Заболело в мире
13,177,855
Умерло в мире
574,793
Вылечилось в мире
7,303,490
Заболело в Украине
54,771
Умерло в Украине
1,412
Вылечилось в Украине
27,154
Всем стоять: какие сюрпризы для бизнеса таит новый закон об обыске нардепов

Всем стоять: какие сюрпризы для бизнеса таит новый закон об обыске нардепов

Памятка для предпринимателей, к которым нагрянули правоохранители

Этот материал также доступен на украинском
Всем стоять: какие сюрпризы для бизнеса таит новый закон об обыске нардепов
Фото: УНИАН

Верховная Рада в начале октября приняла во втором чтении и в целом закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о совершенствовании отдельных положений уголовного процессуального законодательства (№1009). Позже документ подписал президент Владимир Зеленский.

И хотя новый закон привлек внимание общественности и СМИ, так как регулировал проведение обысков народных депутатов без согласия Верховной Рады, изменения коснутся и бизнеса.

Как новые правила отразятся на предпринимателях и на что им стоит обратить внимание, рассказала Mind адвокат, старший юрист практики по разрешению налоговых споров KPMG Law Ukraine Анна Щенникова.

Начало октября ознаменовалось бурными дискуссиями об изменениях в уголовное процессуальное законодательство (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о совершенствовании отдельных положений уголовного процессуального законодательства»). В частности, были внесены изменения в правила проведения обысков силовиками. Напомним, что в соответствии с нововведениями правоохранители в ходатайствах о проведении обысков должны указывать, какие именно предметы они хотят найти. Во время обыска  обязательным является присутствие адвоката, а следственные действия следует фиксировать с помощью аудио- и видеоаппаратуры.

Наличие уголовной ответственности за преднамеренную неуплату налогов, к сожалению, остается одним из способов давления на бизнес в Украине. Так, органы, которые должны защищать интересы государства и граждан, используют весь спектр прав, предоставленных уголовным процессуальным законодательством, чтобы добавить субъектам хозяйствования работы. И в большинстве случаев – безосновательно. Этот вывод касается большинства так называемых экономических преступлений (ст. 204, 205, 205-1, 209, 212, 212-1, 216, 218-1, 219 Уголовного кодекса Украины и других уголовных преступлений.

По статистике открытых производств по ст. 212 УК Украины «Уклонение от уплаты налогов», только 1 из 10 дел по результатам расследования передается в суд. И только 9% из этих дел заканчиваются приговором. Такие выводы можно сделать на основании данных ГНС и Генеральной прокуратуры Украины.

На практике можно выделить три наиболее значимых вида вмешательства в деятельность бизнеса со стороны правоохранительных органов: обыск, временное изъятие имущества и наложение ареста на имущество. Однако первые два случая могут сильнее повлиять на предпринимательскую деятельность, поэтому разберем их подробнее.

Как не ошибиться во время обыска

Понятно, что обыск – это следственное (розыскное) действие, которое требует максимального внимания со стороны предприятия, а также привлечения адвоката. Следователь, прокурор обязан допустить такого адвоката или представителя к обыску на любом этапе его проведения.

Обыск должен проводиться на основании определения следственного судьи, а определение о разрешении на обыск может быть исполнено только следователем или прокурором.

УПК Украины предусматривает, что обыск жилища или иного владения лица на основании определения следственного судьи должен проходить в то время, когда причиняется наименьший вред обычным занятиям лица, ими владеющего (если только следователь, прокурор не будет считать, что выполнение такого условия может существенно вредить цели обыска ). В то же время необходимо помнить об имеющемся прямом запрете на проведение обыска в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра). Исключением являются ситуации, не терпящие отлагательства, когда задержка в проведении обыска может привести к потере следов уголовного преступления или побегу подозреваемого.

Причина проведения обыска – один из главных вопросов, ответ на который целесообразно получить в начале следственных действий.

Закон обязывает перед началом проведения обыска лицу – собственнику жилья или иного владения, а в его отсутствие – другому присутствующему лицу, предъявить соответствующее определение и предоставить его копию.
Получив такое определение необходимо:
  • сопоставить фамилию лица, которому разрешено провести обыск, с данными предъявленных документов;
  • проверить правильность адреса, указанного в  определении, а также фамилию, имя, отчество лица, которому принадлежит помещение, где проводится обыск;
  • убедиться в силе срока действия определения, который указан, как правило, в его резолютивной части.

На практике важно также записать реквизиты предъявленных документов всех лиц, находящихся на территории предприятия, с указанием их должностей и фамилий. При отказе предъявить документы, об этом необходимо сообщить по телефону 102 и зафиксировать незаконность действий данных лиц. Не лишним будет соответствующее сообщение и на горячую линию МВД Украины, прокуратуры, налоговой службы.

Кроме того, стоит обратить внимание на лиц, которые будут привлечены для проведения этого следственного действия в качестве понятых. Важно также переписать их данные и настаивать в дальнейшем, чтобы эти лица были всегда около должностных лиц при проведении обыска. Крайне редко представители бизнеса используют инструмент подачи ходатайства о замене понятых, если возникло подозрение в их предвзятости.

Лица, в присутствии которых осуществляется обыск, при проведении этого следственного (розыскного) действия имеют право делать заявления, подлежащие занесению в протокол обыска. Второй экземпляр протокола обыска вместе с приложенным к нему описанием изъятых документов и временно изъятых вещей (при наличии) вручается лицу, у которого проведен обыск, а в случае его отсутствия – совершеннолетнему члену его семьи или его представителю. К слову, при проведении обыска на предприятии, в учреждении или организации второй экземпляр протокола вручается руководителю или представителю предприятия, учреждения или организации.

Важно, что обыск жилища или иного владения лица на основании определения следственного судьи в обязательном порядке фиксируется с помощью аудио- и видеозаписи, а значит, не лишним будет воспользоваться своим правом и также осуществлять аудио- и видеофиксацию происходящего.

О правилах изъятия имущества

Довольно часто во время проведения обысков у субъектов хозяйствования изымается имущество и документы. Обычно перечень разыскиваемого имущества или документов, приведен в соответствующем определении следственного судьи. Изъятые вещи и документы, которые не входят в перечень, по которому прямо дано разрешение на отыскание в определении о разрешении на проведение обыска, но не относятся к предметам, которые изъяты законом из обращения, считаются временно изъятым имуществом. Важно помнить, что с 22 февраля 2019 года следователи и прокуроры лишены полномочий изымать компьютерную технику на предприятии или на месте, где осуществляется предпринимательская деятельность.

В то же время временное изъятие электронных информационных систем или их частей, мобильных терминалов систем связи все-таки возможно, «если их предоставление вместе с информацией, которая на них содержится, является необходимым условием проведения экспертного исследования, либо если такие объекты получены в результате совершения уголовного преступления или являются средством либо орудием его совершения, а также если доступ к ним ограничивается их собственником, владельцем либо держателем, или связан с преодолением системы логической защиты» (ст. 168 Уголовного процессуально го кодекса Украины).

Как и в случае обыска, следователь, прокурор, другое уполномоченное должностное лицо во время временного изъятия имущества обязано составить соответствующий протокол, копия которого предоставляется лицу, у которого изъято имущество, или его представителю.

Ходатайство об аресте имущества, которое не было перечислено в определении следственного судьи на обыск, должно быть подано в суд на следующий рабочий день после изъятия. Если же изъято имущество, указанное в определении, то с соответствующим ходатайством орган досудебного расследования должен обратиться в суд в течение 48 часов. В интересах налогоплательщика по истечении указанного срока обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру с просьбой предоставить информацию о наличии ареста, то есть узнать, наложен ли арест на изъятое имущество в установленном законом порядке. Если этот срок пропущен, то прокурор в уголовном производстве обязан вернуть такое имущество лицу, у которого оно было изъято.

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых имущество может быть возвращено:

  • по постановлению прокурора, если он признает такое изъятие имущества безосновательным;
  • по решению следственного судьи или суда, в случае отказа в удовлетворении ходатайства прокурора об аресте этого имущества;
  • в случаях, когда ходатайство следователя, прокурора об аресте временно изъятого имущества подано позднее следующего рабочего дня после изъятия имущества или определение об аресте временно изъятого имущества следственный судья, суд вынес позднее чем через 72 часа со дня поступления в суд соответствующего ходатайства;
  • в случае отмены ареста.

Учитывая сложность процедуры изъятия и особенно возвращения временно изъятого имущества, в частности отмены его ареста, работники правоохранительных органов часто пользуются несовершенством действующего уголовного процессуального законодательства, что приводит к давлению на бизнес – «преследованию ради преследования». Однако против любых незаконных действий может быть использовано противодействие. Главное, вовремя реагировать, помня о вышеуказанных ключевых правах. И не забывать о деталях.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате