Взаимное согласование: как бизнесу изменить вид налогообложения

Взаимное согласование: как бизнесу изменить вид налогообложения

Какие возможности предлагает новый законопроект

Цей текст також доступний українською
Взаимное согласование: как бизнесу изменить вид налогообложения
Фото: pixabay

Новая власть снова вернулась к обсуждению старой идеи – налоговой реформы. На этот раз, вероятно, большинство предложенных изменений в законодательство могут быть утверждены и налоговая реформа будет постепенно реализована. Подробно обо всех идеях и планах в этой сфере Mind писал в материале «Удар по карману: какую налоговую реформу запланировала власть».

Среди основных изменений в сфере налогообложения законодатели предлагают ввести новые нормы, в частности, о процедуре взаимного согласования. Что именно будет регулировать новая процедура и как пригодится бизнесу, рассказал Mind юрист KPMG Law Ukraine, адвокат Андрей Качковский.

Законопроект № 1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (НК) предлагает принципиально новую для налогового законодательства Украины процедуру взаимного согласования (ПВС). Она должна стать дополнительным инструментом защиты плательщиков в случае, если действия или решения налоговых органов не соответствуют положениям соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения.

Что имеется в виду под «взаимным согласованием»? Проиллюстрируем примером. В индивидуальной налоговой консультации ГФС Украины в Киеве разъяснила порядок обложения налогом на доходы нерезидентов выплат нерезиденту арендной платы за предоставление в срочное платное пользование кранов. Налоговые органы пришли к выводу, что платежи за пользование промышленным оборудованием и уплату аренды в Польше необходимо рассматривать как роялти и облагать налогом на доходы нерезидентов в Украине по ставке, предусмотренной конвенцией.

Конечно, подобное толкование и потенциальное доначисление налоговых обязательств и штрафов можно обжаловать в суд. Так, суд по соответствующему делу указал, что налоговая ошибочно отождествляет выплаты резиденту Польши за аренду оборудования для производства как «роялти».

Если указанный законопроект примут и процедура взаимного согласования вступит в силу, бизнес будет иметь не только судебный, но и альтернативный путь решения вопроса в подобных ситуациях.

В то же время государство будет обязано обеспечить действенность новых механизмов для реального согласования понятий и терминов, толкование любых положений соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения, квалификации доходов или имущества для целей налогообложения и т. д. А с выполнением явно хороших норм у нас всегда проблемы – подзаконные нормативно-правовые акты часто не принимаются или же толкуют соответствующую норму НК расширено.

Как будет работать процедура взаимного согласования?

Заявление о рассмотрении дела по ПВС сможет подать лицо, считающее, что оно облагается или будет облагаться налогом, который будет противоречить положениям соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения. Вместе с тем лицо имеет право на подачу соответствующего заявления только в случае, если он предусмотрен действующим соглашением (конвенцией).

Законопроект № 1210 предусматривает, что заявление с описанием обстоятельств, свидетельствующих о возможности нарушения прав налогоплательщика, должно быть подано в Министерство финансов Украины до начала или после проведения налоговой проверки (в том числе по вопросам трансфертного ценообразования).

Для первого раза законодатель не определяет срок для обращения с заявлением о рассмотрении дела о процедуре взаимного согласования, а во второй – предполагается сразу два процессуальных срока.

Так, плательщик, обжаловавший результаты налоговой проверки в административном порядке, имеет 10 рабочих дней, исчисляемых с дня получения соответствующего решения, для подачи в Минфин заявления о рассмотрении дела по ПВС. О таких обстоятельствах целесообразно будет также уведомить контролирующий орган, принявший налоговое уведомление-решение. Ведь в случае получения налогового уведомления о поданном заявлении денежные обязательства, о которых в нем говорится, будут считаться несогласованными до дня завершения его рассмотрения или до даты направления уведомления об отказе в принятии такого заявления.

Так, у Минфина будет 60 рабочих дней с момента получения такого заявления для принятия решения о его рассмотрении или отказ в этом.

Если же налоговое уведомление-решение не обжалуется в административном или судебном порядке, а денежное обязательство получило статус согласованного, то плательщик может подать заявление о рассмотрении дела по ПВС в течение 1095 календарных дней с даты согласования такого обязательства.

С чего начинается эта процедура?

После открытия ПВС Минфин должен обратиться в компетентный орган государства, с которым Украина заключила соглашение (конвенцию) об избежании двойного налогообложения (относительно положений которого подано заявление). К консультациям с компетентным органом другой страны в случае необходимости могут быть привлечены представители налогоплательщика.

О результатах проведенных консультаций Минфин уведомляет налогоплательщика и налоговый орган в письменной форме. К сожалению, законопроект не закрепляет срок рассмотрения дела Минфином, что на наш взгляд требует уточнения в следующих редакциях.

Важным условием эффективности данной процедуры является вопрос выполнения налоговым органом решения Минфина, принятого по результатам рассмотрения заявления по ПВС. В этом случае предполагается, что налоговый орган:

  • не имеет права принимать какие-либо решения, которые противоречат договоренностям, достигнутым в рамках ПВУ;
  • обязан обеспечить реализацию достигнутых договоренностей, в том числе путем пересмотра согласованных налоговых обязательств в административном порядке;
  • обязан отменить налоговое уведомление-решение, которое было принято на основании выводов проведенной проверки.

Какие нюансы следует учесть?

Прохождение ПВС исключает возможность обжалования решения налогового органа в административном порядке, но не лишает налогоплательщика права обратиться в суд. В то же время, если налогоплательщик обжалует налоговое уведомление-решение в административном или судебном порядке, одновременно рассматривать дело по ПВС запрещается.

Одним из положительных моментов законопроекта является осуществление рассмотрения заявления Минфином, что дает основания рассчитывать на более объективный подход к спорной ситуации.

Вместе с тем предлагаемые изменения требуют уточнения ключевых вопросов для предупреждения случаев злоупотребления процедурой представителями государственных органов. В частности, необходимо определить общий срок проведения ПВС, отсутствие которого может привести к необоснованно длительному рассмотрению заявления. Сама же процедура взаимного согласования может быть действенным и эффективным механизмом защиты прав и законных интересов налогоплательщика, а также еще одним шагом Украины на пути к успешной интеграции с Европейским союзом.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно