Еще больше денег или обещаний? Чего ждать от конференции в Лондоне, посвященной восстановлению Украины
И почему Ukraine Recovery Conference не даст большого притока инвестиций в страну

Украина 21–22 июня представит в Лондоне очередной план восстановления страны в рамках конференции Ukraine Recovery Conference. По сути, это логическое продолжение и в какой-то степени переосмысление так называемого «плана Маршалла» для Украины, который был представлен год назад в швейцарском Лугано.
Представители украинской власти рассчитывают на то, что им удастся оживить интерес международного сообщества к проблемам Украины и привлечь инвестиции в нашу экономику уже сегодня.
«Это (конференция в Лондоне) продолжение движения к большому восстановлению, которое мы начали год назад в Лугано. Наша цель – мобилизовать как можно больше международной поддержки и наладить механизмы, по которым эта помощь будет поступать своевременно и ритмично», – сообщил о том, какие ожидания возлагаются на Ukraine Recovery Conference премьер-министр Денис Шмыгаль.
Mind выяснил, с какими предложениями Украина отправляется в Лондон и какие результаты может принести это мероприятие.
Какие предложения Украина привезла в Лондон. Ukraine Recovery Conference проходит уже в 6-й раз. Впервые это мероприятие было организовано еще в 2017 году и задумывалось как Конференция по вопросам реформ Украины и ее трансформации. Но в 2022 году в связи с началом военного конфликта данное событие сменило формат. Его главным фокусом стала мобилизация международной поддержки для экономической, социальной стабилизации Украины и для ее отстройки после войны.
К сожалению, на момент публикации материала презентация обновленного плана восстановления Украины обнародована не была. Тем не менее Денис Шмыгаль рассказал о том, каким ключевым аспектам будет посвящена конференция.
1. Быстрое восстановление. Прежде всего речь идет об энергетике, критической и социальной инфраструктуре и о восстановлении жилья. Под восстановление Кабмин надеется мобилизовать необходимые ресурсы. Для этого, в частности, состоится заседание так называемого финансового Рамштайна, который позволит эти ресурсы найти.
2. Привлечение частных инвестиций. Украинская делегация планирует представить наиболее перспективные направления для инвестирования и обещает сделать важные шаги для инвесторов в вопросе страхования военно-политических рисков.
3. Развитие регионов. Здесь речь идет об активизации связей между украинскими общинами и международными партнерами для реализации совместных проектов. Как сообщил премьер, более 200 проектов уже стартовало. Нужно, чтобы их было гораздо больше.
«По результатам конференции в Лондоне ожидаем подписание ряда важных соглашений, меморандумов, деклараций, которые ускорят наше восстановление и развитие», – заявил Шмыгаль.
То есть, если в Лугано Украина показала долгосрочную и всеобъемлющую стратегию послевоенного восстановления, которая расписана на 10 лет, в Лондоне, очевидно, речь будет идти о неотложных мерах, которые нужно предпринимать прямо сейчас, не дожидаясь окончания боевых действий.
От прежнего плана никто, в принципе, не отказывается. Но поскольку война затягивается и ее разрушительные последствия для украинской экономики становятся все более масштабными, вполне логично, что Кабмин намерен педалировать продвижение озвученных идей среди международных партнеров, которые могут помочь не только словами, но и живыми деньгами.
Чем украинская власть хочет мотивировать инвесторов. Правительство пытается всячески убедить потенциальных инвесторов в том, что в украинской экономике не так уж все и плохо. Поэтому деньги сюда вкладывать можно и нужно. Именно такой сигнал будет транслироваться участникам Ukraine Recovery Conference в Лондоне.
В частности, Минэкономики накануне конференции вышло с несколькими ободряющими тезисами. Министерство напомнило, что в І квартале ВВП Украины вырос на 2,4% и сообщило, что правительство намерено улучшить прогноз роста ВВП на 2023 год до 3,2%.
Также министерство озвучило цель в $1 трлн реального ВВП. Хотя срок, в течение которого будет достигнут такой показатель, не указан. Но это явно отсылка к прошлогоднему плану, который прописан до 2032 года включительно. То есть задача – $1 трлн за 10 лет.
За эти же 10 лет Украина хочет нарастить генерацию «зеленой» энергетики в 10 раз – до 100 ГВт, а заодно накормить около 600 млн человек на всей планете, что подразумевает рост и масштабирование агросектора.
К тому же украинский бизнес – это буквально образец выносливости. Предприниматели и компании, несмотря на военные угрозы (обстрелы, непрекращающиеся боевые действия в некоторых регионах и т. д.), приспосабливаются к таким реалиям и продолжают работать. Например, Индекс настроений бизнеса (ИОДА), который рассчитывает Нацбанк, в мае составил 50,5 пункта. Это выше нейтрального уровня в 50 пунктов и свидетельствует об ожиданиях роста объемов производства, торговли и предоставления услуг.
Что не так с макропоказателями и прогнозами Кабмина. В принципе подобные посылы действительно позволяют нарисовать для инвесторов картину экономический реалий в Украине. Но вопрос в том, что прогнозы и ожидания правительства выглядят несколько завышенными и приукрашенными.
Минэкономики еще в марте ухудшило ожидания в отношении роста ВВП на 2023 год с 3,2% до 1%. И вдруг, внезапно, возврат к прежнему показателю в 3,2%. Международные доноры еще более консервативны и осторожны. По оценкам Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, украинский ВВП в 2023 году вырастет максимум на 0,5–1%. А Международный валютный фонд (МВФ) вообще дает «коридор» от падения на 3% до роста на уровне 1%. Более того, все эти прогнозы не учитывают последствия разрушения Каховской ГЭС, которые по разным оценкам могут «съесть» до 0,3 п. п. роста ВВП.
Даже фактический показатель ВВП за І квартал 2023 года на уровне 2,4% указан в сравнении с IV кварталом 2022 года. А если взять значение год к году, то есть к І кварталу 2022 года, то будет не рост, а падение более чем на 10%.
Ну и цифра в $1 трлн ВВП выглядит, конечно, красиво (особенно для презентации на большом экране), но тоже оторвана от реальности. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть меморандум между Украиной и МВФ. В нем есть подробный макропрогноз вплоть до 2032 года. Так вот, фонд подсчитал, что в 2032 году номинальный ВВП Украины составит порядка 16,4 трлн грн.
Даже если гипотетически предположить, что официальный валютный курс к этому времени сохранится на уровне 37 грн/$, номинальный ВВП будет около $440 млн. То есть вдвое меньше, чем обещает Кабмин. И это при том, что реальный рост украинской экономики, по оценкам МВФ, с 2025 года будет достигать 4–6% в год. Следовательно, для того чтобы вписаться в «триллионные» ожидания правительства, ВВП должен расти почти вдвое быстрее в течение лет семи.
Каким может быть результат Ukraine Recovery Conference-2023. По итогам прошлогодней конференции в Лугано Украина смогла договориться о финансировании на $1,9 млрд. При том что представленный план восстановления страны на тот момент был оценен в $750 млрд. Да, это с разбивкой на 10 лет. Но те почти что 2 миллиарда на фоне этой суммы выглядят, мягко говоря, скудно.
Конечно, не стоит забывать о том, что международные партнеры и так выделяют немалые суммы финансовой помощи. Это как кредиты, так и гранты. Их объем за 2022 год составил порядка $32 млрд. План на 2023 год – $41–44 млрд . При этом большая часть финансирования уходит на покрытие дефицита государственного бюджета, на выплаты по «старым» долгам. Помимо этого, министр финансов Сергей Марченко в конце мая заявил, что именно на восстановление и стимулирование экономики Украина хочет получить в 2023 году приблизительно $14 млрд.
Впрочем, следует учитывать, что эти деньги поступают от тех доноров, с которыми и так уже есть долгосрочные договоренности. Это власти главных государств-партнеров, таких как США, страны Евросоюза, Великобритания, Канада и т. д., а также финансовые институты – МВФ, Мировой банк, ЕБРР, Международная финансовая корпорация.
Поэтому мероприятие в Лондоне – это, как уже было сказано, скорее призыв к инвесторам, к крупному международному бизнесу принимать участие в восстановлении Украины. Но вот готов ли иностранный бизнес вливать капитал в воющую страну? Большой вопрос. Например, объем ПИИ в Украину в 2023–2024 годах по оценкам МВФ составит $0,6 млрд в год. Только с 2025 года начнется рост зарубежных инвестиций и в 2028–2032 годах сумма ПИИ приблизится к отметке $10,5 млрд в год.
И этого очень мало, учитывая колоссальные потребности в деньгах для ликвидации последствий войны. Более того, пока боевые действия продолжаются, потери тоже растут. По оценкам ООН и Кабмина, на начало апреля ущерб, причиненный Украине войной, превышал $400 млрд. А в июне эта цифра приблизилась к $500 млрд.
Но не только в войне дело. Зарубежные компании хотят вкладывать средства в государства со стабильным регуляторным полем, со справедливой судебной системой и с предсказуемым налоговым законодательством, которое сулит инвесторам хоть какие-то льготы. Украинская власть тем временем наоборот движется в сторону повышения налогового давления, мотивируя это необходимостью наполнять государственный бюджет. Да и МВФ, который вскоре может выделить очередной транш на $900 млн, взял с Украины обязательство воздерживаться от любых действий, которые могут подорвать налоговые поступления. Кстати, в рейтинге экономической свободы (его составляет исследовательский центр Heritage Foundation) Украина далеко ниже 100-й позиции. Это еще один плохой маркер для инвесторов.
Так что событие в Лондоне – это повод еще раз собрать под одной крышей международное сообщество и закрепить договоренности на послевоенное будущее. Но надеяться на то, что украинская делегация вернется домой с чемоданами денег, вряд ли стоит. Тем более, что мир упорно входит в рецессию и даже самые сытые компании начинают считать деньги, режут издержки и сворачивают инвестиционные проекты.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].