Еда отдельно, алкоголь отдельно: почему в ресторане клиенту приносят два чека

Еда отдельно, алкоголь отдельно: почему в ресторане клиенту приносят два чека

Как заведения оплачивают налоги и что нужно изменить

Цей текст також доступний українською
Еда отдельно, алкоголь отдельно: почему в ресторане клиенту приносят два чека
Фото: pixabay.com

На этой неделе экс-замминистра финансов Елена Макеева заявила о том, что рестораны в Украине не уплачивают налоги в достаточном количестве, поэтому следует изменить их подход к налогообложению и работе в принципе. По ее словам, главная проблема состоит в том, что рестораторы работают на условиях ІІ группы плательщиков единого налога, то есть ежемесячно платят 640 грн ЕН + 704 грн ЕСВ. Такие плательщики могут иметь в штате не более 10 человек и оборот – 1,5 млн в год. Соответственно, как высчитала Елена Макеева, при обороте в 1,5 млн предприниматель ежегодно платит в казну 16 128 грн налогов.

На сегодняшний день распространена практика, когда клиенту приносят два чека – отдельно за «кухню» и отдельно – за «бар».  По словам Макеевой, первый – за еду – оплачивается на счет физлица-предпринимателя (ІІ группа ЕН). Второй – на ООО, компанию-владельца лицензии на торговлю подакцизными товарами. Компания кроме акцизов платит еще НДС в размере 20% и налог на прибыль – 18%. В итоге мы получаем ситуацию, в которой законная оптимизация налогов плавно перетекает в фиктивное предпринимательство.

Евгений Олейников, член ЭДК, рассказал Mind, почему так происходит, нужно ли бороться со «схемами» в ресторанном бизнесе и как их теоретически можно победить; а также о том, какова на самом деле главная функция общепита.

Как рестораны платят налоги? Налогообложение общепита в Украине в целом не имеет особой специфики и осуществляется на общих основаниях. При этом владельцы заведений общественного питания разного уровня действительно используют стандартные схемы уменьшения налоговых поступлений путем включения в расчетные цепочки плательщиков единого налога І и II групп.

Такая схема не присуща исключительно общепиту – она абсолютно стандартна для большинства видов деятельности, на которые не накладываются ограничения для применения единого налога. При этом нужно учесть, что само по себе использование ФЛП-единоналожника не является злоупотреблением, если общий оборот заведения за год укладывается в объемы, установленные законом.

Об использовании схемы уклонения можно говорить тогда, когда на одном объекте общепита в течении года используются несколько ФЛП, между которыми распределяется общий оборот. Решение этого вопроса возможно при вменении в обязанность ФЛП-единоналожников вести аппаратный учет доходов.

Все ли чисты перед законом? Проверить честность в соблюдении предпринимателем лимита без кассового аппарата невозможно. Но если вы ходите часто в один и тот же ресторан, то обратите внимание, как часто имя предпринимателя (СПД) будет меняться. Объяснение простое: один СПД выбирает лимит – сразу появляется другой СПД.

Применение кассового аппарата (РРО) обязательно только в случае торговли подакцизными товарами (алкоголь, сигареты), а также в случае, если годовая выручка превышает 1 млн грн. При этом, будучи на ІІ группе единого налога, нельзя торговать подакцизными товарами. Поэтому под одной крышей формально размещаются два бизнеса: ООО торгует алкоголем, а СПД – готовит/подает еду. 1 млн грн в год (365 дней) – это не более 2739 грн в день.

Почему так происходит? При среднем чеке в 400 грн, чтобы уложится в «миллионный» лимит, заведение ежедневно может обслужить не больше шести-семи посетителей. Будет ли собственник содержать ресторан с такой низкой посещаемостью? Конечно же, нет. Аренда помещения, оборудования, закупка продуктов и оплата труда сотрудников – это немалые затраты. Бизнес должен быть рентабельным, а иначе зачем его вести?

Позиция фискальной службы, которая категорически настаивает на том, чтобы такой учет велся исключительно с помощью специальных ЭККА, и отвергает любые альтернативные варианты, (например, специальные приложения в смартфонах) привела к тому, что решение этого вопроса фактически заблокировано, поскольку ФЛП категорически против ЭККА (справедливо опасаясь неправомерного административного давления фискальных органов), а фискальная служба не согласна на любые другие альтернативы.

Как победить «схемы»? Для уменьшения использования «схем» необходимо, чтобы фискальная служба определилась со своими приоритетами – увеличение налоговых поступлений или же расширение возможностей давления на бизнес (в том числе – ресторанный) за счет сплошного внедрения ЭККА. Кроме того, чисто фискальный подход к ресторанному бизнесу демонстрирует отсутствие у его авторов стратегического видения развития национальной экономики, а именно – понимания роли и места культуры приготовления пищи в формировании туристического облика Украины.

На кого работают рестораны? В условиях, когда традиционные отрасли экономики, завязанные на добывающую промышленность и сферу первичной переработки полезных ископаемых, демонстрируют спад, а традиционные рынки сбыта промышленной продукции доступны очень ограниченно, именно туристическая сфера способна стать одним из новых драйверов экономического роста.

Причем этот рост будет обусловлен как непосредственными поступлениями средств от туристов, так и формированием общего позитивного облика Украины как страны, способной представить качественную и относительно недорогую продукцию и услуги. Именно через знакомство с Украиной будет закладываться фундамент и для инвестиций, и для позитивного восприятия украинских товаров на европейском рынке (так же, как это произошло в свое время с ныне всемирно известными французскими, испанскими, греческими деликатесами).

Так же следует помнить, что на сегодняшний день европейский подход к малому и среднему бизнесу (каковым, в отличие от транснациональных гигантов вроде «Макдональдса», и являются преимущественно предприятия сферы общепита в Украине) заключается в том, что их основной функцией является не пополнение бюджета, а снятие с него социальной нагрузки за счет самозанятости предпринимателей и создания ими рабочих мест. Именно этот эффект от сферы общественного питания будет определяющим для экономики в обозримом будущем.

Если же говорить о фискальной функции, то, до того как требовать повышения налоговых выплат, государству следовало бы продемонстрировать радикальное повышение эффективности использования уже имеющихся ресурсов – и это стало бы лучшей мотивацией для бизнеса (причем не только ресторанного) платить больше налогов.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно