Лоббизм по-европейски: образцы и перспективы

Лоббизм по-европейски: образцы и перспективы

Как этот опыт может использовать Украина

Цей матеріал також доступний українською
Лоббизм по-европейски: образцы и перспективы
Фото Shutterstock

В Украине термин «лоббизм», или «лоббирование», часто воспринимается в негативном контексте. Украинцы привыкли к тому, что лоббировать свои интересы перед ключевыми структурами, которые принимают окончательные решения, касающиеся определенных процессов в нашем государстве, по-настоящему могут только «приближенные» к этим структурам, такие себе протеже. Хотя с интеграцией Украины в Европу подход к пониманию сути лоббизма меняется.

В Европе лоббизм носит позитивный характер и имеет целью улучшение стандартов жизни всего общества. Это происходит через донесение проблем и информации о практическом применении законодательства структурами, ответственными за принятие и исполнение этого законодательства.

Так, в Европейском союзе давно существуют отлаженные механизмы лоббирования  сотрудничества между гражданским обществом и законодательными структурами Европейского союза. На официальном уровне там создан реестр прозрачности Европейской комиссии, куда любая организация Европы может внести свои данные, чтобы получать уведомления об открытии того или иного вопроса будущего законодательства ЕС. Затем эта организация может заполнить соответствующую форму на сайте комиссии и с ее помощью донести свою позицию по поводу проекта законодательного акта структурам ЕС.

Таким образом, вопреки распространенному мнению о закрытости и бюрократичности Еврокомиссии, эта организация настолько открыта, что консультируется с общественностью по правовым актам, которые она принимает. Она позволяет стейкхолдерам (тем, кого затрагивают данные правовые акты) не только реагировать постфактум, но и участвовать в правотворчестве, то есть влиять на те или иные правовые нормы еще в процессе их создания. И это все происходит прозрачно и инклюзивно с помощью четко прописанного механизма с участием всего европейского общества.

К примеру, в Брюсселе такие формы по вопросам, которые могут касаться Украины, заполняет организация Промоут Юкрейн (Promote Ukraine). Так, в 2015 году эта НПО приняла участие в консультациях по так называемой Blue Card Directive (об условиях въезда и резиденции граждан третьих государств с целью трудоустройства высокообразованных кадров), а в настоящее время открыты консультации на тему законодательства ЕС по легальной миграции граждан третьих стран.

Благодаря прямым отношениям с гражданским обществом ЕС повышает стандарты в различных сферах своей деятельности и таким образом, улучшает качество жизни граждан Европы.

Более того, поскольку ЕС хочет взаимопонимания со своими партнерами – третьими государствами, он предлагает им имплементировать схожие механизмы сотрудничества с гражданским обществом.

Одним из инструментов такой имплементации является международная торговля. ЕС против занижения стандартов условий труда и окружающей среды ради привлечения инвестиций как у себя, так и в других странах. Руководящей идеей здесь является как достижение в области прав человека, так и понимание того, что мы живем на одной планете, где природные катастрофы не заканчиваются на границах того или иного государства.

Поэтому определенный механизм лоббирования гражданами третьих стран вопросов, влияющих на их международный бизнес и на сферу деятельности общественных организаций (условия труда, окружающей среды, благополучие животных и т. д.), создан в рамках торговых соглашений ЕС с разными странами – Кореей, Канадой, Украиной, странами Латинской Америки и др. Речь идет о разделах этих соглашений об устойчивом развитии, где предусмотрено создание консультативных групп двух сторон каждого соглашения  (одна группа – в ЕС и одна – в соответствующем государстве-партнере). Таким образом создаются условия для гражданского общества, чтобы оно могло поставить те или иные вопросы в повестку дня переговоров соответствующего правительства с ЕС, а затем и оказать определенное давление на свое правительство.

Такие группы начали создаваться с 2012 года. За это время проведено 36 встреч таких групп с Еврокомиссией.

В ЕС роль организатора и координатора встреч выполняет Европейский экономический и социальный комитет. Комитет обеспечивает, чтобы все участники групп со стороны ЕС вовремя получали обновленную информацию, а во время встречи организует синхронный перевод, если этого требует ситуация. На днях там состоялась первая совместная встреча всех представителей всех групп со стороны ЕС. Представители гражданского общества и Еврокомиссии говорили о том, что уже достигнуто на данный момент и что может быть сделано лучше.

Сандра Галлина, директор департамента торговли ЕК, сообщила также, что ЕС должен принимать во внимание, что из-за нехватки ресурсов и недостаточного понимания целей данного механизма лоббирования в третьих странах, включая Украину, такие консультативные группы создаются и работают не так отлажено как в ЕС. По ее мнению, государства должны прислушиваться к гражданскому обществу и включать представителей общественных организаций в консультативные группы, особенно тех, кто изъявляет желание в этом участвовать. В свою очередь эти организации должны проявлять инициативу и обращаться в соответствующие органы государства Украина, например в Минэкономики, для предоставления информации о создании и деятельности консультативных групп.

Это откроет перед гражданским обществом больше перспектив для продвижения вопросов, которые необходимо решать для улучшения качества жизни в соответствующих странах.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате