Первый рейс комом: почему судно с украинским зерном не достигло пункта назначения
Бизнес-причины не кажутся уважительными по сравнению с политическим значением реализации Стамбульского договора о деблокаде портов

Судно RAZONI, которое в прошлый понедельник вышло из порта Одессы с грузом кукурузы и должно было в воскресенье, 7 августа, в 10:00 пристать в порту Триполи (Ливан), не достигло пункта назначения. Согласно данным сервиса VesselFinder, который позволяет отслеживать местоположение кораблей, RAZONI, не дойдя до Триполи изменило курс, а конечная точка прибытия сменилась на неопределенную order.
Что происходило в пути?
Напомним: рейс «Одесса – Триполи» от 1 августа был первым после 24 февраля из украинского Причерноморья и первым в рамках Стамбульской сделки по разблокированию украинских портов. Таким образом его значение выходит далеко за рамки просто коммерческого.
2 августа Министерство обороны Турции подтвердило прибытие зерновоза RAZONI с украинским зерном. 3 августа в Турции завершили инспекцию, предусмотренную договоренностями о создании гуманитарного коридора, после чего судно прошло Босфор и направилось в Мраморное море.
Отклонение от плана произошло уже в непосредственной близости от Триполи.
Посольство Украины в Ливане констатировало, что прибытие откладывается. «Мы сейчас в Триполи, но встреча первого судна с кукурузой из Одессы откладывается. Ждем завершения переговорного процесса в бизнес-плоскости», – отметил посол Украины в Ливане Игорь Осташ.
При этом, как пишет издание AlArabia, судно может даже не пришвартоваться в Ливане, если владельцу груза удастся продать его в другом месте.
Почему так произошло?
Ливан, борясь с одним из самых серьезных финансовых кризисов в мире, сталкивается с особенно острой нехваткой хлеба. При таких вводных отказ от зернового груза мог иметь только очень серьезные причины. И они, скорее всего, тривиальны и действительно лежат в бизнес-плоскости.
Контракт на поставку кукурузы был заключен более пяти месяцев назад. За этот период покупатель мог выйти из договоренности, ссылаясь на форс-мажор.
Также пребывание на складах в течение нескольких месяцев могло не пойти товару на пользу, и причиной отказа от него послужили претензии к качеству. Кроме того, цена, по которой контрактовался товар в Украине, наверняка намного выше установившейся сейчас на внутреннем затоваренном рынке, хотя скорее всего и ниже, чем среднемировой уровень.
Кажется маловероятным, что отправители загодя не убедились в готовности принять груз. Однако ситуация выглядит непрогнозируемой – начиная с посла, который готовился встречать судно и не смог это сделать, и заканчивая внезапным изменением пункта назначения.
Какими могут быть последствия?
Учитывая символичность и внимание мировой общественности к этому рейсу, такие накладки не выглядят обнадеживающе.
Министерство инфраструктуры не прокомментировало происходящее, хотя его представители активно и довольно неуклюже пиарились, когда RAZONI покидало Одессу.
И если украинской стороне репутационный урон может быть безразличен на фоне более насущных военных проблем, то отец «Стамбульской сделки» – президент Турции Реджеп Эрдоган заинтересован в их беспроблемной реализации. А Украина, в свою очередь, – в конструктивном сотрудничестве с Турцией в том числе военном.
Поставка является первой в рамках сделки, поддержанной ООН, заключенной при посредничестве Турции в прошлом месяце и направленной на смягчение глобального продовольственного кризиса.
В пятницу, 5 августа, еще три корабля с зерном отплыли из Украины, направляясь в Турцию и на рынки Ирландии и Великобритании. Еще 13 – ждут отправки.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].