Не учли: что думает бизнес о «весне реформ»
И на что следует обратить внимание чиновникам

В начале 2018 года Владимир Гройсман анонсировал новую повестку дня реформ – пакет из 35 законопроектов, принятие которых должно создать условия для качественного экономического роста. По словам премьера, фокус работы надо направить на пять приоритетных направлений. Это обеспечение доступа к государственным ресурсам бизнеса; дерегуляция, улучшение бизнес-климата и упрощение ведения бизнеса в стране; обеспечение защиты прав бизнеса, а также облегчение доступа к финансированию и поощрение инноваций.
В Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) ознакомились с перечнем задач, которые премьер-министр подготовил на рассмотрение народных депутатов, и провели собственный опрос индустрий – какие законопроекты сейчас для них являются критическими и какие инициативы должны быть реализованы в ближайшее время. Светлана Михайловская, заместитель директора Европейской Бизнес Ассоциации, специально для Mind комментирует результаты этого исследования.
Какие задачи поставило перед собой правительство? Прежде всего следует отметить, что в перечне от Кабинета министров есть ряд важных для бизнеса изменений и поддержка многих приоритетов адвокационной деятельности ЕБА, анонсированных еще в прошлом году. В частности, можно отметить такие вопросы, над которыми уже давно работают эксперты ассоциации и которые наконец получили должное внимание правительства:
- внедрение института Уполномоченного экономического оператора;
- принятие Закона о создании Службы финансовых расследований/Национального бюро финансовой безопасности;
- упрощение процедуры применения регистраторов расчетных операций;
- рассмотрение законопроектов, которые будут способствовать развитию сферы безналичных платежей (№2287, №4658);
- единое окно на таможне.
Что чиновники не учли? Чиновникам следует обратить внимание на вопросы, не вошедшие в данный перечень. Например, бизнес имеет определенные технические замечания к законопроекту №7270 относительно электронных денег, предусматривающий введение Реестра платежной инфраструктуры вместо уже существующего реестра платежных систем. Необходимо предусмотреть автоматический перенос данных со старого реестра в новый, ведь не понятно, нужно ли будет повторно проходить процедуру регистрации. Кроме того, законопроектом предоставляется право платежным организациям открывать текущие и корреспондентские счета, но не понятно, будут ли на них распространяться те же требования, что и для банков (в части финансового мониторинга, подачи отчетности, участия в Фонде гарантирования вкладов).
Ниже – несколько очень важных и ожидаемых бизнес-сообществом законопроектов и инициатив, не вошедших в данный перечень правительства. В перечень ЕБА вошли не только законопроекты, но и задачи для Кабинета министров. Итак, имеем общий список основных задач для парламента и правительства.
- Решение логистических проблем, в частности, таких как регулярный дефицит и непрозрачная система распределения вагонов и полувагонов.
- Разработка и принятие нового Кодекса Украины о недрах.
- Принятие рамочного проекта закона «О валюте».
- Принятие в целом проекта Трудового кодекса Украины.
- Обеспечение предотвращения прерывания лечения пациентов при закупках лекарств по национальному перечню основных лекарственных средств и региональным программам, а также усиление публичности по отношению к проработке вопросов о выборе лекарств для финансирования их закупок за средства государственного и местных бюджетов; создание необходимых гайдлайны для включения лекарств в национальный перечень на 2019 год.
- Дальнейшее совершенствование программы реимбурсации с привлечением профессионального сообщества; установление и опубликование четких критериев конечного выбора нозологий и ИНН для стратегического развития программы.
- Отмена требования предоставлять подтверждение регистрации в стране производства как основания для ввоза незарегистрированных пестицидов для государственных испытаний – принятие проекта закона №6606.
- Содействие отклонению проектов законов №4835, №4835-р, №4836, №4837, №3198, №3199 и №6602, как не решающих проблемы обращения с отходами в Украине комплексно.
- Определение стратегических направлений развития деревообрабатывающей промышленности в Украине.
- Обеспечение проведения с учетом лучшей мировой практики национальной инвентаризации лесного фонда Украины.
- Гармонизация процесса регистрации кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов согласно стандартам ЕС (утверждение соответствующего приказа Министерства аграрной политики и продовольствия Украины и внесения изменений в закон «О ветеринарной медицине»).
- Содействие отклонению проекта закона «Покупай украинское, плати украинцам» №7206.
- Снижение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда (например, путем отмены привязки базы начисления ЕСВ к размеру минимальной заработной платы).
Будем надеяться, что правительство и парламент прислушаются к запросам от бизнеса и рассмотрят вышеуказанные пункты быстрее. Продолжаем и в дальнейшем вместе работать над бизнес-климатом страны, воплощать реформы и драйвить быстрый экономический рост.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.