уровне – при разработке плана по реконструкции системы водоснабжения, и отдельно водоснабжения для сельского хозяйства. 

«Мягкая сила – это прекрасно»

 Насколько эффективная площадка – Украино-израильский инновационный саммит, который на днях пройдет уже в четвертый раз? Как ее поддерживает посольство Государства Израиль? 

– Посольство – соорганизатор этого саммита. Мы считаем, что это очень удобная площадка для нетворкинга и оценки успеха наших взаимодействий за прошедший год. Ежегодно на саммите израильские и украинские компании находят компаньонов, партнеров, клиентов. Для этого она и создана.  

В этом году саммит будет посвящен установлению 30-летия дипломатических отношений между Украиной и Израилем, и впервые его участники обсудят вопросы сотрудничества не только в области высоких технологий, но и в других сферах. По итогам этого саммита будут награждены 30 человек – люди, которые, по мнению организаторов, внесли наибольший вклад в развитие отношений между Израилем и Украиной. Очень красивый проект. Имена этих людей пока разглашать не будем.

 Отдельная панель саммита будет посвящена тематике «мягкой силы» – женщины в политики и бизнесе. По вашему мнению, как политика и как мужчины, насколько эта тема находит отклик в Израиле?   

– Я думаю, наши страны идут здесь схожим путем. Возможно, Израиль немного впереди. Наши женщины давно не сидят дома, большинство делает карьеру, часто более успешную, чем их мужья. Я лично это только приветствую, это прекрасно. В Израиле все больше женщин занимают высокие посты – становятся министрами, депутатами Кнессета, послами. Последний набор на дипломатические курсы показал, что среди будущих дипломатов больше женщин, чем мужчин. Это та «мягкая сила», о которой мы говорим. Ее часто не хватает мужчинам, а в дипломатии, например, нельзя без мягкой силы, это сегодня ее главное оружие. 

«Мемориал должен быть»

 Как идеологическое направление, в котором сейчас движется Украина, сказывается на отношениях стран? 

– Есть спорные вопросы, которые касаются общей многовековой истории еврейского и украинского народов, в которой были и светлые, и, к сожалению, темные страницы. Наши взгляды на некоторые моменты этой истории не совпадают. Это не секрет, мы об этом говорим открыто, публично и непублично. 

Экономическому и политическому сотрудничеству двух стран это мешать не должно, поскольку в настоящем и в будущем у нас есть общие интересы. Исторические же вопросы мы должны дать возможность обсуждать историкам. Позицию Израиля в этом отношении мы высказываем и надеемся, что к ней прислушиваются в Украине. Один из примеров – закон об антисемитизме, принятый Верховной Радой в октябре этого года. Мы много обсуждали это с украинской властью, я очень благодарен за то, что сегодня универсальное определение антисемитизма стало частью украинского законодательства. Теперь гораздо проще классифицировать антисемитизм, и есть различие между просто хулиганством и преступлениями на почве антисемитизма. 

 Принимает ли посольство Государства Израиль участие в проекте Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»? 

– Это украинский проект, который на официальном уровне поддерживается президентом Украины и в равной степени Государством Израиль. Мы знаем о разногласиях, но не участвуем в обсуждении того, каким должен быть этот мемориал.

Михаэль Бродский: «В настоящем и будущем у нас – общие интересы»

Мы считаем, что мемориал должен быть. Сегодня есть один жизнеспособный проект, мы видим, что он уже начинает претворяться в жизнь. Объекты, которые там уже созданы, оказывают сильное воздействие на людей. Если это заставляет человека задуматься о том, что там происходило, и пропустить это через себя, то я считаю, что цель достигнута.

Сохранить память о тех, кто погиб в Бабьем Яру, важно и для Израиля, и для Украины. Это, в конечном счете, имидж Украины как страны, которая помнит о своем прошлом, говорит о нем открыто, в том числе и о проблемных сторонах этого прошлого. Кроме того, такой мемориал может стать магнитом для людей, которые занимаются историей Холокоста, для туристов. Поэтому я думаю, что Украина только выиграет от создания этого мемориала.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно