Как возродить речную логистику

Как возродить речную логистику

И сформировать разумную конкуренцию железной дороге и автодорогам

Цей текст також доступний українською
Как возродить речную логистику
Фото: Нибулон

В Украине в настоящее время более 80% всех грузов перевозит «Укрзализныця». Но уже через несколько лет грузоотправителям придется искать альтернативу железнодорожному транспорту. И приведет это не только к повышению тарифов, но и к крупным инфраструктурным проблемам и росту дефицита подвижного состава «Укрзализныци».

Между тем уже 10 лет СП «Нибулон» инвестирует в речную логистику: строит элеваторы, собственный флот и развивает судоходство по рекам. У предприятия более 10 речных элеваторов и собственная верфь, где оно строит суда для перевозок.

Все это дает компании отличные возможности стать влиятельным игроком, от которого будет зависеть весь рынок речной логистики. В колонке для Mind гендиректор «Нибулона» Алексей Вадатурский рассказал, что мешает развитию речных перевозок, как собирается решать эти проблемы компания и сколько денег на это она намерена потратить.

За последние 20 лет общий дедвейт грузового флота Украины уменьшился примерно в 14 раз. В 2016 году он составил 0,45 млн тонн, а в 1993-м этот показатель был равен 6,3 млн тонн. За годы независимости эксплуатационная длина речных судоходных путей общего пользования, по данным Государственной службы статистики Украины, сократилась с 4000 км до 1569 км. Фактически каждый год пропадало по 100 км. С судоходной карты Украины буквально стирались целые реки. Причальные сооружения не известно кому принадлежат, и чтобы узаконить их цивилизованным путем, необходимо будет пройти не один круг бюрократического ада.

Як відродити річкову логістику
Фото «Нибулон»

В целом на сегодня речные перевозки дороже, чем железнодорожные, а по многим пунктам они не конкурируют и с автомобильными. Сегодня транспортная инфраструктура Украины подчинена интересам Укрзализныци и портов Большой Одессы. В стране ничего не делается, чтобы развитие речных перевозок было приоритетным. Нигде в Европе нет акцизного налога (сбора) на топливо, используемое водным транспортом. Нигде в мире нет платежей за прохождение шлюзов и разведение мостов, а также рентной платы за специальное использование водных ресурсов. А в Украине все это есть. К тому же у нас необоснованно завышены портовые, канальные, корабельные и другие сборы и нерационально, неправильно распределяются полученные средства. Например, порты Херсона и Николаева – самые дорогие порты в мире.

Именно поэтому сегодня экономически невыгодно использовать речной флот и речные перевозки, поэтому на Днепре сегодня отсутствуют как грузовые, так и пассажирские перевозки.

Як відродити річкову логістику
Фото «Нибулон»

Мы приняли решение спасти речную логистику. Поставили цель – перевозить 4 млн тонн грузов речным транспортом. Если учитывать, что планируемый объем экспорта компании 6 млн тонн, это означает, что доля перевозок водным транспортом составляет около 70%. Достичь этого показателя планируем в течение двух-трех лет.

Также мы серьезно нацелены и на сегмент пассажирских речных перевозок современными судами. Кстати, всего за несколько месяцев мы уже перевезли более 20 000 пассажиров. В будущем планируем открыть маршруты из Киева до Черного моря, в Турцию, в Болгарию. Для этого проводим реконструкцию приобретенного судостроительного завода, который будет выпускать суда, не уступающие европейским аналогам. Сейчас флот компании насчитывает 60 речных судов. В ближайшие годы наш флот увеличится до 100 единиц.

Як відродити річкову логістику
Фото «Нибулон»

Мы за свой счет выполнили дноуглубительные работы на реке Южный Буг (в Николаевской области), что позволило восстановить судоходство на 134 км этой водной артерии.

Кроме того, инвестируем в проведение дноуглубительных работ на Днепре. На нашем современном судостроительно-судоремонтном заводе (у компании есть собственная верфь. – Mind) завершается строительство земснаряда проекта СДС-15, аналога которому нет в Украине. Он сможет разработать скальные грунты без взрывов на глубине до 4 м и выполнять дноуглубительные работы на глубине до 15 м. Его ориентировочная стоимость – около $7 млн. Это судно будет спущено на воду уже в конце августа текущего года, а в начале октября введено в эксплуатацию. Также для реализации проекта нашей компанией приобретены две самоходные шаланды стоимостью около $3 млн.

Як відродити річкову логістику
Фото «Нибулон»

Реализуя инвестиционную программу, наша компания не только возрождает Днепр и другие реки как транспортные артерии Украины, но и минимизирует движение грузового транспорта с зерном в областные центры: Запорожье, Херсон, Николаев, Черкассы, Киев, а в следующем году – и в город Днепр.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно