Декларация о доходах в два клика и возмещение НДС за неделю. Какой будет «налоговая в смартфоне»
И почему налоговых проверок должно стать гораздо меньше

Государственная налоговая служба совместно с профильным комитетом парламента и Министерством цифровой трансформации намерена в течение 2023 года внедрить целый набор сервисов, которые позволят максимально перевести администрирование налогов в онлайн-формат.
Об этом в комментарии Mind сообщил глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. По его словам, будут оцифрованы большинство процессов, связанных с подачей отчетности, исправлением выявленных в ней ошибок и с налоговым контролем. При этом Гетманцев также обещает минимизировать физический контакт между налогоплательщиками и ГНС.
Mind разбирался, какие улучшения обещают бизнесу благодаря «налоговой в смартфоне» и как изменится администрирование зборов.
Зачем это вообще нужно? Развитие сервисов по предоставлению государственных услуг в удаленном формате – это тренд. И не только в Украине. По данным Statista, к концу 2022 года индекс распространения государственных онлайн-услуг (EGDI) во многих странах Западной Европы и не только превышал отметку 0,9 (чем ближе к 1 – тем лучше). Например, в Дании этот индекс самый высокий и составляет 0,97, в Южной Корее и Финляндии – 0,95%, в Эстонии, Нидерландах, Новой Зеландии – 0,94. В Украине значение этого индекса находится на уровне около 0,8.
К тому же украинское Министерство цифровой трансформации еще в 2019 году озвучило стратегию, согласно которой к 2024 году 100% всех государственных услуг в Украине будут доступны онлайн. В принципе, движение в этом направлении действительно есть. И сервис «ДіЯ» – тому доказательство.
Тем не менее именно в части налоговых сервисов существует немало пробелов. Хотя миграция ГНС в онлайн-среду имеет ряд важных преимуществ:
- существенное сокращение времени на администрирование налогов;
- минимальное участие человека в налоговом контроле, а значит, снижение коррупционных рисков;
- значительное уменьшение числа налоговых проверок;
- снижение затрат на содержание налогового аппарата.
Как происходит диджитализация ГНС в Украине? И правительство, и депутаты за последние годы несколько раз анонсировали перезагрузку налогового администрирования и перевод ГНС в «цифру».
Еще в январе 2018 года начал функционировать обновленный «Электронный кабинет налогоплательщика», получивший сокращенное название «Электронный кабинет». В нем появилась возможность подавать отчетность, вести переписку с налоговой, отслеживать задолженность по уплате налогов. Но функционал кабинета все равно довольно скудный, отсутствует интеграция с внешними программами учета, с банковскими сервисами и т. д.
Кроме того, тогда же, в 2018 году, представители ГНС сообщали о планах по внедрению специализированных программных продуктов (мобильных приложений) для доступа к онлайн-сервисам налоговой как для физлиц, так и для бизнеса (физлиц-предпринимателей и юрлиц).
Но полноценная диджитализация налоговой так и не случилась. Хотя это не просто добрая воля фискалов. Следовать в ногу с техническим прогрессом их напрямую обязывает п.п. 191.1.27 Налогового кодекса, согласно которому налоговая служба должна обеспечивать развитие, техническое сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и технологий, автоматизацию процедур, внедрение электронных сервисов для налогоплательщиков.
Главная проблема в том, что нет единой экосистемы, с помощью которой налогоплательщик может решать все свои вопросы (или большинство из них): подавать декларации, платить налоги, регистрировать СПД или инициировать ликвидацию ФЛП. Весь функционал «разбросан» по разным сервисам. Что-то нужно делать через кабинет налогоплательщика, что-то – на портале «Дія», а какие-то услуги (оформление лицензий или разрешений) до сих пор существуют только в бумажной форме.
Что предусматривает новая концепция «налоговой в смартфоне»? Диджитал-реформа ГНС и связанных с нею процессов будет проходить в нескольких направлениях (если исходить из слов Гетманцева, поскольку финальная версия концепции пока не обнародована):
- Запуск декларирования доходов через смартфон (как для плательщиков физлиц, так и для предпринимателей).
- Создание базы «белых» и «рисковых» налогоплательщиков, что позволит дифференцировать налоговые проверки.
- Переработка кабинета налогоплательщика и его интеграция (через API) с внешними сервисами и банками.
- Возможность делегировать банку администрирование налогов физлица-предпринимателя (с согласия СПД).
- Внедрение электронного акциза с контролем движения товаров от производителя к поставщику.
- Обновление системы регистрации НДС-накладных (СМКОР) с фокусировкой на потенциально неблагонадежных плательщиках.
- Оптимизация процедур, связанных с возмещением НДС, и сокращение сроков принятия решения о возврате НДС из госбюджета до 7 дней.
- Создание обновленного центра поддержки налогоплательщиков, который будет выстроен по принципу call-центров крупнейших частных компаний.
Как это все будет работать на практике? Если взять в качестве примера три ключевых блока диджитализации – декларирование, группировку налогоплательщиков и е-акциз, – функционировать это будет таким образом.
1. Подача декларации с помощью смартфона:
- будет разработано программное решение, которое можно установить в виде приложения. Пользоваться им смогут как налогоплательщики-физлица, так и предприниматели;
- сама декларация уже будет заполнена на основании тех данных, которыми располагает налоговая (о доходах, об активах и т. д.);
- плательщик имеет возможность проверить декларацию на наличие ошибок, прогнав через специальные автоматические тесты, и сразу же исправить их;
- после отправки декларации на верификацию, ГНС проводит сверку и предъявляет плательщику претензии только за те ошибки, которые он не исправил заранее;
- все контакты с представителями налоговой происходят исключительно онлайн (например, через встроенный в приложение сервис обмена сообщениями).
2. Анализ рисковости налогоплательщиков:
- ГНС будет присваивать каждому плательщику налоговый цифровой профиль;
- наполнение этого профиля будет происходить исходя из его истории (уплата налогов, наличие нарушений, штрафов и т. д.);
- на основе аккумулированных данных налогоплательщики будут получать «зеленый» (надежный) и «красный» (рисковый) статусы;
- наличие «зеленого» статуса будет гарантировать минимальное внимание со стороны налоговиков, в то время как «красный» статус станет поводом для усиленных проверок и контроля.
3. Электронная акцизная марка:
- будет создана единая система отслеживания оборота всех подакцизных товаров (алкоголя, табачных изделий, топлива);
- все производители, импортеры и продавцы подакцизных товаров будут обязаны регистрироваться в этой системе;
- ГНС станет главным и единственным эмитентом электронных акцизных марок;
- сама электронная акцизная марка будет выпускаться в виде уникального QR-кода, который наносится на упаковку/тару товара;
- с помощью кода будет происходить отслеживание всего пути товара – от производителя к поставщику, а затем и к конечному потребителю.
Опять-таки, повторимся, что все эти алгоритмы и механизмы предварительные, поскольку конкретных наработок и решений еще не существует. Поэтому в ходе их внедрения и запуска могут произойти существенные изменения.
Что может помешать диджитализации налогового администрирования. Поскольку попытки реформировать налоговый сервис в Украине предпринимались уже не раз, нет гарантий, что предложенная концепция тоже успешно будет внедрена в жизнь. Этому может помешать:
- отсутствие необходимого финансирования в госбюджете;
- сопротивление со стороны налоговой, которая привыкла работать по «старым» лекалам;
- затягивание реальных сроков разработки и внедрения необходимых решений;
- неприятие налогоплательщиками новых сервисов, если они в жизни окажутся далеко не такими удобными, как на бумаге, а также из-за недоверия к налоговым органам в принципе.
Впрочем, Даниил Гетманцев заявил, что диджитализация – одно из магистральных направлений налоговой реформы на 2023 год. По его словам, к 2024 году все уже должно быть готово к нормальной эксплуатации, а само администрирование будет даже более комфортным, чем «…в странах Западной Европы».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].