Черным по зеленому: почему миру не удается отказаться от нефти и газа

Черным по зеленому: почему миру не удается отказаться от нефти и газа

И при чем здесь гринвошинг, политические спекуляции и мечты прогнозистов

Цей текст також доступний українською
Черным по зеленому: почему миру не удается отказаться от нефти и газа

Во время последней дискуссии в ЕС по «Северному потоку – 2», которая в контексте эскалации конфликта на Донбассе привела к временному блокированию сертификации спорного газопровода, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен признала угрожающую зависимость европейского континента от российского газа. «В интересах нашей стратегической безопасности – диверсифицировать поставщиков газа, усиливать роль СПГ на рынке и наращивать инвестиции в возобновляемые источники энергии, чтобы сократить зависимость от импорта ископаемого топлива», – сказала она.

Но глобальный энергокризис, спровоцированный ростом потребления энергии для восстановления экономики после пандемии и несбалансированным наращиванием возобновляемой генерации, уже успел подпитать и без того горячие споры о методах решения климатических проблем.

Среди аналитиков популярной стала шутка, что «метеорологи и климатологи существуют для того, чтобы пристойнее выглядели астрологи». В последнее время к этим достойным профессиям присоединились эксперты по рынку нефти.

Реальность сегодня такова, утверждают они, что страстное увлечение человечества ископаемым топливом – это величайшая история «любви по расчету». Как и у давно женатой пары, бок о бок ковыляющей в свое последнее путешествие, расставание не обсуждается.

Насколько обоснованы такие суждения, разбирался Mind.

Кто и что напрогнозировал?

Одной из самых авторитетных организаций на рынке нефти является Международный энергетический форум со штаб-квартирой в Эр-Рияде, Саудовская Аравия (МЭФ, International Energy Forum). 

МЭФ позиционирует себя «глобальным посредником в диалоге между суверенными участниками энергетического рынка». В его работе участвуют все мировые нефтяные агентства и энергетические министерства 71 страны. Раз в два года МЭФ проводит встречи министров энергетики, в ходе которых обобщаются позиции участников. В начале текущего года прошли три виртуальные сессии. По результатам таких встреч сотрудники МЭФ подготавливают итоговые доклады. В этот раз в докладе появился интересный график, показывающий разброс прогнозов спроса на нефть к 2040 году разных интеллектуальных нефтяных центров.

Черным по зеленому

Джозеф Макмонигл, генеральный секретарь МЭФ, в своем комментарии признал: «С каждым годом перспективы все более резко расходятся с текущими рыночными реалиями… Этот гигантский разрыв между сценариями с высоким и низким энергопотреблением создает огромную неопределенность для инвесторов и компаний, которые должны принимать решения о распределении капитала, а также для политиков, разрабатывающих энергетические дорожные карты».

Как видно из графика, по сценарию одного уважаемого аналитического центра к 2040 году спрос на нефть превысит 110 млн баррелей в сутки, а по прогнозу другого не менее уважаемого аналитического центра − будет менее 60 млн баррелей в сутки. Это значит, что по первому сценарию надо максимально инвестировать в разведку и обустройство месторождений любой нефти, а по второму − не тратить ни цента на это гиблое дело, нефть никому не будет нужна, и ее цена упадет ниже себестоимости. 

Еще фатальнее расхождение между более далекими прогнозами. «Разрыв» спроса между сценарием высокого роста ВВП ОПЕК и сценарием Международного энергетического агентства с нулевыми выбросами (NZE) увеличивается до 84,6 млн баррелей в сутки к 2045 году. А в самых экстремальных сценариях – самом высоком сценарии Агентства энергетической информации США (EIA) и самом низком сценарии Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA) разница возрастает до 105 млн баррелей в сутки – это больше, чем размер всего мирового рынка нефти сегодня (96 млн баррелей в сутки).

«Тот факт, что этот разрыв растет с каждым годом, свидетельствует о том, что с каждым годом мы все дальше удаляемся от наших целей. Проще говоря, мы не на правильном пути и должны активизировать диалог, в том числе по предположениям и ограничениям, которые определяют прогнозы, которые формируют решения и общественное восприятие», − сказал Джозеф Макмонигл. Под «нашими целями» генсек МЭФ имеет в виду Парижское климатическое соглашение.

Почему так происходит?

Ситуация действительно странная. Все – правительства, банки, компании – дружно заявляют о своей верности идеям декарбонизации, а реальность совсем другая.

На климатической конференции COP26 в Глазго в прошлом ноябре анафеме был предан уголь, а согласно отчету немецкой исследовательской организации Urgewald, коммерческие банки с начала 2019 года направили по всей цепочке поставок угля более $1,5 трлн инвестиций.

BlackRock Inc. и Vanguard Group Inc., крупнейшие институциональные инвесторы с капиталами более $100 млрд. каждый, объединили в своих портфелях активы в угольной промышленности на сумму более $1,2 трлн. При этом обе компании являются членами Инициативы по управлению чистыми нулевыми активами.

Аналогичная ситуация с нефтью. Четыре крупнейшие нефтяные компании мира – Chevron, ExxonMobil, Shell и BP – не выполняют свои обязательства по инвестициям в зеленую энергетику, о которых объявили публично.

Компании тратят мизерный процент своих капиталовложений на безуглеродные проекты.

Черным по зеленому

Но даже те расходы, которые нефтяные корпорации анонсируют как зеленые, не вызывают доверия, поскольку детали таких расходов нефтяники не раскрывают. 

Банкиры, выделяющие деньги на «зеленые» проекты, экоактивисты, журналисты обсуждают, как бороться с гринвошингом.

Этим понятием обозначают использование необоснованных или вводящих в заблуждение утверждений об экологических показателях или деятельности по защите климата, сделанных ради коммерческой или политической выгоды. Кроме того, гринвошингом называется практика выборочного раскрытия одних только положительных экологических или социальных последствий деятельности при сокрытии негативных последствий.

Можно ли исправить ситуацию?

О необходимости борьбы с гринвошингом много говорили на СОР26 в ноябре прошлого года в Глазго.Но как воздействовать на нефтяные компании, которые говорят одно, а делают другое?

Громкие разоблачения общественных активистов и журналистов их не пугают. Пока единственным реальным инструментом в борьбе с гринвошингом являются судебные иски. Наиболее распространены иски о недостоверности рекламы якобы «экологически чистых продуктов». Сейчас экологические группы подают иски к отдельным маркетинговым кампаниям, завышающим рекламируемые показатели в контексте изменения климата. 

Отдельно выделяют такой тип гринвошинга, как «отмывание климата» (climate-washing), состоящий в разрыве между словами и действиями государственных и частных субъектов в отношении изменения климата.

К ним относятся претензии о введении в заблуждение потребителей путем заявления, что имярек предпринимает какие-либо действия, направленные на решение проблемы изменения климата, а на самом деле эти действия предпринимались не в заявленном объёме, либо замалчивались обратные, негативные последствия деятельности. С 2008 года CSSN (Climate Social Science Network) насчитала 27 таких процессов в Великобритании, Австралии, Италии, Новой Зеландии, Дании, США и Южной Корее. 

Реально ли сохранить ценовой и идейный паритет?

Но нефтяников тоже можно понять. Обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов и докладами по выполнению эфемерных показателей ESG не расплатиться по кредитам и не выдать зарплату сотрудникам. Действительность такова, что значительные деньги приносят только реально добытые нефть, газ, уголь. Аналитики ОПЕК уверены: так будет и дальше, поэтому прогнозируют рост спроса на нефть. 

«Теперь следите за руками», призывает американский геохимик Хоуп Джарен в своей книге «Темная сторона изобилия»

Ее математическая логика такова. С 1960-х годов люди по всей планете планомерно лишают себя ископаемого топлива. Еще полвека назад оно удовлетворяло 94% потребности мирового населения в энергии. С тех пор этот объем только падает, добравшись уже до 85%. Это справедливо даже для США, а особенно ощущается в Европе.

Однако за это время общее количество сжигаемого нами ископаемого топлива заметно увеличилось. По всему миру его расход за последние 50 лет почти удвоился, в США и Европе – вырос на треть. Сосредоточившись на цифрах общего потребления, а не процентного соотношения, можно убедиться: каждый год на Земле расходуется все больше и больше ископаемого топлива, и только сопоставив все данные можно представлять реальное положение дел.

А чудовищный разрыв в прогнозах спроса на нефть, на который обратили внимание аналитики МЭФ, – это разрыв в понимании энергетического будущего человечества и мировой экономики, которое существует только благодаря источникам энергии, от мускульной силы до атомных электростанций и ВИЭ.

Больше полезной информации, новостей и аналитики о мировом энергетическом рынке – на канале Светланы Долинчук. Читайте тут о главных трендах в энергетике и торговле энергоресурсами, новых технологиях в нефтегазовой отрасли, энергопереходе и декарбонизации.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно