Возьмут больше: как повлияет на защиту бизнеса рост админштрафов разрешительных органов
О том, как будут работать утвержденные Радой изменения в КоАП и кого будут штрафовать в разрешительных органах

Верховная Рада утвердила изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП), которыми, среди прочего, увеличены размеры штрафов для должностных лиц разрешительных органов за неправомерные действия или бездействие в процессе выдачи бизнесу документов разрешительного характера. Кроме того, документ предусматривает и расширение оснований для привлечения таких лиц к ответственности.
О том, насколько действенными будут эти законодательные изменения и сможет ли бизнес защитить свои права и привлечь к ответственности должностных лиц разрешительных органов, рассказал Mind адвокат АО «AVER LEX» Иван Осколков.
Верховная Рада 3 октября 2019 года приняла законопроект «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях об усилении защиты субъектов хозяйствования от неправомерных действий или бездействия разрешительных органов» (№ 0889). В пояснительной записке к законопроекту указано, что его целью является усиление административной ответственности должностных лиц разрешительных органов за нарушение требований законодательства в вопросах выдачи документов разрешительного характера (ст. 166-10 КоАП).
Для этого предусмотрено два пути:
- увеличение количества оснований для привлечения к административной ответственности;
- увеличение суммы штрафа до 850–1700 грн (с предыдущих 510–850 грн). А за повторное – до 1700–2550 грн (с предыдущих 850–1190 грн).
Как упростили законопроект до голосования
Может сложиться впечатление о действенном усилении ответственности лиц разрешительных органов, если они будут нарушать требования законодательства о выдаче документов разрешительного характера. Особенно учитывая тот факт, что предыдущие штрафные санкции были приняты еще в 2011 году. Но, к сожалению, сама процедура привлечения к ответственности осталась без изменений.
Сначала законопроектом предлагалась максимально упрощенная процедура привлечения к ответственности. Предполагалось, что рассматривать дела о неправомерных действиях или бездействии разрешительных органов и применять санкции будет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности. И еще было предложение предоставить объединениям граждан полномочия составлять протоколы о таких административных правонарушениях.
Но в редакции законопроекта, который был принят Верховной Радой, эти условия отсутствуют, а рассмотрение дел об административных правонарушениях осталось в компетенции суда.
Как суды ищут черную кошку в темной комнате
Если проанализировать уже существующие решения по аналогичным делам, то чаще всего суды:
- либо отправляют материалы на дооформление;
- либо закрывают производство в связи с окончанием срока наложения административного взыскания;
-
либо закрывают производство за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Несколько примеров
По результатам рассмотрения Приморский районный суд Одессы, возвращая материалы о привлечении к административной ответственности, отметил, что в приложениях к протоколу об административном правонарушении содержатся нечитабельные копии ответа начальника ГУ Гоструда в Одесской области об отказе в получении разрешения и заявления на получение разрешения.
По результатам рассмотрения другого дела Хмельницкий горрайонный суд Хмельницкой области, закрывая производство из-за отсутствия в действиях лица состава правонарушения, установил, что никакого отношения заместитель председателя Хмельницкой областной государственной администрации к рассмотрению спорных документов не имел, документы ему так же, как и акт о проведении проверки по вопросам разрешительного характера, не предоставлялись, поэтому никаких решений он не принимал.
Получается, что нормы о привлечении к ответственности за нарушение выдачи документов разрешительного характера есть, но доказать вину фактически невозможно из-за отсутствия надлежащим образом составленного протокола, каких-либо документов, подтверждающих вину лица, или же из-за некомпетентности того, кто составлял протокол об административном правонарушения.
О желании законодателей и реальности
Мы все же попытались найти решение судов о привлечении к ответственности и взыскании штрафа. Их очень мало, но такие есть. Например, в 2008 году Ивано-Франковский городской суд Ивано-Франковской области признал лицо виновным в совершении административного правонарушения и взыскал штраф в размере 340 грн, а в 2014-м Суворовский районный суд Херсона признал лицо виновным в совершении административного правонарушения и наложил штраф в размере 510 грн.
Таким образом, ст. 166-10 КоАП фактически является мертвой, а принятый законопроект – лишь попыткой усилить защиту субъектов хозяйствования от неправомерных действий или бездействия разрешительных органов, поскольку вряд ли расширение оснований для привлечения к административной ответственности и условное увеличение штрафов может каким-то образом компенсировать отсутствие реального механизма привлечения виновного лица к ответственности.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.