Нет «черного» и «белого»: как выбрать между инхаус- и аутсорс-командой
В чем основные преимущества и недостатки каждого из вариантов

Не только у начинающих, но и у опытных предпринимателей при формировании штата сотрудников часто возникает вопрос: «Что лучше: создавать свою команду или воспользоваться услугами на аутсорсе?». Он может появиться на любом этапе жизнедеятельности компании: с момента появления идеи о собственном бизнесе до самого активного этапа развития. Хотя на каждом из этих этапов потребности разные. На этот вопрос нет однозначного ответа. Валерия Ионан, основатель и управляющий партнер группы компаний Quadrate 28 Corp., поясняет для Mind основные сильные и слабые стороны каждой из организационных моделей работы.
На начальном этапе для компании важно, чтобы ей правильно помогли создать бизнес-план, а также – защитить его перед инвестором, разработать концепцию бизнеса и стратегию развития, маркетинга, продаж. А еще – сформировать команду с нуля, обучить ее, чтобы были рядом во время тестового запуска, помогли найти допущенные ошибки и разобраться в них, усовершенствоваться и поехать дальше.
В то время как уже у более «взрослых» компаний запросы совершенно другие – рано или поздно приходит период интенсивного роста и масштабирования. Владельцу надо больше времени уделять вопросам стратегического характера и постепенно уходить из операционной работы, при этом сделав это так, чтобы процессы не упали, не пострадало качество продукта или услуг.
Это касается всех видов услуг: финансы, маркетинг, продажи, юриспруденция. В некоторых случаях, даже производства.
Что же выбрать и в чем разница? Давайте рассмотрим варианты:
Вариант 1
Собирать инхаус-команду, начиная с одного специалиста, постепенно увеличивая число сотрудников и разделяя функционал. Со временем передавать им ответственность за всю операционную деятельность направления.
Вариант 2
Отдавать часть работы фрилансерам или приглашать специалистов на проектную работу.
Вариант 3
Найти партнера на постоянной основе на аутсорсе.
Инхаус-услуги
Преимущества:
команда, которая представляет только вашу компанию, и вы точно знаете, что все свои 40, а то и больше рабочих часов в неделю она отдает именно вашей компании;
вы самостоятельно принимаете решение о подключении каждого конкретного члена вашей команды (сами создаете команду);
команда работает в офисе, и вы всегда можете контролировать процесс, в любую минуту
имеете четкие рычаги влияния на каждого, самостоятельно устанавливая уровень заработной платы и определяя нефинансовую мотивацию – то есть создаете «правила игры» и организационную культуру компании.
Недостатки:
вы не всегда знаете, как выбрать хорошего специалиста (маркетолога/финансиста/бизнес-аналитика/рекрутера и др.) в компанию, как ставить задачи отделу, как контролировать и как на самом деле измерять его эффективность;
вы потратите более полугода, если не больше, на формирование команды, и затем еще столько же на обучение и/или адаптацию;
большая команда инхаус – это всегда риски для работодателя.
Создать рабочую группу, приглашая на проектную работу фрилансеров:
Преимущества:
можно «подключить» и «выключить», когда необходимо.
Недостатки:
сложно контролировать;
нет полной уверенности в соблюдении дедлайнов и получении необходимого результата.
Аутсорс
Преимущества:
не нужно тратить время на подбор команды, за вас уже подумали и собрали пул специалистов (кстати, в среднем, для того, чтобы найти человека на executive позицию, в среднем бизнесе тратят от 1 до 3 месяцев, затем еще 1,5 месяца на адаптацию и еще около 6 месяцев на формирование команды);
команда уже готова и дорожит своей репутацией, следовательно – заинтересована в достижении лучшего возможного результата;
есть история достижений уже этой конкретной команды, не требуется времени для того, чтобы она демонстрировала сплоченность;
договор может быть расторгнут практически в любой момент, что снижает риски со стороны клиента;
стоимость такая же или иногда даже ниже, чем содержание инхаус-команды.
Недостатки:
команда на постоянной связи, но удаленно.
Список не исчерпывающий, и в каждом из вариантов можно найти бесконечное число «плюсов» и «минусов». При выборе любого из них, очень важно еще раз соизмерить свои реальные потребности и цели, а также постараться не завышать свои ожидания, ведь даже лучшие команды в мире тоже допускают ошибки.
Главное – не наличие ошибок, а то, как команда их признает и решает. Допускайте возможность влияния «человеческого фактора» и имейте про запас планы «А», «Б» и «В».
Ваш выбор в пользу инхаус-услуги или аутсорсинга должен в первую очередь покрывать ваш самый основной запрос и проблему – грамотное распределение задач/ресурсов и создание комфортных условий для развития вашего проекта.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.