«Упрощенка» под вопросом: МВФ просит поменять налогообложение МСБ, парламент готов за это взяться. Основой может стать опыт Польши
В чем и почему он не пойдет на пользу украинскому бизнесу

Депутаты вернулись к идее реформирования упрощенной системы налогообложения. Как сообщил Mind глава парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев, Министерство финансов вместе с представителями Международного валютного фонда (МВФ) обсуждают обновленный механизм налогообложения малого бизнеса, который уберет злоупотребления, в том числе исключит использование новой системы крупными налогоплательщиками.
По словам Гетманцева, наиболее вероятным вариантом может стать польская модель налогообложения МБ, которую можно взять за основу, адаптировать к украинским реалиям и затем внедрить в Украине.
Mind разбирался, как именно может измениться налогообложение предпринимателей в связи с такой инициативой.
Для чего менять упрощенную систему налогообложения? Депутаты и представители Минфина неоднократно заявляли о том, что «упрощенка» имеет слишком много лазеек, которыми пользуется бизнес для оптимизации налогообложения.
Основные упреки в адрес упрощенной системы следующие:
- использование физлиц-предпринимателей для вывода прибыли компании под видом расходов. Таким образом предприятие вместо 18% налога на прибыль платит 5% налога с оборота;
- дробление крупного бизнеса на несколько небольших юрлиц, которые могут законно работать на упрощенной системе и соответственно меньше платить налогов в госбюджет;
- оформление взаимоотношений с наемными сотрудниками как с ФЛП. То есть вместо трудового договора работодатель заключает с сотрудником договор подряда. Согласно этому договору, предприниматель оказывает юрлицу услуги за вознаграждение, которое такой псевдосотрудник получает вместо зарплаты.
В чем главная проблема? Именно «зарплатные ФЛП» являются той занозой, которая беспокоит и украинскую власть, и МВФ.
Один из пунктов меморандума между Украиной и фондом предусматривает пересмотр упрощенного режима налогообложения с целью убрать махинации с зарплатными налогами при участии физлиц-предпринимателей.
О том, что данный вопрос нужно решать, еще весной рассказал в интервью Mind и Даниил Гетманцев. Правда, он уточнил, что упрощенную систему никто «убивать» не планирует. Но ее нужно перестроить для того, чтобы ликвидировать крупные схемы, «направленные на уклонение от налогообложения с использованием единого налога».
Данная схема популярна благодаря тому, что позволяет снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда в разы. По умолчанию отчисления с зарплаты превышают 40%. Это налог на доходы физлиц по ставке 18%, 22% ЕСВ и 1,5% военного сбора. Использование предпринимателя обходится компании-работодателю значительно дешевле, так как нужно заплатить лишь 5% плюс ЕСВ в размере 22% от минимальной зарплаты (чуть более 1400 грн).
Согласно оценкам, которые приводил в конце 2021 года аналитический центр «CASE Украина», через зарплатных предпринимателей ежегодно «прокручивается» до 58 млрд грн, а потери госбджета от этой схемы достигают 10 млрд грн в год.
Как выглядит модель единого налога в Украине? С 1999 года, когда президент Леонид Кучма ввел упрощенную систему налогообложения, она претерпела немало изменений.
В 2023 году «упрощенка» представляет из себя такую конструкцию:
- Существуют четыре группы единого налога. 1 и 2 группы предназначены только для физлиц-предпринимателей (в основном это продажа товаров населению, оказание бытовых услуг, производство продукции), 3 группа – для физлиц и юрлиц (все разрешенные виды деятельности), на 4-й группе может работать исключительно сельхозбизнес (индивидуальные производители, фермерские хозяйства).
- Максимальный годовой оборот привязан к минимальной зарплате. В 2023 году для плательщиков 1 группы лимит выручки составляет 1,12 млн грн, для плательщиков 2 группы – 5,6 млн грн, для плательщиков 3 группы – 7,82 млн грн.
- Предприниматели 1 и 2 групп платят ЕН независимо от выручки, ставки составляют 10% прожиточного минимума и 20% минимальной зарплаты соответственно. Предприниматели 3-й группы платят 3% оборота (плательщики НДС) или 5% оборота (неплательщики НДС). У 4-й группы размер налога зависит от площади земель, на которых ведется деятельность, и от нормативной денежной оценки земли.
- Использование труда наемных сотрудников для предпринимателей 1 и 4 групп запрещено. ФЛП 2-й группы могут нанимать до 10 сотрудников. Для 3-й группы ограничений по найму нет вообще.
- Помимо единого налога, все предприниматели платят единый соцвзнос (ЕСВ) по ставке 22%. Платить нужно хотя бы 22% минимальной зарплаты (1474 грн в месяц). Но в условиях военного положения ФЛП могут ЕСВ и вовсе не уплачивать, последствий (штрафов) за это не будет. Кроме того, у 4-й группы есть отдельные льготные условия по соцвзносу. Они предусматривают частичную компенсацию ЕСВ из госбюджета с момента регистрации ФЛП и в течение последующих 10 лет. Размер компенсации составляет от 90% до 10% суммы ЕСВ (по нисходящей год от года).
- Отчетность для предпринимателей максимально упрощена. Они подают декларацию один раз в квартал или раз в год – в зависимости от выбранной группы. Отчет по ЕСВ подается раз в год.
- Есть виды деятельности, которые не дают права пользоваться единым налогом. В частности, это операции по обмену валют, организация и проведение азартных игр, производство и реализация подакцизных товаров, добыча и продажа драгоценных металлов/камней, финансовое посредничество (кроме страховых агентов), почтовые услуги (список не исчерпывающий).
- Бизнес на упрощенной системе должен использовать РРО (кассовые аппараты). Исключение есть для предпринимателей, которые продают продукцию собственного производства, торгуют на рынках или оказывают бытовые услуги, а также для предпринимателей, которые принимают оплату за товары/услуги непосредственно на банковский счет в безналичной форме.
Как устроена система налогообложения малого бизнеса в Польше? Польские предприниматели могут выбирать между тремя основными вариантами налогообложения:
- ogólne zasady – общая система налогообложения с прогрессивной ставкой;
- podatek liniowy – линейная система с «плоской» ставкой;
- ryczałt – упрощенная система налогообложения.
На общей системе налоговая нагрузка на предпринимателя зависит от размера его дохода. Если годовая выручка до 120 000 злотых (1,02 млн грн), она облагается по ставке 12%. Сумма превышения облагается по ставке 32%. То есть, если предприниматель получил 200 000 злотых дохода, он заплатит налог по ставке 12% со 120 000 злотых и по ставке 32% с 80 000 злотых.
«Плоская» ставка подразумевает, что независимо от суммы дохода предприниматель заплатит 19% налога. По сути, это аналог общей системы налогообложения в Украине, когда предприниматель платит 18% НДФЛ.
Упрощенная система налогообложения в Польше имеет целую шкалу ставок, от 2% до 20%.
Предприниматели, продающие товары животного и растительного происхождения, сырье для которых выращено ими же самими (по сути, речь о фермерах), платят 2% налога.
Предприниматели, которые владеют точками общественного питания, а также торгуют продуктами питания, платят 3% налога.
Доход от деятельности по сдаче имущества в аренду облагается по ставке 8,5–12,5% в зависимости от выручки, которую получает предприниматель.
Для бизнеса, связанного с оптовой торговлей, туризмом, продажей автомобилей, мотоциклов и запчастей к ним, ставка составляет 17%, а для частной медицины и для репетиторов – 20%.
Взносы по соцстрахованию, которые дублируют украинский ЕСВ, зависят от уровня дохода предпринимателя. Размер таких взносов находится в пределах 335–1000 злотых в месяц (2900 – 8500 грн).
Как и в Украине, польский бизнес должен использовать кассовые аппараты. Но затраты на их покупку компенсирует государство. Кроме того, предприниматели могут выбрать не «железный» РРО, а его онлайн-аналог.
Как опыт Польши может отразиться на украинском бизнесе? Пока что никаких подробностей того, как будет трансформирована упрощенная система, нет.
Как уточнил в разговоре с Mind Даниил Гетманцев, пока все на уровне разговоров. И такая кардинальная реформа будет проводиться только после окончания боевых действий и отмены военного положения.
Но если предположить, какими могут быть изменения, то напрашиваются следующие выводы:
- Будет расширена шкала ставок. Причем не только в большую, но и в меньшую сторону. Условно говоря, микробизнес будет платить пару процентов с оборота, а предприниматели, чья деятельность приносит более высокую маржу – по ставке, которая явно выше нынешних 5% (максимум для 3 группы ЕН).
- Юридические лица утратят возможность использовать упрощенную систему. Об этом депутаты, к слову, предупреждали еще год назад, когда началась очередная дискуссия по поводу борьбы с зарплатными ФЛП.
- Не исключено, что будет сокращен перечень видов деятельности, которые доступны для плательщиков единого налога.
- Само собой, параллельно будет усилен контроль за компаниями, которые активно прибегают к услугам физлиц-предпринимателей, чтобы замаскировать трудовые отношения. Увеличится число проверок и тех компаний, которые пытаются «дробить» свой бизнес при помощи ФЛП. То есть реформа «упрощенки» будет происходить вместе с ужесточением ответственности за оптимизацию налогообложения.
Эксперты считают, что бизнесу однозначно следует готовиться к увеличению налогового давления. Как объяснил Mind экономист и автор альтернативной модели налоговой реформы Даниил Монин, при расширении налоговой шкалы фискальный груз на бизнес существенно возрастет.
«Для сферы услуг ставки налогообложения в Польше достигают 20%. А теперь представим, что такому предпринимателю нужно платить налоги не только за себя, но и за наемный персонал. Итого, за каждого сотрудника придется отдавать не меньше чем 50–60% дохода в виде зарплаты и налогов», – приводит пример Монин.
И хотя пока ни соответствующего законопроекта, ни точных расчетов по новой модели упрощенной системы нет, не исключено, что идею «перекраивания» единого налога в 2024 году начнут продвигать с новой силой.
«Экономические власти уверяли общество, что поднимать налоги в 2024 году не будут. Но простой пример: проєкт бюджета-2024 за счет роста размеров минимальной заработной платы и прожиточного минимума предлагает дополнительно взыскать с самой незащищенной прослойки налогоплательщиков – микробизнеса – 1,43 млрд грн. Очередной удар для почти 800 000 предпринимателей», – рассуждает Вячеслав Черкашин, старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации.
Все просто: госбюджету очень нужны деньги. Но денег, увы, не хватает. А помощь международных партнеров тоже не бесконечна. Поэтому искать недостающие средства будут в карманах украинского бизнеса. Малого – в первую очередь.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].