E-commerce: как это работает в мире

E-commerce: как это работает в мире

И как украинские IT-компании могут использовать опыт крупных игроков

Этот материал также доступен на украинском
E-commerce: как это работает в мире

Сегодня глобальный рынок электронной коммерции составляет $29 трлн. И это не предел. Повсеместное проникновение интернета, новые технологии и современный стиль жизни стимулируют бизнес развивать онлайн-направления. И не только развивать, но и делать веб-площадки прибыльными.

Однако яркие веб-магазины, технологические приложения или популярные маркетплейсы – это лишь часть айсберга e-commerce. Именно внутренняя начинка и будет определять успешность того или иного онлайн-решения.

О технологических лидерах рынка электронной коммерции и о том, чем их путь развития может быть интересен украинским IT – компаниям, рассказал Mind эксперт компании Astound Commerce Украины Константин Яковчук-Бесараб.

Глобальная экспансия

Ежедневно в мире происходят десятки, сотни или даже тысячи сделок по слиянию и поглощению, но заметными становятся только те, которые известны широкой общественности. Так, в 2016 году Salesforce поглотил Demandware. Хотя эту новость и публиковали некоторые украинские медиа, она не вызвала значительного ажиотажа. Впрочем, именно это событие является важным, если рассматривать его в контексте рынка e-commerce.

По состоянию на 2016 год вклад экосистемы Salesforce в мировой ВВП оценивали в $398 млрд на 11 ключевых рынках компании. По данным Salesforce, более 150 000 компаний различного размера пользуются ее продуктами. В 2018 году Salesforce получила доход в $13 млрд. Основным продуктом компании была и остается система управления взаимодействием с клиентами (customer relationship management system (CRM)). По данным IDC, доля Salesforce на мировом рынке CRM-систем составляет 16,8%.

Demandware (после поглощения – Salesforce Commerce Cloud (SFCC)) является последним пазлом в создании закрытой экосистемы, в которой Salesforce может предложить клиентам полный цикл решений цифровой коммерции.

Компания Oracle – конкурент Salesforce на рынке CRM – имеет такую связь сервисов уже давно, предлагая свою e-commerce платформу Commerce Cloud. Расширяют собственные экосистемы также и SAP (платформа Hybris), и Adobe, которая в 2018-м поглотила Magento Commerce с офисом в Украине. И это далеко не исчерпывающий перечень. Но лучшим в этом бизнесе все же остается Salesforce. Основатель и владелец компании Марк Бениофф часто подчеркивает, что их лидерство стало возможным из-за плохой работы SAP и Oracle с облачными сервисами.

Еще один Марк

О Марке Бениоффе – предпринимателе e-commerce сегмента – практически нет упоминаний в украинской сети. А он интересен тем, что уже в 15-летнем возрасте основал свою первую компанию по созданию и продаже игр для платформы ATARI. Впоследствии Бениофф стал одним из первых евангелистов идеи о Software-as-a-Service (SaaS), которой сейчас уже никого не удивишь. Однако в то время в мире программного обеспечения это была достаточно инновационная технология. Более 13 лет Марк Бениофф занимал руководящие позиции в Oracle, причем в первый год он получил статус лучшего работника, а уже через три года стал вице-президентом компании.

После завершения карьеры в Oracle Бениофф активно интересовался новыми сегментами бизнеса и наткнулся на компанию Siebel Systems по разработке программного обеспечения для автоматизации продаж, которая впоследствии перешла на модель CRM. К тому времени сам основатель Siebel Systems до конца не верил перспективам развития и потребностям бизнеса в SaaS-модели, поэтому Бениофф решил развивать это направление самостоятельно. Более того, в 2005-м Oracle поглотил Siebel Systems, получив более 4000 клиентов и 3,4 млн пользователей CRM.

Salesforce стартовала в 1999 году, а одним из первых инвесторов компании был Ларри Элиссон, соучредитель и СЕО корпорации Oracle.

Чем интересен e-commerce

Мировой рынок электронной коммерции составляет $29 трлн. И если сравнить соотношение продаж традиционных офлайн-каналов к продажам онлайн, то последние продолжают уверенно расти. На сегодняшний день около четверти населения планеты совершают онлайн-покупки. И эту цифру можно и дальше увеличивать, предлагая новинки, стимулируя распродажи или пропагандируя уникальность. Потребление растет несмотря на начало борьбы с overconsumption.

The Global Ecommerce Playbook от Shopify показывает, что, хотя крупнейшими площадками цифровой коммерции являются США и Китай, все же 57% онлайн-покупок совершают пользователи с других рынков. Это можно объяснить наличием e-commerce монополистов, таких как американские Amazon, eBay и китайские Alibaba, AliExpress. Именно свободный доступ к интернет-сети и международная сеть служб доставки создают возможности для глобального развития цифровой коммерции, стирая границы и барьеры.

Упомянутые маркетплейсы помогают продавать онлайн преимущественно малому и среднему бизнесу. Вместе с тем многие ритейлеры с сильными брендами используют кастомизированные энтерпрайз-решения для организации своего онлайн- присутствия и продаж.

При чем тут Demandware

Компания Demandware стартовала как стартап в 2004-м, а уже через восемь лет она вышла на IPO. Изначально Demandware проектировалась как облачная многофункциональная omnichannel-платформа для полного управления веб-магазином от каталога продукции до приема оплат. Основателем этого enterprise-решения является Штефан Шамба, которого считают отцом современного e-commerce. Именно Штефан в 1992 году запустил первый в Европе интернет-магазин с привычными для современного человека функциями – каталог, поиск, корзина, регистрация, чекаут. Он также причастен и к созданию технологических платформ Intershop и NewStore.

Около 85% доходов Demandware получал за счет подписки на свои услуги. Начиная с 2011-го среднегодовой рост количества подписчиков составлял 35%: уже в конце 2014 года платформой пользовались 1143 сайта, а годом позже 1506. Компания демонстрировала здоровый рост. И в 2015-м акции Demandware резко упали из-за ряда факторов: ожидания инвесторов, касающиеся увеличения прибыли не оправдались, общее падение рынка, значительные инвестиции в приобретение и расширение технических возможностей платформы. Все это и стало шагом к слиянию с Salesforce в 2016 году.

Для Salesforce эта сделка выгодна по многим причинам. Во-первых, Demandware Commerce Cloud помог расширить базу клиентов компании, предложив им больше сервисов. Во-вторых, именно это слияние открывает Salesforce возможность конкурировать с такими e-commerce игроками, как Shopify, Amazon и eBay. Последние две компании не только предлагают клиентам программное обеспечение, но и хотят быть платформами с функцией обработки финансовых трансакций.

Чем интересна Украина

Около 20 лет назад в Сан-Франциско трое выходцев из Украины – Илья Виноградский, Игорь Горин, Роман Мартыненко – основали компанию Astound Commerce, специализирующейся на SaaS-решениях для e-commerce. Офис разработки компании изначально находился в Украине.

В 2004 году Astound Commerce стал партнером Demandware (после слияния – Salesforce Commerce Cloud). И уже в 2013-м компания одним из первых технологических интеграторов платформы получила статус Implementation Certified Partner. Программа партнерства предусматривала длительный и сложный процесс анализа и сертификаций на уровне компании и специалистов.

Впоследствии в Украине появились и другие IТ-компании и команды, профилем которых стало сотрудничество с Salesforce. Сегодня их почти 20, но это только заявившие о себе на внешних ресурсах. Однако такой интерес к SaaS-платформам в очередной раз подтверждает многовекторность и наличие совершенно разных профилей деятельности компаний украинского ІТ-бизнеса.

Сейчас Astound Commerce не только продолжает развивать партнерство с Salesforce, но и получила инвестиции от фонда Salesforce Ventures для дальнейшего развития и экспансии бизнеса на новые рынки.

Сегодня есть большой перечень технологических платформ, которые конкурируют не только за рыночную долю, но и за новые бизнесы и сервисы для своего портфолио. Вполне вероятно, что в ближайшее время мы станем свидетелями новых сделок слияния и поглощения в этом сегменте. В конкуренции между платформами победителем останется мировой e-commerce, уровень и качество которого будет только расти за счет совершенствования технологий и появление новых инструментов работы с данными.

SaaS-компании будут продолжать расти, пока будет существовать спрос на их сервисы. И судя по последнему отчету Shopify и перспектив цифровой коммерции, потребность в первоклассных e-commerce решениях и надежных платформах будет расти пропорционально. То же касается и интеграторов CRM-систем.

Украинский ІТ-рынок может занять свое место в экосистеме электронной коммерции. У нас есть успешные кейсы работы с международным бизнесом, есть соответствующие специалисты и необходимые ресурсы. Поэтому уже сегодня стоит следить за рынком технологий в e-commerce, ведь возможно, что уже появились новые потенциальные партнеры, с которыми будет интересно работать украинским IT-компаниям.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате