Возглавить трансформацию: 4 ключевых тенденции в менеджменте крупных организаций
В чем феномен экспоненциальных компаний и как следует мотивировать сотрудников

Первые месяцы года – время рефлексии, постановки целей на будущее и изменений. Некоторые из них так или иначе связаны с управлением большими организациями в условиях постоянного движения вперед. Разрушаются стандартные модели бизнеса, управления, все используют слова «disruption» (инновации, которые меняют ценности на рынке) и «digital natives» (цифровое поколение). Вице-президент по инжинирингу GlobalLogic Юлия Дубовая рассказала Mind о том, какие тенденции пришли в управление большими организациями в 2019 году.
Миссия бизнеса. Любому бизнесу необходима цель, или, как принято сейчас говорить, миссия. Она должна быть достаточно амбициозной, но не фантастической, и призвана «заводить» людей, работающих для ее выполнения. Если миссия вашего бизнеса − результат длительного брейншторминга маркетологов и фасилитаторов-консультантов, то вряд ли она будет «заводить».
Вот примеры отличных миссий, которые ведут за собой сотни и тысячи сотрудников: Google – «организовать всю мировую информацию», Coca-Cola – «Освежить мир разумом, телом и духом».
Не бойтесь глобальных миссий, которые влияют на миллионы людей. Во времена интернета, соцсетей и всевозможных платформ социального взаимодействия любой человек и любая компания могут изменить жизнь всего человечества, не говоря уже о возможностях, которые есть у больших организаций.
Четкие и открытые цели. Следующее интересное наблюдение − конкретные цели компании и ее фокус. Очень важно, чтобы цели были четкими, не противоречивыми и понятными каждому человеку, который работает в компании для их достижения. Грубо говоря, если СЕО должен показать акционерам рост 15% и увеличение прибыльности на 5%, то это должно быть трансформировано в конкретные результаты, которые обязана показать каждая линейка бизнеса, далее все это предстоит разложить на тактические действия и объяснить каждому сотруднику каждого подразделения: от Head of R&D до водителя развозки.
Нужно понимать, что цели у всех этих людей разные, и это абсолютно нормально. Это очень важно учитывать при объяснении и постановке задач, но именно эта область часто оказывается очень проблемной именно в больших организациях.
СЕО докладывает на общем собрании о процентах и показателях выручки, а люди хотят повышения зарплаты или должности, дополнительного выходного 31 декабря либо бесплатных курсов повышения квалификации и не понимают, как первое влияет на второе. Объяснить эту связь − задача каждого менеджера на каждом уровне.
Сейчас некоторые компании в Украине переходят на популярную систему постановки целей − OKR (Objective & Key Results), которую используют в Google, Amazon, Intel и других крупных компаниях. Это когда каждый сотрудник в публичном для коллег доступе размещает свои цели на ближайший период, к примеру, на квартал, и потом отчитывается по результатам их выполнения. Такая система помогает согласовать цели между собой, сделать их прозрачными, стимулирует их выполнение и позволяет избежать махинаций. Такой себе ProZorro для бизнеса.
Information-enabled business. Наверняка все слышали о буме таких технологий, как машинное обучение либо искусственный интеллект. Все современные digital-бизнесы основываются на извлечении дополнительной пользы либо так называемого added value из доступной информации. У руководителей крупных организаций уже есть большой объем данных, используя который, можно повысить эффективность работы либо улучшить разрабатываемый продукт или оказываемый сервис.
Вот несколько идей из разных областей бизнеса, которые могут быть релевантны именно вам либо натолкнут на подходящие варианты.
С помощью машинного обучения можно предсказывать пиковую загрузку (в магазине, на складе либо в ресторане) и заранее, приняв дополнительные меры, с ней успешно справляться.
Можно прогнозировать, когда выйдет из строя то или иное оборудование, и делать своевременную замену, не дожидаясь поломки. Еще можно строить оптимальные маршруты для курьеров, такси и решать любую логистическую задачу с учетом предполагаемой дорожной ситуации, объема заказов и количества курьеров (вспомните, как пару месяцев назад вы покупали новогодние подарки).
Можно оптимизировать работу операторов кол-центра, чтобы время ожидания на линии было минимальным, просчитывать оптимальные закупки для сети магазинов либо аптек, чтобы излишки товара не оставались, но и спрос (в том числе пиковый) был удовлетворен.
Можно предлагать персонализированные скидки либо контент, основываясь на личных предпочтениях и исторических данных покупок – это приведет к увеличению прибыли.
В персонализации можно пойти еще дальше – и подсказывать какие-то действия в определенное время. Например, вечером напоминать о звонке родителям, утром предлагать записаться к врачу, если накануне клиент искал описание лекарства в интернете, и так далее.
Если в вашем распоряжении есть какое-то оборудование, то методы машинного обучения помогут подсказать для него правильную рыночную стратегию и позиционирование информации, собранной самим оборудованием и отправленной в общую базу знаний.
В управлении организацией машинное обучение можно использовать для оптимального подбора команды под конкретную задачу, прогнозировать что-либо (выручку, продажи, текучку персонала или необходимые для проекта ресурсы), базируясь на исторических данных и сравнивая свои показатели с доступными рыночными.
Также вполне реально – проводить оценку производительности сотрудников и предлагать кандидатов на повышение и даже на увольнение. Можно и нужно использовать накопленный в предыдущих проектах опыт для оптимального выполнения следующих проектов, то есть «обучать» организацию все более эффективной работе.
Экспоненциальные организации. Новые цифровые бизнесы, которые разрушают классические модели и подходы и растут как на дрожжах, называют экспоненциальными организациями, потому что они поглощают рынки не линейно, а по экспоненте. В чем же их феномен?
Кроме использования информации для оптимизации всех аспектов бизнеса, о котором мы уже говорили, есть и другие отличительные вещи. Одна из них − использование внешних ресурсов для роста. Uber не владеет миллионами машин такси, которые на него работают; Airbnb не владеет недвижимостью по всему миру, которая сдается в аренду, и так далее. Они создали платформы, которые по сути масштабируют себя сами. Однако с этими ребятами все понятно, они сделали свои продукты такими изначально.
А как быть с теми, чьи бизнесы развивались классически и не приспособлены для таких моделей? Рассмотрите возможность использования внешних ресурсов в любом их виде для масштабирования. Это может быть привлечение парт-тайм работников либо фрилансеров на удаленную работу, покупка готовой технологии либо экспертизы, недоступной внутри организации, привлечение внешних продажников за комиссионные и т. д.
Отдельный разговор − модель управления в экспоненциальной организации. Все больше и больше бизнесов отказываются от классических иерархических либо матричных моделей в пользу самоуправления и других «бирюзовых» подходов. Стоит или нет это делать − решать вам. Но принципы, заложенные в современных моделях управления, не нужно недооценивать. Это и поощрение инициативы команд и сотрудников (дайте им возможность делать то, что они хотят), и принятие решений снизу вверх, и даже использование хакатонов для генерации идей новых продуктов.
Мир вокруг меняется, и трансформацию нужно возглавить.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.