Деньги на рельсы: откуда ждать инвестиций в железную дорогу

Деньги на рельсы: откуда ждать инвестиций в железную дорогу

И на что ориентируется потенциальный инвестор

Цей текст також доступний українською
Деньги на рельсы: откуда ждать инвестиций в железную дорогу
Фото: УкрНИИВ

В последнее время на рынке железнодорожных перевозок происходит много интересных событий. В ситуации увеличения затрат на данный тип перевозок, а также существующего дефицита вагонов, все больше частных украинских компаний инвестируют в собственный вагонный парк. Наряду с постоянным уменьшением количества вагонов под управлением АО «Укрзализныця» из-за их критического износа, это привело к увеличению доли частного вагонного парка в общей структуре. Вице-президент компании Capital Times Евгений Кудрицкий рассказал Mind, стоит ли ждать иностранных инвестиций на рынке железнодорожных перевозок Украины и на какие аспекты в первую очередь обращают внимание потенциальные инвесторы. 

Много ли «частников» на рельсах? По некоторым типам вагонов доля частного подвижного состава уже превышает цифры АО «Укрзализныця». В частности, по вагонам-зерновозам и цистернам. А динамика прироста парка полувагонов предрекает подобную ситуацию уже к концу 2019 года.

Если говорить о таком показателе, как «рабочий парк», то «частники» уже давно перешагнули объемы национального оператора. Наглядным примером стала ситуация с вагонами-зерновозами – только за последний год, по состоянию на март 2019 года, частный бизнес нарастил собственный  подвижной состав почти на 5000 вагонов, а АО «Укрзализныця» сократила их количество более чем на 1000 вагонов.

Одной из причин такого роста являются активные инвестиции в вагоны-зерновозы крупных отечественных агрохолдингов. В первую очередь эти шаги направлены на развитие собственной транспортной безопасности и уменьшение зависимости от третьих сторон.

Подобными инвестициями, например, недавно отметилась компания «Астарта», которая, как и многие другие игроки, инвестировала в покупку 130 новых вагонов-зерновозов. А вот компания «Кернел» пошла другим путем –  в феврале 2019 года она объявила о громкой M&A, в результате которой была приобретена компания «РТК-Украина», владеющая почти 3000 вагонами-зерновозами на момент сделки.

Как ведут себя на рынке «сервисные» компании? Трансформации также происходит и в компаниях, которые специализируются непосредственно на предоставлении услуг железнодорожных перевозок и транспортном обслуживании. В 2018 году было объявлено о еще одном значительном поглощении – инвестиционная группа ICU стала владельцем компании «Трансгарант-Украина», которая управляла 3000 единиц подвижного состава.

Большие планы по развитию данного направления существуют и у Группы ТАС Сергея Тигипко. Компания собирается увеличить свой вагонный парк до 10 000 вагонов с нынешних 1200 в течении 5–7 лет, а одним из вариантов реализации их стратегии может быть привлечение иностранного партнера. 

Придут ли новые инвестиции? Несмотря на многие сложности и проблемы в отрасли, рынок железнодорожных перевозок Украины остается достаточно привлекательным для новых инвестиций. На примере агросектора, аналитические агентства и международные институты сходятся во мнении, что нам стоит ожидать стабильного роста производства и экспорта зерновых на ближайшие годы. Так, МВФ прогнозирует по результатам сезона 2018/19 рекордные 69,8 и 44,5 млн тонн соответственно (61,9 и 41,9 млн тонн в сезоне 2017/18).

Из-за либерализации внутреннего рынкаа также достаточно высокой доходности этого бизнеса,  очень вероятным является приход иностранных игроков на рынок железнодорожных перевозок Украины, обладающих дешевым финансовым ресурсом и возможностями для долгосрочного развития. На сейчас мы знаем несколько иностранных «стратегов», которые активно изучают данный вопрос.

Что привлечет инвестора? С большой долей вероятности подобные компании будут искать местного партнера с пониманием особенностей рынка Украины. В выигрышной позиции будут те, кто готов к подобному сотрудничеству и высоким стандартам партнера. Наличие положительной бизнес-репутации, контракты с клиентами, которые обеспечат грузопоток, понятная юридическая структура компании и готовность к полноценному due diligence со стороны будущего партнера станут большими преимуществами для местных игроков. Тот, кто сможет привлечь такого инвестора, окажется в выигрышной ситуации и получит возможность  развиваться быстрее других.  

Какие еще средства можно привлечь? Для тех компаний, которые хотели бы развиваться самостоятельно, существует несколько дополнительных вариантов финансирования собственной программы развития. Наряду с услугами лизинговых компаний в Украине действует немало международных финансовых институтов, которые являются доступным вариантом дешевого финансирования для наших компаний. Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и другие организации готовы рассматривать выделение средств на покупку нового подвижного состава.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно