Новые слова на букву «S»: к чему готовиться миноритариям
Как в украинском правовом поле отныне регулируется процедура принудительной продажи акций миноритарных акционеров владельцу доминирующего контрольного пакета

Сегодня один из самых актуальных вопросов для Украины – привлечение инвестиций. Работа над созданием привлекательных условий для инвестирования ведется по многим направлениям. Одним из таких примеров является сфера корпоративного права, во исполнение договоренностей с Европейским союзом по приведению в соответствие украинского законодательства. Впервые в украинском правовом поле появилась процедура принудительной продажи акций миноритарных акционеров владельцу доминирующего контрольного пакета (squeeze-out).
В начале лета президент Украины подписал закон, который положил начало созданию процедуры принудительной продажи и выкупа акций акционерных обществ.
Внесенные изменения предусматривают право акционера при приобретении 95% акций общества направить требование об обязательной продаже акций другими акционерами (squeeze-out), а также право миноритарных акционеров направить требование акционеру, который приобрел 95% акций по обязательному выкупу акций (sell-out). Внесенные изменения помогут упорядочить акции общества в случае смены собственника доминирующего контрольного пакета, а также уравнять права и одинаково защитить интересы как мажоритарных, так и миноритарных акционеров. Рассмотрим описанные процедуры подробно.
Акционер, который стал владельцем пакета акций не менее 95% от их общего количества, имеет право принудительно выкупить акции миноритарных акционеров. Для этого ему нужно открыть счет условного хранения (эскроу) и направить требование обществу на осуществление такого выкупа. Конечными бенефициарами этого счета являются миноритарные собственники. Цена акций формируется исходя из стоимости, по которой был приобретен доминирующий контрольный пакет.
Что касается процедуры sell-out, то миноритарному акционерную для реализации права на выкуп акций, необходимо обратиться к обществу с требованием об осуществлении такого выкупа. Цена формируется таким же образом, что и для процедуры squeeze-out. Расчет осуществляется в денежной форме.
Стоит отметить, что законодателем ограничен срок осуществления как squeeze-out, так и sell-out – не более 90 дней. Отсчет начинается с момента принятия решения о реализации права на обязательный выкуп/продажу акций и до приобретения в собственность акций миноритарных акционеров.
Предложенные процедуры в перспективе позволят значительно улучшить инвестиционный климат и уменьшить количество инструментов недобросовестных акционеров для блокировки хозяйственной деятельности обществ.
Однако существуют определенные нерешенные вопросы, на которые неоднократно обращалось внимание при обсуждении законопроекта.
Среди таких проблемных моментов – срок, в течение которого мажоритарный акционер может снять принадлежащие ему средства с эксроу-счета. Средства будут храниться и обслуживаться банком в течение трех лет – именно за это время необходимо получить плату за выкуп акций. А вот что будет со средствами по истечении этого срока – вопрос открыт и законом не урегулирован. Например, мажоритарный акционер осуществил принудительный выкуп акций миноритариев, перечислив средства на эксроу-счет. По истечению трех лет мажоритарный акционер не обратился в банк для снятия средств. В такой ситуации владелец доминирующего контрольного пакета лишился средств и не получил необходимую часть акций, кроме того, он не может никак повлиять на эту ситуацию.
Также не понятны мотивы предоставления права акционерам на внесение изменений в устав общества о запрете применения queeze-out и sell-out, что фактически позволяет игнорировать внесенные изменения. При условии внесения соответствующих положений в устав, касающихся определения цены и порядка расчета, акционеры могут решать эти вопросы по своему усмотрению, игнорируя положения законодательства.
Кроме того, без внимания осталась проблема выкупа акций умерших, которые все еще учитываются как действующие акционеры. Безусловно, средства за выкуп акций можно перечислить наследникам. Однако это можно сделать только при условии принятия наследства. А вот что делать, когда даже сами наследники не знают о существующих корпоративные права – неизвестно. При этом акционеры ограничены в своем праве на получение акций, а наследники – в получении средств за акции.
Описанные недостатки необходимо исправлять путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Так, для урегулирования вопроса по эскроу-счету в Законе Украины «Об акционерных обществах» необходимо предусмотреть право мажоритарного акционера после окончания срока хранения обратиться в банк, чтобы снять неиспользованные средства. Что касается выкупа акций, принадлежавших умершим лицам, необходимо предусмотреть порядок включения средств с эскроу-счета, открытого на умершего человека, в наследство. Это позволит внести указанные средства в наследство и наследникам их получить.
Суммируя все вышеизложенное, необходимо отметить, что в целом принятые изменения являются положительными, а возможные недостатки и несогласованности будут дорабатываться в процессе применения введенных норм на практике.
Материал подготовлен в соавторстве с адвокатом Андреем Ярмольским -
руководителем юридического блока ООО «Инвестмент Сервис Юкрейн»
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.