Свободная касса: встанут ли ФЛП в очередь за РРО
Что не так с новым законодательством о кассовых расчетах

Законы о применении регистраторов расчетных операций (РРО) физлицами-предпринимателями (ФЛП) и о кешбеке были официально опубликованы в газете «Голос України» 19 октября. Среди прочего, документами предусмотрено введение программных РРО в дополнение к классическим, что обеспечит предпринимателям возможность выбрать кассовый аппарат в зависимости от потребностей и финансовых возможностей.
В то же время новое законодательство расширяет перечень предпринимателей – плательщиков единого налога, обязанных выдавать кассовые чеки. В частности, РРО вводятся для упрощенцев, продающих свои товары или услуги через интернет, а также для тех, кто занимается продажей лекарств, предоставляет услуги в сфере здравоохранения и т. д.
Как указанные законы будут работать на практике и что не предусмотрели законодатели, рассказал Mind советник председателя правления банка «Фамильный» Игорь Дядюра.
Президент подписал законы 128-IX и 129-IX «о детенизации», уже вызвавшие протесты предпринимателей по всей Украине.
Почему так получилось? Что в законах не так ли? Почему депутаты рассказывают, как все правильно сделано, а поддерживают эти «правильные действия» только те, кто поддерживает любые решения власти, особенно – решения налоговиков?
Давайте разберемся, есть ли в этих законах вообще хоть что-то положительное и что с ними не так.
О положительных нововведениях
Главный позитив в случае успешной реализации требований закона 128-IX ощутит тот бизнес, который должен был использовать РРО и раньше. В Украине работает более 300 000 «традиционных» РРО. Это целый сектор бизнеса с производителями, поставщиками, сервисными центрами, логистикой, проверками, где вращаются огромные деньги, миллиарды. Кроме прямых материальных затрат, РРО – еще и очень «проверкоёмкая» тема, любимая налоговиками.
Теперь можно будет использовать программные РРО, а не покупать дорогие (5000–15 000 грн, в зависимости от модели) устройства, внесенные в государственный реестр. Кроме того, не нужно будет платить за их обслуживание каждого 150–350 грн ежемесячно.
Также сняты некоторые «проверкоёмкие» вопросы, но не все.
Важным плюсом является то, что теперь можно выдавать «электронный чек». Это важно для интернет-торговли, перевода средств, и просто удобно, к тому же сохраняет леса.
Для защиты информации можно использовать технологию НБУ, ранее единственно разрешенную, электронную подпись, другие предусмотренные законодательством способы. Это полезная технологическая новация, которая позволит внедрять более гибкие решения.
Технологии идут вперед, и требования к РРО 15–20- летней давности, все это – «встроенные часы с отдельными батарейками», «бумажные пломбирования», «записи в книгах проверок», одна единственная технология защиты данных – требовало изменений давно, и в этой части закон 128-IX является прогрессивным и полезным.
На этом положительное, к сожалению, заканчивается.
Что не предусмотрели законодатели
Главным негативом является значительное расширение сферы применения под предлогом «теперь же есть программные простые РРО», при том что никаких программных РРО нет – ничего не внедрено.
Несмотря на заявления о «полной готовности», на самом деле ни понятного рабочего API (программного интерфейса, который позволяет сторонним разработчикам писать программы для собственных нужд или в коммерческих целях), ни программы – нет.
То, что размещено на сайте Государственной налоговой службы и позиционируется как полноценная программа для регистрации чеков – это нефункциональная «заглушка» с кучей ошибок и нарушений действующего законодательства.
В частности, это касается системы хранения секретного ключа квалифицированной электронной подписи в файловой памяти устройства.
Работа над обновлением программного обеспечения (ПО) и над созданием «нормального» описания интерфейса, если и ведется, то непрозрачно и секретно, что порождает в обществе справедливое возмущение. Подливают масла в огонь и неосторожные заявления депутатов о том, что программные РРО будут платными. Такие заявления никто не опровергает.
При отсутствии готового протестированного решения и при наличии всех проблем, которые еще стоят перед программными РРО, без практических результатов, а только на обещаниях, что «все будет классно», власть приняла решение о расширении сферы применения. На тех, кто выбрал упрощенную систему для того, чтобы не видеть налоговика.
К тому же «расширение на ФЛП» сделали, оставив даже для программных РРО кучу штрафов, например за «неподанную отчетность по РРО», несоответствие кассы на 10% минимальной зарплаты (около 400 грн). В свою очередь «отсутствие предварительного программирования товаров в РРО» практически невозможно выполнить при наличии сотен, тысяч наименований товаров, ведь «готовое решение на сайте» не имеет такого функционала вообще. Кроме того, «непредоставление налоговикам документов на товар» является противоречием, ведь ФЛП не должны вести первичный учет вообще, и т. д.
Эта главная «ошибка» сопровождается целым рядом других:
- так и не определено корректно, какие чеки, кто, где и когда выдает при интернет-торговле, наложенном платеже, самообслуживании, других услугах, отличных от «купил в магазине и получил чек на кассе»;
- так и осталась норма, что платеж банковской картой – это наличная операция, и необходимо выдавать чек. Хотя для «детенизации» достаточно банковской выписки со счета, которая доступна для налоговой, но цель «наставить РРО и проверять, проверять», очевидно, победила здравый смысл.
Чтобы не было совсем скучно, в эти же законы законодатель добавил так называемый кешбек. Это «ноу-хау» не работает нигде в мире, а у нас выписано так, что не обеспечивает реального контроля, и это признают даже сами депутаты, а проблем предпринимателям создает целую кучу.
Прежде всего теперь с проверкой к упрощенцам налоговики смогут ходить хоть каждый день – «по обращению покупателя».
Подчеркиваю, налоговая не делает это так, как ее просят и как это работает в мире, «контрольной закупкой». Пришел, купил, получил чек, чек зарегистрированный и правильный – все, проверка проведена. Но нет, налоговая хочет проверять первичный учет, движение товаров, отчетность по РРО, и всю эту ненужную предпринимателю «писанину», ведь всегда найдется «нечеткая подпись» у человека, который работает сам на себя без профессиональных юристов и бухгалтеров.
Проблему проверок не решают и «моратории». Ведь, если введен «мораторий», то для чего вообще было огород городить?
Достигается ли цель введения этих изменений
И вот мы подходим к вопросу «А для чего все это было?».
Когда спрашиваешь чиновников, или слушаешь их выступления, можно услышать десятки самых экзотических версий. Давайте рассмотрим главные три.
Первая и главная – «крупный бизнес работает через ФЛП».
Здесь нужно согласиться, ведь явление приобрело системный масштаб. Заказываешь в большом магазине технику, книги и другие товары (заказ – на тысячи гривен) привозит... ФЛП. Нет не то что чека – нет ни одного нормального документа. Что-то на принтере напечатано, ни подписи, ни штампа – ничего. Покупаешь летний премиум-абонемент в крупной сети фитнес-центров – платишь 14 000 грн физлицу-предпринимателю. Абонемент дают, услуга предоставляется. Разве так должно быть?
Но поможет ли здесь чек? Даже на увеличенному лимите будет «один ФЛП продал 100 абонементов, давайте следующего ФЛП». Все чеки будут легальны. Налоговая все будет видеть. И смартфон привезет ФЛП с правильным чеком. У большого бизнеса хватит и бухгалтеров, и юристов все бумажки для квази-ФЛП сделать правильно и аккуратно.
А значит, чек никак не борется с «крупным бизнесом, который использует ФЛП».
Для решения этой проблемы нужны другие механизмы, возможно, другие законы. Цель не достигнута, при этом создается много проблем для людей, которые никаким «схематозом» не занимаются.
Вторая проблема – ФЛП «прячут лимит».
Здесь чеки также ничем не помогут, пока лимиты будут директивно установлены, а не экономически целесообразны для самого упрощенца. Если устанавливается для торговца-«единщика» годовой лимит по обороту в 1,5 млн грн, то почему удивляет, что он прячет вместо того, чтобы показывать оборот полностью и платить с этого оборота все налоги? Мне всегда казалось, что прозрачность и 5% от 10 млн – это лучше для бюджета, чем тень и 5% от 1 млн.
Если предпринимателю будет удобнее нанять бухгалтера, юриста – а с нашей «сервисной налоговой» иначе никак – и перейти на общую систему, то он это сделает. Без подсказки: «У тебя лимит».
Чеки никак не помогают в существующем варианте, со всеми этими «предварительное программирование» и «отчетностями по РРО».
Необходимо через чеки контролировать лимит? Для этого достаточно простого чека с датой, временем, местом продажи, фискальным номером и суммой оплаты.
Но вводятся эти изменения не ради наполнения бюджета и страны, я для «проверок». Под разговоры об «упрощении» и «сервисной службе» невероятно усложняется работа предпринимателя.
Третья проблема – контрабанда.
Кто-то рассказал налоговикам, что они «в системе» по чекам ФЛП увидят (как в голливудском блокбастере) на больших плазмах в «командном центре детенизации» движение каждого смартфончика.
Вот заехала в страну фура с техникой, и честные таможенники все правильно растаможили – «мышь не проскочит». Далее начислили НДС и пошлины – все в бюджете. Уставшие честные работники, так же как СБУ и МВД, довольны, получают в кассе свою зарплату, 8000–10000 грн, садятся в свои «лексусы» и едут отдыхать в своих особняках.
А вот пришли посылки международные, полные смартфонов. Все правильно оформлено честными таможенниками, товар поступил в обращение, но «командный центр» продолжает отслеживать, куда делись аппараты.
С этим «отслеживанием» носятся уже несколько лет, а «тень» все чернее и чернее.
Налоговая реальные чеки теряет «пачками» (кейс «Розетки») и не имеет никакой аналитической системы по уже существующей фискализации. А тут вдруг начнется мощная аналитическая работа...
«Сложную технику» вот уже два года должны продавать только с чеками. Однако выдают ли чеки, налоговая не проверяет: «Не хватает людей, у нас всего 300 проверяющих по этой теме на всю Украину». Так и хочется спросить: «Если добавить миллион ФЛП – у вас людей хватит?» Дыры на таможне невозможно латать в магазине (или можно и без чеков, если есть желание).
А значит, ни одна из поставленных целей «чеками» не достигается. Ни одна из трех проблем не решается.
Что делать?
- Корректировать «нормативкой» то, что можно скорректировать. Менять в законе то, что ею не корректируется.
- Правильно выстроить график внедрения: забыть о ФЛП до тех пор, пока не будут нормально работать десятки тысяч удобных и функциональных программных РРО там, где они должны были работать уже давно.
- Урегулировать фискализацию понятными нормами.
- Упростить использование РРО радикально, все эти зет-отчеты и отчетность по РРО должны уже навсегда уйти в прошлое.
- И главное – надо прекратить попытки решить имеющиеся острые проблемы (особенно «дыры» на таможне и ФЛПизацию крупного бизнеса) инструментами, которые не решают эти проблемы. Никак не решают.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.