«МаскиШоуСтоп – 2»: появились новые возможности закрыть дело

«МаскиШоуСтоп – 2»: появились новые возможности закрыть дело

Взгляд глазами адвокатов

Цей текст також доступний українською
«МаскиШоуСтоп – 2»: появились новые возможности закрыть дело
Фото: pixabay

Несколько дней назад незаметно для большинства адвокатов вступил в силу закон № 2548-VIII, более известный как закон «МаскиШоуСтоп-2». Теперь есть две новых возможности закрыть дело с участием главного фигуранта. Подробнее о них специально для Mind рассказывают юрист Роман Лиходед и адвокат Ксения Проконова, партнер Практики управления конфликтами ЮК Juscutum.

  1. При окончании сроков расследования

Предусматривает обращение с ходатайством к следственному судье при соблюдении двух условий: с момента открытия производства прошли установленные сроки (12 месяцев для преступлений небольшой и средней тяжести, 18 месяцев для тяжких и особо тяжких преступлений) и есть процессуальный статус. Основной критерий формальный – сроки прошли или не прошли. Однако удовлетворение ходатайства – право следственного судьи, не обязанность. В любом случае, скорее всего, судья автоматически получит широкую известность и в адвокатских, и прокурорских кругах.

  1. Если новое дело возбуждено по событию, которое уже было расследовано и закрыто ранее

Вариант 2 – обжаловать следственному судье отказ (постановление) следователя или прокурора в удовлетворении Вашего ходатайства о закрытии производства. То есть, три основных стадии: подача следователю ходатайство о закрытии производства – получение отказа в удовлетворении – обжалование следственному судье. Если версия «виновен», вероятнее, цепочка удлинится обжалованием бездействия при отсутствии ответа следователя.

Это основное. На первый взгляд все просто, но дьявол кроется в деталях.

Закон существенным образом меняет понимание института следственного судьи, его основной функции – судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лица в уголовном производстве. У следственного судьи появляется возможность закрыть производство, основываясь просто на формальных основаниях – сроки и т.п. Раньше следственные судьи не вникали в вопросы всего уголовного производства, занимаясь своим узким направлениями работы – мера пресечения, возврат имущества и тому подобное «веселье». Эти изменения должны значительно дисциплинировать прокуратуру, для которой соблюдение процессуальных сроков никогда не было сильной стороной.

Еще при оценке законопроекта Главное научно-экспертное управление ВРУ резонно заметило, что окончание общего срока досудебного расследования не может являться критерием для закрытия дела. Это соображение было отвергнуто, что на руку стороне защиты.

Ускорение расследования – цель благая, но мало какой судья пойдет на положительное решение без изучения материалов уголовного производства. Даже при наличии формальных оснований судьи будут брать во внимание, продлен ли срок досудебного обжалования. Пойдет ли судья на закрытие производства и снятие ареста со счетов компаний, через которые, возможно, отмывались средства, не зная продолжено ли оно?

Важную роль играют процессуальные аспекты: УПК не раскрывает детально права и обязанности «другого лица» – новеллы закона «Маски шоу-стоп», сроки расследования преступления и предварительную квалификацию. Вызвали на допрос, пришло «требование» по статье 93 УПК о предоставлении документов, в офисе прошел обыск и т.д.? Вы – лицо, относительно которого или имущества которого проводились процессуальные действия. Работать придется в новом, сомнительного качества, статусе.

Расследовано ли аналогичное событие – это вопрос толкования, а значит, субъективный. Повторность, продолжительность, характер событий и т.д. – дискуссионный момент в каждой конкретной ситуации. Это основание может сыграть и злую шутку. Когда инициатором уголовного производства являетесь вы, бездействием в расследовании первичного заявления можно оправдать дальнейшим бездействие по повторному или дополнительному. Аналогия деяния – площадка для работы следователя и прокурора. Именно им решать, является ли производство аналогичным.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно