Заболело в мире
932,605 человек
Умерло в мире
46,809 человек
Вылечилось в мире
193,177 человек
Заболело в Украине
794 человек
Умерло в Украине
20 человек
Вылечилось в Украине
13 человек
Вирусные «перестановки»: как бизнесу адаптироваться в новых условиях

Вирусные «перестановки»: как бизнесу адаптироваться в новых условиях

О новых вызовах, возможностях и о том, как обернуть ситуацию в пользу компании

Этот материал также доступен на украинском
Вирусные «перестановки»: как бизнесу адаптироваться в новых условиях

Сегодня о последствиях распространения коронавируса как для здоровья, так и для экономики и бизнеса говорят многие. Однако не все говорят о том, как продолжать жить и работать, учитывая эти знания. Кроме того, пандемия – это еще не все вызовы, которые готовит нам будущее. Еще полгода назад эксперты предрекали глобальный экономический кризис, последствия которого также могут повлиять на дальнейшую деятельность. 

Коммерческий директор бизнес-направления организации закупок HD-group Алексей Автомонов рассказал Mind, почему бизнесу стоит уже сегодня задуматься над дальнейшей стратегией, а также над тем, как перестроиться и настроиться на новые вызовы и продолжать жить дальше. 

Начитавшись импортной прессы (мнений, анализов, прогнозов), позволю себе тоже немного поумничать на тему COVID-19 (раз уж все сейчас этим занимаются:). 

Итак, если информация о вирусе, которую мы имеем, верна (а причин сомневаться пока нет), то можно подытожить:

  1. Это новая реальность, в которой мы теперь будем жить и работать.
  2. Нет смысла без симптомов наглухо закрываться дома. Нет никакого смысла бросать работу, увольнять персонал, закрываться, скупать продукты и т. д. Есть необходимость соблюдать уже общеизвестные правила гигиены, в том числе и в социальных сетях.
  3. На основании вышеприведенных фактов придется выработать новый способ работы бизнеса, потому что пересидеть/переждать не получится.

Почему ничто не закончится ни третьего апреля, ни третьего мая

Главная проблема – нет иммунитета. Не закончится до тех пор, пока у существенного процента населения его не будет. Вакцины нет и не понятно, когда она появится.

Ограничительные меры и, соответственно, экономический кризис продлятся в лучшем случае месяцы, в худшем – год, до конца следующего сезона ОРВИ.

Ограничения не отменят эпидемию. Их цель – смягчить, предотвратить пики, снизить нагрузку на систему здравоохранения, чтобы уменьшить смертность. Но так или иначе переболеют если не все, то очень многие.

О новых целях для бизнеса

Новая цель бизнеса: выжить и в прямом, и в коммерческом смысле.  И это проблема собственников – поскольку государство вряд ли может нам как-то помочь.

С чего начать? Ваш бизнес должен быть готов к:

  • перепадам в продажах и производстве: сегодня в панике размели все, что есть на полках, а завтра продукт не будет востребован;
  • конфликтным ситуациям с поставщиками. Почувствовав повышенный спрос, они взвинчивают цены; увидев потенциальные риски в сотрудничестве, меняют условия оплаты; сталкиваясь с логистическими ограничениями, срывают сроки поставок.
  • «выходу из строя» персонала: заболели, не смогли добраться в офис, не с кем оставить детей и т. д.

При этом закупки остаются важнейшей составляющей деятельности любой компании. Своевременное обеспечение предприятия качественным сырьем и материалами, закупленными по оптимальным ценам, – основа его здоровой бизнес-модели.

В стабильно работающей экономике компетентный персонал, автоматизация процессов и системный контроль позволяют достичь высокой эффективности в работе закупок.

Но как вести себя собственнику бизнеса в условиях турбулентности и постоянных изменений, с которыми мир столкнулся в начале этого года?

Рассмотрим три возможных модели поведения.

  1. Пассивная.

«Посмотрим, как оно будет», «нужно переждать» и прочие подобные внутренние посылы практически наверняка приведут к проблемам, а возможно, и к катастрофе в бизнесе. В сфере организации закупок ежечасные курсовые колебания, нарушения логистических цепей, изменения в финансовом положении поставщиков создают риски срыва поставок и остановки производства из-за отсутствия сырья, комплектующих, запчастей.

  1. Активная.

Пересмотр принятых ранее правил, политик и действий внутри компании, повышение гибкости, адаптивности, скорости принятия решений. В закупках – активизация переговоров с дополнительными потенциальными поставщиками, изменение принципов формирования запасов и условий оплаты товаров и услуг. Эти методы позволяют оперативно реагировать на возможности и угрозы, возникающие в период «шторма», с которым на сегодняшний день мы сталкиваемся ежедневно, но ограничивают возможности реакции собственными компетенциями.

  1. Продвинутая.

Создание системы, позволяющей стремительно реагировать на рынок – максимальный перевод постоянных затрат в переменные, гибкое управление товарными запасами и остатками на складах, балансирование кредиторской и дебиторской задолженности и наличие свободных денежных средств.

Как это сделать? Конечно, я не Уоррен Баффет… Но, если не задать эти вопросы сейчас, мы не найдем на них ответ завтра. Не выживем в этом мире в ближайший год и не станем еще успешнее в новом цикле роста.

Всем удачи в переосмыслении и борьбе с вирусами.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате