Заболело в мире
1,524,375
Умерло в мире
90,057
Вылечилось в мире
340,112
Заболело в Украине
1892
Умерло в Украине
57
Вылечилось в Украине
45
Прибыльный экспорт: есть ли перспективы для украинского бизнеса

Прибыльный экспорт: есть ли перспективы для украинского бизнеса

Как выйти на внешние рынки и какие инструменты стоит использовать

Этот материал также доступен на украинском
Прибыльный экспорт: есть ли перспективы для украинского бизнеса
Фото: Shutterstock

Национальной экспортной стратегией Украины до 2021 года определены 48 стран в фокусе. Торговый представитель Украины Тарас Качка в видео спецпроекту Офиса по продвижению экспорта и Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины отметил, что для Украины сложилась приемлемая ситуация для развития внешнеэкономических торговых связей.

Так, кризис ВТО, стратегическое противостояние стран-лидеров глобальной торговли все больше приводят к децентрализации мировой торговли, открывает возможности наращивания торговых отношений не только уже с постоянными партнерами, но и налаживанию связей с новыми странами.

Как украинскому бизнесу начать экспорт на внешние рынки, а также какие «инструменты» стоит применять предпринимателям для упрощения многих процедур рассказал Mind CEO международного b2b-маркетплейса Tradalaxy Александр Юдицкий.

Согласно данным Государственной службы статистики за январь-ноябрь 2019 экспорт украинских товаров вырос на 6,3% в сравнении с аналогичными показателями прошлого года и составил $46 млрд.

При этом Украина сегодня имеет уже более десяти соглашений о свободной торговле с другими странами. Эти документы упрощают многие вопросы, связанные в частности с таможенными пошлинами, которые зачастую и останавливают бизнесы на пути к экспорту.

Крупнейшая зона свободной торговли в мире (на данный момент) заработала благодаря соглашению между ЕС и Японией, которое вступило в силу в феврале 2019 года. Объемы рынка на этой территории составляют треть мировых объемов ВВП.

Однако уже в июне 2019 стало известно о том, что Евросоюз и страны Меркосур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай) также успешно провели переговоры о создании зоны свободной торговли. Договор называют крупнейшим торговым соглашением, которое когда-либо заключал Евросоюз. Соглашение повысит конкурентоспособность европейских компаний, позволив им экономить до 4 млрд евро в год благодаря отсутствию большинства пошлин.

Мировое сообщество активно развивает международные торговые отношения, позволяя бизнесам разного масштаба уверенно участвовать в экспорте.

Учитывая эти факты украинскому бизнесу также стоит не упускать перспективы выхода на внешние рынки и получить новые возможности для развития.

Как работают соглашения о свободной торговле

Торговые соглашения отражают договоренности двух и более стран об условиях ведения торговли между ними, определяя величину тарифов и пошлин на экспорт и импорт. Бывают не только много- и двусторонние соглашения, но и односторонние – какое-либо государство вводит ограничения на торговлю, но при этом другие страны не прибегают к ответным мерам. В редких случаях односторонние торговые соглашения могут, наоборот, ослабить ограничения.

Соглашения о свободной торговле (free trade agreements, FTA) закрепляют отмену торговых квот и пошлин при экспорте и импорте между странами. В случае двусторонних соглашений затянуть процесс могут нюансы, касающиеся нефтяной, автомобильной и пищевой промышленности – именно эти отрасли чаще всего являются защищенными и получают правительственные субсидии.

Как Украина представлена на экспортном рынке

Экспорт украинских товаров уже растет. Соглашение о свободной торговле между Канадой и Украиной вступило в силу в 2017 году. Статистика говорит о том, что это значительно повлияло на динамику торговли. Так, по данным Минэкономразвития, экспорт украинских товаров в Канаду в 2018 году вырос на 75% в сравнении с 2016 годом. А за первое полугодие 2019 года – увеличился на 37% в сравнении с аналогичными показателями предыдущего года.

За 11 месяцев 2019 года объемы торговли между Украиной и Европейским Союзом выросли на 4,5% и составил $19,2 млрд. Евросоюз получил 42% общих объемов украинского экспорта. Кроме того, в начале октября 2019 сообщалось, что ЕС и Украина готовы к пересмотру Соглашения об ассоциации в части торговли осенью 2019.

Уже в январе 2020-го, премьер-министр Алексей Гончарук заявил на брифинге по результатам проведения заседания Совета ассоциации Украина-ЕС в Брюсселе, что вопрос «промышленного безвиза» активно обсуждается. При этом Верховная Рада в декабре прошлого года приняла соответствующий закон, который должен способствовать прогрессу в переговорах по «промышленного безвиза» с ЕС.

Также среди заключенных в последние годы соглашений – договоры с Израилем и  Грузией. В мае 2019 года стало известно об изменениях в соглашении с Грузией. Благодаря им украинцы смогут импортировать сырье и компоненты из Грузии, перерабатывать их в Украине и экспортировать в другие страны, используя украинские сертификаты происхождения. При этом ставки таможенных пошлин будут нулевыми или льготными.

Также Украина рассчитывает на подписание соглашения о свободной торговле между Украиной и Великобританией. Проблема, которую сейчас решают – определение товарооборота между странами.

Как МСБ выйти на внешние рынки

Украинские компании получают все более выгодные условия для выхода на экспортные рынки. Кроме того, нужно отметить, что малый и средний бизнес важен для международной торговли. Увеличение доли МСБ на международных рынках создаст возможности для масштабирования, ускорения инноваций и упрощения их внедрения, а также повысит продуктивность локальной экономики в целом.

Кроме того, как подчеркивает OECD, большая гибкость и возможность предоставлять индивидуальные кастомизированные решения может дать МСБ преимущество перед большими компаниями на глобальном рынке. Малый и средний бизнес способен оперативнее реагировать на изменения на рынках и сокращающиеся жизненные циклы продукта.

В некоторых нишах международных рынков МСБ доминируют. А небольшие инновационные компании часто становятся ключевыми партнерами транснациональных корпораций при разработке новых продуктов или выходе на новые рынки.

Сейчас заниматься экспортом могут компании любого масштаба. Украинские бизнесы – не исключение. Все еще бытует мнение, что выход на внешние рынки – это сложно и страшно, но на самом деле соглашения о свободной торговле, а также развитие технологий и появление онлайн-маркетплейсов упрощают этот процесс.

Об «инструментах» для упрощения экспортных процедур

Бизнесу, который раньше не пробовал экспортировать, нужно не только понять, на каких рынках они могут найти свою целевую аудиторию, но и продумать маркетинговую стратегию для выхода и решить логистические проблемы. Справиться с этими задачами можно самостоятельно или с помощью маркетплейсов-фасилитаторов.

Онлайн-площадки, в частности, снижают затраты компаний на персонал, стирают географические барьеры и обеспечивают прозрачность и безопасность транзакций.

По данным Salesforce, 82% b2b-покупателей хотят, чтобы онлайн-продажи для бизнеса были такими же, как в случае личных покупок. И действительно, процесс может быть настолько простым.

Выход на экспорт, безусловно, должен быть обдуманным шагом. Но современные компании сталкиваются с гораздо меньшим количеством барьеров, чем те, кто думал об экспорте 10 и даже 5 лет назад. Онлайн-инструменты, включая маркетплейсы и платформы для проведения платежей, делают выход безопасным и понятным, снижают риски и издержки, а рост числа торговых соглашений позволяет экономить на пошлинах и тарифах.

Поэтому начинать экспорт может компания любого масштаба. Главное – тщательно продумать стратегию.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате