Уроки увеличения прибыли: как «Укрзализныця» зарабатывает на бизнесе
Как новый порядок перевозок позволил поднять тарифы на 20%

24 июня все региональные филиалы «Укрзализныци» получили из головного офиса письмо, в котором утвержден новый порядок перевозок растительных масел (Mind располагает копией документа). Возить пищевое масло можно будет только в специализированных цистернах, тем, у кого таких вагонов не окажется, возить масло не запретят, но за перевозку придется платить на 20% больше.
Mind попросил Андрея Кириковича, генерального директора логистической компании «Амадеус Марин», которая занимается транспортировкой растительных масел, рассказать, что означают такие нововведения и как они отразятся на рынке.
Кроме того, Mind направил запрос в УЗ с просьбой объяснить указанное повышение тарифов. На момент публикации материала ответа от госперевозчика пока не поступало.
Что это значит? По сути – повышение тарифов. Но для такого повышения УЗ не нужно проходить согласования в Мининфраструктуры и Кабинете министров. Это внутреннее распоряжение руководства железной дороги, в котором прописываются новые требования к перевозкам в цистернах. В частности, цистерны должны получить специализацию «пищевого вагона». Если этого не сделать, то за перевозку в цистернах нужно будет платить на 20% больше, чем сейчас. В УЗ теперь говорят, что обслуживание перевозок в неспециализированных цистернах железной дороге обходится дороже, чем в специализированных, пищевых, потому что для таких перевозок железной дороге нужно создавать особые условия.


Про особые условия. На самом деле никаких дополнительных услуг и особых условий собственник цистерны не получает. Особый порядок для перевозки наливных грузов есть только у грузов бензиновой и химической номенклатуры, то есть грузов опасных. Для перевозки грузов пищевой, неопасной, номенклатуры достаточно, чтобы у цистерны был универсальный сливной прибор. Такие цистерны можно использовать на железных дорогах наших соседей – в Молдове, Беларуси, Польше. Там никто не требует дополнительной специализации вагона. Решение о том, в какой цистерне перевозить масло принимает владелец груза.
Владелец груза/оператор вагонов обязан соблюдать нормы и правила погрузки. Так было и в Украине до недавнего времени.
Как устроен рынок. У нашей компании в собственности 53 цистерны (все они «пищевые»), в пиковый период в управлении – до 500 вагонов. Всего на рынке около 6000 цистерн, которые перевозят растительное масло, из них пищевую специализацию, о которой говорят в УЗ, имеют не более 500. Отдельно стоит сказать, что у производителей растительных масел в собственности цистерны, которые перевозят указанные масла, не имея признака «П», о котором говорит УЗ.
Про специализацию вагонов. Приведение вагонов в соответствие с выдвинутыми требованиями приведет к серьезным финансовым затратам, а по сути ничего в самом вагоне или процессе перевозки не изменит. Особо цинично выглядит так называемый переходной период, предоставленный УЗ после многочисленных попыток отрасли отменить данную норму. Все вагоны – почти 6000 – должны быть приведены в соответствие до 20 июля, то есть меньше чем за месяц. Но дело не только в сроках. Решение о переводе вагона в ту или иную специализацию принимает Совет по железнодорожному транспорту государств – участников содружества, который заседает по своему регламенту.
Первое заседание уже было, второе – в августе. Так что мы при любых вариантах не успеваем получить необходимую специализацию для своих вагонов в указанные УЗ сроки.
О последствиях. Очевидно, что «Укрзализныця» не рассчитывает на то, что все вагоны будут с измененной специализацией в указанный срок, а это значит, что участники перевозного процесса будут вынуждены платить 20% сверх тарифа. В среднем это увеличит стоимость перевозки в одной цистерне на 70 грн за 1 тонну. Учитывая объемы перевозок растительного масла по железной дороге (около 2,5 млн тонн в год) – это ощутимые затраты для наших клиентов. Это при том, что и без 20%-го повышения тарифы на перевозку масла – одни из самых высоких.
В отличии от аграриев, которые возят зерно, производители масла не смогут быстро найти альтернативу железнодорожному транспорту: для перевозок масла по рекам и дорогам нужна инфраструктура, которой в Украине нет. Автотранспорт применим на таких расстояниях только с превышением допустимой нормы загрузки.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.