Старт нового энергорынка: от чего будет зависеть стоимость электроэнергии
Спецпроект
Реформа энергорынка
Проект реализует Mind при поддержке энергетической компании ДТЭК

Старт нового энергорынка: от чего будет зависеть стоимость электроэнергии

О механизмах продажи э/э и их практическом применении

Этот материал также доступен на украинском
Старт нового энергорынка: от чего будет зависеть стоимость электроэнергии

С сегодняшнего дня, 1 июля 2019 года, в Украине заработал новый рынок электроэнергии, цель которого – создать здоровую конкуренцию в отрасли, дать возможность зайти на рынок новым игрокам (поставщикам и инвесторам), не увеличивая при этом цену на электроэнергию для населения. Об этом говорится в соответствующем законе «О рынке электрической энергии», который был принят в 2017 году. По приблизительным подсчетам, после введения рынка экспорт электроэнергии к 2030 году возрастет в четыре раза.

О том, как отныне будет работать энергорынок, рассказал Mind партнер ЮФ «Антика», заместитель председателя комитета по вопросам энергетики, нефти и газа Ассоциации юристов Украины (АЮУ) Александр Буртовый.

Готов ли отечественный энергорынок работать по-новому?

Ограниченное количество производителей электроэнергии, «ручной режим» ценообразования привели к серьезным искажениям на рынке: в частности, стоимость тепловой генерации у нас выше, чем в Европе, а стоимость атомной, наоборот, ниже. Действенный способ изменить ситуацию на отечественном энергорынке –  ввести специальные меры по усилению конкуренции, а также рыночные механизмы прежде всего беспрепятственного импорта электроэнергии (э/э) и свободного доступа новых производителей. Кроме того, реформа энергетического рынка была одним из обязательств Украины перед Европейским союзом и условием для получения финансовой помощи.

Первый шаг к запуску нового рынка электроэнергии был сделан 13 апреля 2017 года, когда Верховная Рада приняла закон «О рынке электрической энергии». Им предусмотрены различные механизмы купли-продажи э/э:

  • двусторонние договоры – это рынок, где электроэнергия покупается по долгосрочным и двусторонними контрактами. Их заключают напрямую производители (генерирующие компании) и потребители э/э;
  • рынок «на сутки вперед» – рынок с периодом покрытия – следующие сутки, на котором все сделки согласовываются с оператором системы передачи и проводятся за день до периода покрытия;
  • внутрисуточный рынок – рынок, на котором осуществляется торговля э/э в течение суток после заключения всех договоров на рынке «на сутки вперед».

Ранее монополистами по поставке электричества были облэнерго. Они выкупали произведенную электроэнергию и по регулируемому тарифу поставляли ее потребителям. Стоит отметить, что существовал небольшой список игроков, которые покупали и поставляли произведенную э/э по нерегулируемому тарифу. Оплату от потребителей облэнерго передавали «Энергорыноку», после чего эти средства распределялись между производителями и оператором сетей «Укрэнерго».

В результате  реформы энергорынка с 1 января 2019 года произошло разделение функций, которые до недавнего времени осуществляли облэнерго, а именно: за облэнерго, как собственниками сетей, осталась функция распределения э/э, тогда как поставлять электроэнергию имеют право компании, которые получили соответствующую лицензию. С 1 июля вводится новый рынок электроэнергии, где э/э продается-покупается на основании соответствующего договора с поставщиком. При этом потребители электроэнергии должны иметь заключенные договоры с операторами систем распределения или передачи. Поэтому потребители – как предприятия, так и частные лица – смогут выбирать себе поставщика.

Как должен работать новый энергорынок?

По новым правилам, стоимость электроэнергии будет зависеть от объемов потребления, графиков расчета, платежной дисциплины и времени суток, в которое потребляется э/э. В пиковые часы тариф будет выше, ночью – ниже. Тарифные изменения, вводимые с 1 июля, прежде всего коснутся промышленных потребителей.

Чтобы защитиь население от роста тарифов, Кабинет министров 5 июня 2019 года принял Положение о возложении специальных обязанностей на участников рынка электрической энергии для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии. Согласно этому документу, на государственные компании «Укргидроэнерго» и «Энергоатом» возлагается специальная обязанность (ПСО): 60% энергии, произведенной на атомных электростанциях, и 20% энергии, сгенерированной гидроэлектростанциями, с 1 июля продавать по ценам ниже тарифа для бытовых потребителей. Остальные 20% так называемый поставщик универсальных услуг, который отвечает за обеспечение населения электроэнергией, должен закупать на открытом рынке. Это положение будет действовать до 31 декабря 2020 года.

22 мая Кабинет министров принял устав двух государственных компаний, созданных на базе «Энергорынока», которые должны обеспечить стабильность рынка электроэнергии: «Оператор рынка» и «Гарантированный покупатель». «Оператор рынка» будет обеспечивать функционирование рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка, а также осуществлять организацию купли-продажи электрической энергии для суток поставки на основании лицензии. «Гарантированный покупатель» будет выкупать электроэнергию у объектов возобновляемых источников энергии по гарантированным государством ценам и обеспечивать ее реализацию.

Состояние подготовки к запуску рынка

Готов ли энергетический рынок Украины работать по-новому? Да. Для этого уже сделано немало. Но есть еще важные вопросы, которые до сих пор остаются открытыми.

В частности:

  • не утверждена процедура сертификации и мониторинга единиц генерации, которые являются участниками рынка вспомогательных услуг – рынка, на котором энергокомпании смогут предоставлять (продавать) оператору системы передачи вспомогательные услуги для обеспечения стабильного энергоснабжения. К примеру, для регулирования частоты тока и др.;
  • до сих пор нет утвержденного порядка проведения электронных аукционов по двусторонним договорам, которые позволили бы государственным генерирующим предприятиям (свыше 65% баланса Украины) присоединиться к этому сегменту рынка;
  • необходимо продумать механизм, который бы при применении ПСО сделал невозможным манипулирование данными по потреблению со стороны поставщика универсальных услуг и операторов системы распределения;
  • необходимо разработать и внедрить подзаконную нормативно-правовую базу, которая предусмотрена законом «О рынке электрической энергии».

Надеемся, что для корректировки этих и других моментов понадобится немного времени, и рынок электроэнергии Украины сможет действительно заработать по-новому.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате