Бизнес-кейс: чему можно научиться на опыте реформирования ресторана
Какие шаги следует предпринять для повышения эффективности любого бизнеса

Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих собственных, говорит народная мудрость. Это же утверждение справедливо и для бизнеса.
Какой опыт можно получить по результатам реформирования бизнес-процессов в одном ресторане и чему может научиться бизнес на этом примере, рассказал Mind партнер юридической компании ILF Сергей Сильченко.
Как показывает практика, украинские рестораны и кафе иногда что-нибудь да нарушают. Первый опыт сотрудничества ILF и Familia был успешным. Мы помогали ресторану подготовиться к предстоящей проверке Госпотребслужбы. К счастью, в Familia ситуация была управляемой и проверку ресторан прошел блестяще.
В процессе сотрудничества стало очевидным, что часть персонала не до конца осознает важность соблюдения стандартов работы, поэтому не всегда четко понимает свои роли и круг задач, которые ежедневно нужно решать. Это, в свою очередь, приводит к трудностям в общении и сбоям в бизнес-процессах.
Поэтому иногда менеджеры ресторана в лучших традициях украинского национального бизнеса превращались в пожарных, которым приходилось тушить одну проблему за другой.
Четкие договоренности спасут мир
-
стандарты, которым должен соответствовать первоклассный французский ресторан;
-
как мотивировать сотрудников следовать этим стандартам.
Чтобы реализовать на практике сформулированные приоритеты, надо было подготовить ряд необходимых документов, которые мы разработали совместно с нашим клиентом.
- Книга стандартов. Этот базовый документ регулирует технические аспекты деятельности персонала. Он дает юридическую силу технологическим требованиям и правилам. Например, здесь зафиксировано, как долго и в какой упаковке должны храниться полуфабрикаты, как они должны быть промаркированы и т. д.
- Должностные инструкции. Круг обязанностей каждого сотрудника, правила взаимодействия и подчинения. Весь персонал был разделен на три команды: администрация, кухня и зал. В итоге получился не просто формальный документ, который должен лежать на случай проверки, а эффективный и полезный инструмент – жизнеспособная инструкция для каждого члена команды.
- Правила внутреннего трудового распорядка. Этот документ направлен на обеспечение дисциплины труда в ресторане. В нем отражены графики работы, общие обязанности сотрудников, правила поведения в различных ситуациях. Например, здесь закреплены требования обязательного мытья рук после курения, не выходить на улицу в рабочей форме и т. д. Казалось бы, все это очевидно... Но практика показала, что неписаные правила нарушаются гораздо чаще.
- Стандарты внешнего вида. Владелец определил соблюдение этого стандарта как один из приоритетов. В этом документе до мельчайших деталей были отражены все необходимые требования.
Как измерять эффективность
Когда правила были определены, наступила очередь установление KPI (показателей эффективности) для команд и каждого из сотрудников. Этот процесс позволил решить две ключевые задачи.
- Ресторан лишился людей, которые не разделяют общие ценности, тех, кто не был заинтересован следовать правилам и достигать общей цели.
-
Результаты выполнения KPI стали основой для разработки системы мотивации, которая позволила каждому сотруднику управлять своей прибылью, получать бонусы за достигнутые персональные результаты и вовлеченность в достижение целей бизнеса.
Результаты реформы
Разработанные правила стали рабочим инструментом менеджмента и персонала ресторана.
Менеджеры донесли команде новые правила, обсудили, прояснили, сняли лишнюю тревожность сотрудников.
Сам процесс внедрения был полон инсайтов для нас. Работа в новых условиях (а они теперь включают и систему контроля) пролила свет на новые факты в работе ресторана. Например, администратор заметил, что клиенты одного из официантов заказывали заметно меньше вина, чем другие.
Поиски причин этого феномена заключались в том, что молодой работник чувствовал неудобство от того, что не умел обращаться с штопором в совершенстве и стеснялся этого.
Поэтому он пытался предлагать другие напитки, а не вино.
Это стало очевидно только во время постоянного анализа показателей и привлечения его к дискуссии о том, что можно было бы сделать лучше.
Конечно, проблему быстро решили, в том числе привлекая официантов в процесс формирования винной карты с участием профессионального сомелье и постоянного обучения.
Как сделать так, чтобы все работало правильно
- Визуализируйте ваши идеи. Попробуйте четко представить, как вы хотите, чтобы все было устроено. Например: рестораторы могут определить для себя, как они видят формирование заказа – его нужно запоминать или записывать?
-
Проведите сессию стратегического планирования с ключевыми менеджерами. Возможно, есть смысл пригласить принять участие в ней консультантов или модератора. Во время сессии определите перечень ожидаемых результатов и план внедрения изменений.
- Принимайте активное участие в процессе составления юридических документов. Уточняйте, как вы хотите, чтобы этот этап закончился, в чем смысл правил, насколько они реалистичны, можно ли добиться с их помощью ожидаемого результата.
-
Работайте с командой. Просто исполнители вам не помогут, если вы хотите делать действительно классные вещи. Например: повара (сотрудники – для других сфер бизнеса) создают красоту и гастрономические (и не только) шедевры. Официанты – настроение.
-
Оправдывайте ожидания персонала. Сформировав в людях ожидания, обязательно их оправдывайте. Если вы сказали человеку, что он здесь сможет заработать, то он должен зарабатывать. Если сказали, что за это человек будет наказан – его надо именно за это обязательно наказать. Так система сможет начать работать.
И самое главное – помните, что только ваше четко сформированное видение может стать основой для успешного развития бизнеса.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.