Современное лицо великого джаза: кто творит историю
И кто стал «иконой стиля» в этой музыке

С каждым годом все больше суперзвезд американского и европейского джазового небосклона вспыхивают под львовским небом на сценах трех локаций Leopolis Jazz Fest (ранее – Alfa Jazz Fest). В этом году в конце июня международный фестиваль пройдет уже в восьмой раз. Накануне этого праздника музыкального вкуса и искусной импровизации Mind знакомит своих читателей с историей джаза. Краткий ее обзор подготовила музыковед Ольга Кизлова. Об истоках джазовой музыки как культурного явления мы рассказывали тут. А теперь предлагаем окунуться в современность.
Как формировался современный джаз? В 40-х годах родился гораздо более сложный по технике игры и музыкальному языку, более «камерный» стиль bebop (бибоп – тоже слоговое звукоподражание манере игры). С него начинается отсчет современного джаза. Бибоп создал в 1945 году квинтет в составе саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи и еще троих участников ритм-секции.
Стиль был нацелен на гармонию, а не мелодию. Из него развились хардбоп (hard-твердый), потом – кул (сool- прохладный). Параллельно, в середине ХХ века, возникли такие неожиданные «ответвления», как рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Новые стили сменяли друг друга все чаще. Появились латиноамериканская боссанова, симфонизированный прогрессив, потом «третье течение», объединяющее джазовых и академических исполнителей и их приемы, фри-джаз (free – свободный), модальный или ладовый джаз, затем джаз-рок, фьюжн (от fusion – сплав), сочетающий все со всем и, наконец, фанк (от funky – избегать, играть, неточно интонируя). Все эти течения, формируясь в определенной последовательности, сменяли друг друга.
Музыканты 80-90-х годов ХХ века, пытавшиеся сохранить основные стилевые черты классического джаза, одновременно слегка заигрывая с новыми тенденциями филармонической музыки, сформировали стиль мейнстрим (от слова main – главный). Это одно из ведущих, многочисленно представленных направлений современного джаза. Однако новые течения приходили на смену прежним, не вытесняя их. И сегодня в мире, где звучит немало современного, смыкающегося с поисками серьезной авангардной музыки, джаза, множество коллективов, играющих в стилях диксиленда, свинга и бибопа.
Who из кто? В попытке объять необъятное следует назвать имена наиболее знаменитых представителей джазовых стилей. В традиционном джазе это оркестры корнетиста Джо Кинга Оливера, кларнетиста Сиднея Беше. Симфоджаз прославил знаменитый «белый» коллектив Поля Уайтмена, свинг – оркестры Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Вуди Германа и Глена Миллера.
О создателях бибопа сказано выше. Хардбоп ассоциируется с саксофонистом Джоном Колтрейном, кул – это Лестер Янг, Стэн Гетц, Джерри Маллиген, Дэйв Брубек, Пол Дезмонд. Боссанову создали Антонио Карлос Жобим, Жоао и Аструд Жильберто. Прогрессив – Стэн Кентон, фриджаз – Орнетт Коулмен.
Трубач Майлз Дэвис, работавший в манерах от хардбопа до джазрока, вместе с саксофонистом Джоном Колтрейном возглавляют модальный (ладовый) джаз. Фьюжн справедливо связан с именами Майлза Дэвиса и Джо Завинула, групп MAHAVISHNU, WEATHER REPORT и SINDICATE. А увлечение востоком не минуло Джона Маклафлина и группу SHAKTI, охватив даже корифеев рока The Beatles.
Сейчас джаз развивается, как ему, свободному, и надлежит, – разнообразно и смело. Сформировались яркие национальные исполнительские и стилевые школы, например, польская. Существует мнение о «некоторой стагнации джазового процесса в США». Однако, по-прежнему центром развития джаза остается Америка, несмотря на яркий расцвет за последние 40-50 лет многочисленных европейских джазовых школ.
Происходит внутриевропейская миграция музыкантов, их переезды из Америки в Европу и наоборот. Например, очень известный авангардный российский клавишник Михаил Альперин (родившийся в украинском Каменец-Подольске), много лет жил в Норвегии, интенсивно сотрудничал с ведущим европейским лейблом ECM; 11 мая этого года он скончался в Осло на 62-м году. А обитающий в Германии Аркадий Шилклопер (в прошлом валторнист Большого театра в Москве) – рекордсмен по количеству участия в западных и постсоветских фестивалях. Саксофонист Ян Гарбарек, по происхождению поляк, родившийся в Норвегии, добился широкого признания в США. А Джо Завинул – уроженец Вены – был одним из ведущих американских клавишников вплоть до смерти в 2007 году.
Где и как учат джазу? Джазовое образование в Европе и США (в отличие от многих учебных заведений Украины, только накапливающих собственный методический и педагогический опыт в этом направлении) поставлено очень качественно, и играть джаз можно научиться в большинстве европейских и американских специальных учебных заведений, от школ до музыкальных вузов: там он давно считается частью серьезной музыки.
Взаимное движение навстречу джаза и академической музыки началось с момента его рождения. Первые гастроли в начале ХХ в. негритянских бэндов вызвали бурное увлечение молодым музыкальным направлением европейских (и американских, конечно) серьезных композиторов – Дебюсси, Сати, Равеля, Стравинского, Шостаковича, Прокофьева, Гершвина и др. Одновременно негритянские музыканты-слухачи одолевали нотную грамоту, и сегодня нет джазмена, не владеющего ею. Теперь джазу системно, по разработанным методикам учат на соответствующих факультетах большинства американских и европейских музыкальных вузов. Углубление процесса вовлечения академической музыки в джазовые орбиты сегодня очевидно. И это не может не радовать. Современная музыка – конгломерат национальных и стилевых средств всех регионов и эпох.
Где теперь играют джаз? Космополитизм джаза привел к возникновению в мире неисчислимого количества национальных и международных джазовых фестивалей самого разного уровня. Наиболее именитые из них – Монтрё (Швейцария), Фестиваль Северного моря (North Sea Jazz, Роттердам), и американские – Ньюпорт и Чикаго.
Отечественные мероприятия пока поскромнее. Размахом отличается разве что Leopolis Jazz Fest. Среди прочих – киевская «Єдність», «Джаз-карнавал» в Одессе (теперь – Odessa JazzFest ) и детский фест в пригороде Южном, в Крыму – «Джаз-Коктебель», в связи с аннексией перебравшийся под Одессу. Во Львове еще проходят фестивали «Джаз без…» и «Флюгери Львова». Есть криворожский, черкасский, черновицкий, винницкий и другие фестивали.
На свете имеется множество звукозаписывающих больших и малых компаний (лейблов). Ежегодно, вот уже 60 лет подряд, с 1958 года в США присуждается премия GRAMMY Американской академии звукозаписи, охватывающая все жанры, практикующиеся в сфере рекординга. От оперы до альтернативной музыки, рэпа, джаза и поп-музыки. Их очень много, но начиная с 2012 года, число категорий сократилось со 108 до 78.
Украинская джазовая школа находится на этапе формирования, поисков. Можно смело утверждать об отдельных ярких музыкантах и коллективах в плане их концертной, исполнительской деятельности, делающих карьеру на стандартах, иногда на собственной музыке. Но говорить о нашем национальном интонационном стиле в этой музыке пока рановато, его еще не много. Пробел будет заполнен, когда отечественное интонационное мышление станет у наших джазменов естественной компонентой. Впрочем, не страшен и «общемировой», так сказать, космополитический джаз. Поскольку, как в любом ином виде искусства, главное – самобытность, яркость, непохожесть на других.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].