Война до конца 2024 года и 10% инфляции: НБУ обнародовал новый инфляционный отчет с макропрогнозами
Почему Нацбанк пересмотрел свои ожидания и отчасти ухудшил их

Национальный банк в очередной раз изменил прогноз для украинской экономики. Согласно свежему инфляционному отчету, который НБУ опубликовал 2 ноября, в 2023 году рост ВВП ускорится до 4,9%, а темпы инфляции наоборот замедлятся до 5,8%.
В то же время поводов для оптимизма пока не очень много. Рост в 2023 году – это, скорее, попытка оттолкнуться от дна, которого экономика достигла в 2022-м. А снижение уровня инфляции связано с избытком предложения товаров на фоне сокращения потребления.
При этом главной угрозой макростабильности по-прежнему является военный конфликт, который переходит в затяжную фазу. Поэтому на фоне оживления экономики в уходящем году, в 2024 году произойдет ее замедление. Более того, Нацбанк считает, что ВВП даже к концу 2025 года не достигнет довоенного уровня.
Что помогает украинской экономике в войну, а что угрожает макроэкономической стабильности и чего ждать в 2024 -м по прогнозам Нацбанка, подробнее разбирался Mind.
Что прогнозирует НБУ? Предыдущий макроэкономический прогноз НБУ вышел в в июле. По сравнению с ним некоторые показатели существенно изменились. А именно (ниже приведены прогнозные индикаторы на 2023 год):
- рост ВВП улучшен с 2,9% до 4,9%;
- темпы инфляции улучшены с 10,6% до 5,8%;
- отрицательное сальдо госбюджета ухудшено с 1,29 трлн грн до 1,36 трлн грн;
- платежный баланс улучшен с $7,4 млрд до $11 млрд;
- ожидаемый объем международных резервов НБУ пересмотрен с $38,3 млрд до $41,8 млрд.
Что касается основных показателей на 2024 год, то рост ВВП незначительно улучшен с 3,5% до 3,6%, а уровень инфляции ухудшен с 8,5% до 9,8% (на конец года).
Что поддерживает украинскую экономику? НБУ подкрепляет свои прогнозы следующими аргументами:
- ускорение восстановления связано с высокой степенью адаптации бизнеса и населения к войне, с рекордным урожаем в 2023 году (почти 82 млн тонн зерновых по данным Украинской зерновой ассоциации), с выравниванием экспортной логистики и с увеличением бюджетных расходов;
- падение темпов инфляции происходит в связи с наращиванием объемов товарного производства;
- длительная стабильность валютного рынка является результатом административного влияния Нацбанка. Это сохранение фиксированного официального курса (его как бы уже и нет, но курс все равно почти не движется), ограничение спроса физлиц на валюту, обильные интервенции на межбанке;
- существенные объемы внешнего финансирования (в 2023 году из-за рубежа Украина получит около $45 млрд), которые обеспечивают чистый приток валюты в страну, несмотря на сохранение ее дефицита на фоне ограниченного экспорта, позволяя закрывать бюджетный дефицит и пополнять резервы НБУ.

Что угрожает макроэкономической стабильности? Ситуация в украинской экономике остается довольно шаткой. В 2024 году усилится давление со стороны неблагоприятных факторов, среди которых:
- почти двукратное ускорение темпов инфляции, которое будет связано с низкой базой сравнения 2023 года, а также с увеличением затрат бизнеса на логистику, энергоносители и оплату труда;
- сохранение существенного разрыва между экспортом и импортом. По оценкам НБУ, дефицит внешней торговли товарами и услугами превысит $38 млрд, а в 2024 году он уменьшится всего лишь до $35 млрд;
- сокращение зарубежного финансирования. Причем это уже не призрачная угроза, а неизбежная реальность. В Стратегии управления госдолгом на 2024–2026 годы, которую утвердил Кабинет Министров, четко сказано, что Украине чем дальше, тем больше придется полагаться на внутренние ресурсы наполнения госбюджета;
- высокий фискальный (бюджетный) дефицит, который в 2023 году достигнет 29%, а в 2024-м превысит 20%;
- увеличение уровня государственного долга: в 2024–2025 годах, по оценкам НБУ, соотношение госдолга к ВВП перешагнет отметку в 95%;
- слабый приток инвестиций, который останется таковым вплоть до окончания активных боевых действий;
- дефицит рабочей силы (квалифицированной и не только) как следствие миграции и мобилизации трудоспособного населения.

Что повлияло на пересмотр прогнозов? Моделирование ситуации в экономике Украины основано на более консервативном прогнозе НБУ в сравнении с тем, который был озвучен еще летом 2023 года.
Главный риск, который видит Нацбанк – это затягивание военного конфликта вплоть до конца 2024 года. Хотя ранее звучали ожидания, что боевые действия могут затухнуть летом 2024-го. Соответственно, более длительная война ухудшит перспективы восстановления украинской экономики, приведет к еще большим разрушениям промышленности, жилого фонда, инфраструктуры, сдержит возврат мигрантов из-за рубежа, увеличит диспропорции во внешней торговле.
Возрастут расходы из госбюджета при ограниченности источников его наполнения (то есть дефицит так и будет около 20% и выше), увеличится давление на валютный рынок и ускорятся темпы инфляции.

Какие выводы можно сделать из данных НБУ? Рост ВВП в 2023 году, к сожалению, будет вызван не реальным развитием экономики, а влиянием войны. Если говорить простым языком, то в текущем году ВВП отыграет в лучшем случае шестую часть падения 2022 года, которое достигло почти 30%. Следовательно, о реальном экономическом росте говорить еще очень рано. Тем более что военные риски по-прежнему крайне высокие.
Замедление темпов инфляции произошло в основном из-за того, что производители выпустили больше товаров, чем их может поглотить внутренний рынок. В то же время издержки бизнеса продолжают расти, поэтому и ускорение роста цен неизбежно, что и произойдет в 2024 году.
Объемы импорта более чем в полтора раза превышают экспорт. И пока логистика из Украины не станет полностью безопасной, ситуация вряд ли изменится к лучшему. Такой перекос снижает конкурентоспособность украинских производителей, которые и так вынуждены работать под угрозой обстрелов и уничтожения активов. Кроме того, импорт вымывает валюту из страны, в то время как ограниченность экспорта приводит к слабому притоку валютной выручки и давит на курс гривны.
Денег от стран-партнеров будет все меньше. А значит, ресурсы (на пополнение госбюджета, на восстановление) придется искать внутри Украины. Соответственно, уже в 2024–2025 годах произойдет усиление налогового давления, как на бизнес (проверки, штрафы), так и на население (борьба с зарплатами в «конвертах» и с другими видами теневых доходов).

Нацбанк продолжает балансировать валютный рынок в «ручном» режиме. Но так как дальше международные резервы вряд ли будут расти такими темпами, как в 2023 году (c $30 млрд в январе до $40 млрд в сентябре), то и возможностей для сдерживания курса у НБУ все меньше. Например, только за сентябрь–октябрь Нацбанк потратил на интервенции более $6 млрд. Это 25% интервенций с начала года. Непозволительная роскошь.
Так что плавная девальвация неизбежна. Вопрос лишь в сроках, когда она случится. Если учесть, что в проект госбюджета на 2024 год заложен среднегодовой курс на уровне 40,7 грн/$, целевой ориентир понятен. При этом Нацбанк указывает, что намеченные им планы по валютной либерализации будут ограничивать пространство для дальнейшего смягчения процентной политики в 2024 году. Исходя из этого постепенный «раскачивание» курса начнется как раз с нового года.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].