Первый рейс комом: почему судно с украинским зерном не достигло пункта назначения

Первый рейс комом: почему судно с украинским зерном не достигло пункта назначения

Бизнес-причины не кажутся уважительными по сравнению с политическим значением реализации Стамбульского договора о деблокаде портов

Цей текст також доступний українською
Первый рейс комом: почему судно с украинским зерном не достигло пункта назначения

Судно RAZONI, которое в прошлый понедельник вышло из порта Одессы с грузом кукурузы и должно было в воскресенье, 7 августа, в 10:00 пристать в порту Триполи (Ливан), не достигло пункта назначения. Согласно данным сервиса VesselFinder, который позволяет отслеживать местоположение кораблей, RAZONI, не дойдя до Триполи изменило курс, а конечная точка прибытия сменилась на неопределенную order.

Что происходило в пути?

Напомним: рейс «Одесса – Триполи» от 1 августа был первым после 24 февраля из украинского Причерноморья и первым в рамках Стамбульской сделки по разблокированию украинских портов. Таким образом его значение выходит далеко за рамки просто коммерческого.

2 августа Министерство обороны Турции подтвердило прибытие зерновоза RAZONI с украинским зерном. 3 августа в Турции завершили инспекцию, предусмотренную договоренностями о создании гуманитарного коридора, после чего судно прошло Босфор и направилось в Мраморное море.

Отклонение от плана произошло уже в непосредственной близости от Триполи.

Посольство Украины в Ливане констатировало, что прибытие откладывается. «Мы сейчас в Триполи, но встреча первого судна с кукурузой из Одессы откладывается. Ждем завершения переговорного процесса в бизнес-плоскости», – отметил посол Украины в Ливане Игорь Осташ.

При этом, как пишет издание AlArabia, судно может даже не пришвартоваться в Ливане, если владельцу груза удастся продать его в другом месте.

Почему так произошло?

Ливан, борясь с одним из самых серьезных финансовых кризисов в мире, сталкивается с особенно острой нехваткой хлеба. При таких вводных отказ от зернового груза мог иметь только очень серьезные причины. И они, скорее всего, тривиальны и действительно лежат в бизнес-плоскости.  

Контракт на поставку кукурузы был заключен более пяти месяцев назад. За этот период покупатель мог выйти из договоренности, ссылаясь на форс-мажор.

Также пребывание на складах в течение нескольких месяцев могло не пойти товару на пользу, и причиной отказа от него послужили претензии к качеству. Кроме того, цена, по которой контрактовался товар в Украине, наверняка намного выше установившейся сейчас на внутреннем затоваренном рынке, хотя скорее всего и ниже, чем среднемировой уровень.

Кажется маловероятным, что отправители загодя не убедились в готовности принять груз. Однако ситуация выглядит непрогнозируемой – начиная с посла, который готовился встречать судно и не смог это сделать, и заканчивая внезапным изменением пункта назначения.

Какими могут быть последствия?

Учитывая символичность и внимание мировой общественности  к этому рейсу, такие накладки не выглядят обнадеживающе.

Министерство инфраструктуры не прокомментировало происходящее, хотя его представители активно и довольно неуклюже пиарились, когда RAZONI покидало Одессу.

И если украинской стороне репутационный урон может быть безразличен на фоне более насущных военных проблем, то отец «Стамбульской сделки» – президент Турции Реджеп Эрдоган заинтересован в их беспроблемной реализации. А Украина, в свою очередь, – в конструктивном сотрудничестве с Турцией в том числе военном.

Поставка является первой в рамках сделки, поддержанной ООН, заключенной при посредничестве Турции в прошлом месяце и направленной на смягчение глобального продовольственного кризиса.

В пятницу, 5 августа, еще три корабля с зерном отплыли из Украины, направляясь в Турцию и на рынки Ирландии и Великобритании. Еще 13 – ждут отправки.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно