Топ-5 новаций для разрешения налоговых споров в суде
Согласно проекту нового Кодекса административного судопроизводства Украины

В настоящее время ведется активная работа по реформированию судебной системы. Потребность в этом связана прежде всего с изменениями, которые были внесены в прошлом году в раздел «Правосудие» Конституции Украины, а также с необходимостью формирования правовой базы для работы нового Верховного Суда. Одним из ключевых этапов реформы является принятие новых редакций процессуальных кодексов (законопроект президента Украины № 6232). Этот документ был принят Верховной Радой в первом чтении в конце июня. А значит, по завершении парламентских каникул депутаты должны вернуться к его рассмотрению.
Предлагаем вашему вниманию пять самых ярких новелл проекта Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины в контексте решения налоговых споров.
Новелла 1: «электронный суд»
Планируется постепенный переход к так называемому электронному суду, философия которого предусматривает:
- подачу процессуальных документов, включая исковые заявления, в электронной форме (подписанных цифровой электронной подписью);
- направление судом участникам процесса процессуальных документов в электронной форме;
- переход к электронной форме материалов дела, пересылка материалов дела между судами различных инстанций в электронной форме.
Для воплощения этой системы в жизнь на первом этапе вводится:
- Обязанность адвокатов, субъектов властных полномочий, государственных и коммунальных предприятий зарегистрировать свои официальные электронные адреса в единой информационной системе судебной власти. Для других участников регистрация является добровольной. После регистрации официальной электронной почты все документы из суда направляются участнику на этот электронный адрес. Бумажную копию процессуального документа тоже можно получить, но только по отдельному заявлению.
- 20%-ная скидка для уплаты судебного сбора при подаче процессуальных документов в электронной форме. В налоговых спорах на большие суммы такая экономия может быть существенной и действительно эффективно стимулировать участников процесса использовать электронные формы документов.
Новелла 2: акцент на подготовительное производство
Ни для кого не секрет, что сегодня подготовительное производство является своего рода профанацией. Судьи, как правило, в ходе него не проводят никаких существенных мероприятий по подготовке к судебному процессу. Предварительные судебные заседания назначаются достаточно редко. Как следствие, реальная работа по делу начинается уже на этапе судебного разбирательства, которое, в свою очередь, затягивается, а потому не является эффективным.
Законопроект предлагает в корне изменить ситуацию, исходя из принципа: «основательная подготовка – залог успеха».
Все главные процессуальные действия должны проводиться именно на стадии подготовительного производства. В частности, предполагается, что на этой стадии выполняются следующие действия:
- Обязательно проводится подготовительное судебное заседание (исключением является рассмотрение дела в порядке упрощенного производства).
- Рассматриваются заявления и ходатайства сторон, в том числе назначаются экспертизы, вызываются свидетели или истребуются доказательства. Суд не рассматривает на этапе рассмотрения дела по существу заявления и ходатайства сторон, которые без уважительных причин не были заявлены в подготовительном производстве.
- Стороны уточняют иск. Изменение предмета, основания иска и даже увеличение и уменьшение размера исковых требований на этапе рассмотрения дела по существу не допускаются.
- Рассматриваются заявленные отводы.
- Осуществляется обмен процессуальными документами между сторонами.
Таким образом, на этапе подготовительного производства будет выполняться основной массив процессуальних действий. На этапе рассмотрения дела по существу суду остается заслушать короткие объяснения сторон, исследовать доказательства, провести судебные дебаты и принять решение.
Новелла 3: новый подход к определению сроков рассмотрения дел
Авторы законопроекта предлагают новый подход к определению сроков рассмотрения дела. Сроки станут более продолжительными, чем сейчас, но и более контролируемыми по соблюдению.
Общий срок для рассмотрения дела в суде первой инстанции будет составлять 90 дней против сегодняшнего одного месяца. Учитывая повышение значения подготовительного производства «по-новому», 60 из этих 90 дней отводится на подготовительное производство и 30 дней – на рассмотрение дела по существу.
Общий срок рассмотрения дела в судах апелляционной и кассационной инстанций составит 60 дней при обжаловании решений и 30 дней при обжаловании определений. Напоминаем, что сейчас срок рассмотрения дел судами апелляционной и кассационной инстанций составляет один месяц и не зависит от вида обжалуемого судебного решения.
Надеемся, что распространенной на сегодня ситуации, когда суд «заходит» в письменное производство и не решает дело месяцами, уже не будет.
Новелла 4: предотвращение злоупотребления процессуальными правами
Законопроектом предусмотрены меры борьбы со злоупотреблением процессуальными правами. В качестве подобного злоупотребления может, например, рассматриваться затягивание или препятствование рассмотрению дела; подача «исков-клонов» и искусственное объединение исковых требований для того, чтобы дело попало в «нужный» суд и/или к «нужному» судье.
Первое и главное следствие выявления факта злоупотребления процессуальными правами – отказ в удовлетворении соответствующего ходатайства или заявления. Дополнительными негативными последствиями могут быть: наложение судебных расходов независимо от результатов рассмотрения дела; дисциплинарная ответственность адвокатов и должностных лиц субъектов властных полномочий; применение мер процессуального принуждения, например штрафа.
Законопроектом предусмотрены и определенные превентивные меры, направленные против злоупотребления процессуальными правами. Так, с целью предотвращения подачи «исков-клонов» предусмотрено новое требование к тексту искового заявления: письменное подтверждение истца о неподаче им аналогичных исков.
Новелла 5: полное возмещение затрат на профессиональную юридическую помощь
Предполагается полное возмещение затрат на юридическую помощь за счет стороны, проигравшей налоговый спор.
Законодательно определенный предельный размер компенсации расходов на профессиональную юридическую помощь отменяется. Вместо него вводится критерий «соразмерности». То есть, взимая расходы на юридическую помощь, суд может ограничить их размер, если эти расходы не являются соразмерными с ценой иска, сложностью дела, объемом предоставленных юридических услуг и другими критериями.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.